В конце минувшего года выдающийся гитарист-виртуоз, совместно со струнным квартетом областной филармонии, порадовал ульяновских меломанов изысканными мелодиями в стиле барокко.
«Научившись исполнять пьесы, ты сможешь сыграть что угодно», – говорил дед легендарного гитариста Кейта Ричардса из группы Rolling Stone. Урок пошел впрок, и Кейт действительно стал одним из величайших музыкантов мирового рока. По тому же пути пошел когда-то Евгений Финкельштейн. Правда, тяжелой музыке он предпочел классическую.
– Мне было одиннадцать лет, когда моя мама поинтересовалась у Александра Ситковецкого (создателя группы «Автограф»), что мне нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим соло-гитаристом, – рассказал Евгений. – Он ответил, что мне следует учиться по классической школе. Потом я занимался у прекрасных музыкантов и педагогов – Камилла и Александра Фраучи. Не считаю себя новатором в технике игры, скорее довожу до совершенства то, чему меня научили.
– А рок Вы больше не играли?
– Как-то на фестивале в Германии представился случай тряхнуть стариной – знакомые ребята предложили взять электрогитару и спеть. Я исполнил прекрасную балладу «Улица роз» группы «Ария». Незабываемое впечатление! До сих пор я с удовольствием слушаю рок-музыку, в частности свою любимую группу «AC/DC».
– Вопрос, возможно, не совсем корректный, но… Если бы какой-нибудь эстрадный певец предложил Вам совместный проект?
– Понимаю, к чему Вы клоните (смеется). Во-первых, важное значение для меня имело бы, что это за артист, а во-вторых, какой материал он предложил бы сыграть. Исходя из этого, уже следовало думать. А вообще опыт подобной работы у меня есть – в начале своей карьеры я выступал с вокалистом, мы исполняли романсы. Потом оба ушли в сольное творчество.
– Осенью у нас гастролировал еще один представитель классической гитары – Петер Фингер из Германии, играющий на инструментах, которые мастерит сам. Слышал, и у Вас какая-то необычная гитара?
– Сегодня я играю на гитаре замечательного испанского мастера Хосе Рамиреса Третьего. Это представитель именитой династии, настоящий Страдивари среди гитарных мастеров. Инструмент изготовлен в 1976 году, но до сих пор в прекрасном состоянии и ничуть не утратил глубины и полноты звучания.
Увы, многие гитары из тех, что продают сейчас, не идут ни в какое сравнение с ним.
– Но вернемся к классике. Многие музыканты считают, что российская гитарная музыка переживает небывалый подъем, и появилось много молодых ярких исполнителей…
– Абсолютно верно. Это видно хотя бы потому, что лауреатами престижных международных конкурсов неизменно становятся россияне. Многие дети приходят в музыкальные школы с желанием освоить именно классическую гитару. Талантливых ребят много, главное, чтобы интерес к музыке, желание развиваться не угасало с возрастом. А то иной раз человек прекрасно сыграет на вступительном экзамене в академию, но потом им овладевает апатия, и он забрасывает инструмент. В этом плане есть замечательное правило: «Играй так, чтобы тебе самому было интересно. Если тебе скучно, то и слушатели заснут».
– Это формула успеха у публики?
– Конечно. Случается, что с самого начала концерта слушатели четко воспринимают все, что звучит со сцены. Тем не менее иногда приходят и люди, мало знакомые с музыкой Вивальди, Баха и других великих композиторов. Но по ходу выступления публика переживает творческую эволюцию, ей овладевает магия мелодии, и она начинает всей душой отвечать на каждый такт. Ульяновские слушатели мне показались очень благодарными. Я второй раз выступаю у вас, и мне приятно играть для истинных ценителей классической музыки.
НАША СПРАВКА. Евгений Юльевич Финкельштейн родился в 1972 году в Москве. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат III Международного конкурса «Гитара в России», I Московского международного конкурса классической гитары, IV Международного конкурса «Весна гитары» (Бельгия). Является профессором Государственной классической академии имени Маймонида. Выступает с сольными концертами в лучших концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Австрии, Германии, Великобритании. Концерты гитариста отличает необыкновенно красивый звук, тонкость и выразительность исполнения, разнообразие и изысканность репертуара. В 2002 году немецкое музыкальное издательство «Acoustic Music» выпустило компакт-диск Евгения Финкельштейна «Падение птиц. Русская гитарнаямузыка», который получил множество восторженных отзывов прессы.