В минувшую пятницу прошло заседание совета общественной Экологической палаты, посвященное среди прочего главной теме – качеству питьевой воды в Ульяновске. Поводом, по-видимому, послужила нашумевшая статья Владимира Захарова «Ульяновск пьет худшую воду страны. Аспекты проблемы», в которой автор, по сути, предрекает Ульяновску водный апокалипсис. На заседании Палаты как факты из статьи, так и самого автора подвергли разгромной критике, обвинив в предвзятости и в искусственном нагнетании истерики. Увы, но не всё так просто. Попробуем разобраться в ситуации и выяснить, угрожает ли что-то Ульяновску. Вода в Ульяновске отвечает нормативам? На сегодняшний день вся правобережная часть Ульяновска снабжается водой из одного источника. Этот источник – Куйбышевское водохранилище. Альтернативы ему никакой нет, что позапрошлым аномально жарким летом уже приводило к массовым истерикам в СМИ. Тогда город, якобы, мог остаться без питьевой воды. Но не остался – оказалось, что проблема с «нехваткой воды в Волге» несколько преувеличена. Опасение вызывало и вызывает другое – уровень биологического загрязнения воды на входе очистных сооружений. Очевидно, что аномальная жара способствует размножению в воде вредных для человека микроорганизмов и при недостаточной очистке может привести к массовым эпидемиям, как и утверждал на заседании Палаты Захаров. Но оказывается, что вся питьевая вода, поступающая в городские сети, полностью отвечает нормативам. И по данным «Водоканала», и по данным Роспортебнадзора, из всех проб не отвечают нормативам лишь 2-3 процента, что вполне укладывается в нормы. Не было значимого превышения уровня загрязнения и летом 2010 года, что указывает на то, что очистные сооружения со своими функциями справляются. Подтвердил это и руководитель лаборатории УлГУ Александр Гришин, который заявил, что за всю свою практику ни разу не встречался с тем, чтобы пробы воды из городских сетей не отвечали нормам. «Правда», уточнил Гришин, «лишь по тем показателям, по которым заказывали исследования». Но и это что-то. С такими фактами можно поспорить, лишь обвинив лабораторию, «Водоканал» и Роспотребнадзор в заговоре. Согласитесь, это звучит глупо. На этом и можно было бы закончить разговор о проблеме качества воды как таковой и перейти, собственно, к проблеме отсутствия альтернативного источника водоснабжения города, если бы не одно но. В государственном докладе «О состоянии окружающей среды Ульяновской области в 1998 году» нам попались данные о том, что из всех проб воды, взятых в Ульяновске, 78,7 процента не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. По данным же «Водоканала», подтвержденным Роспотребнадзором, за прошлый год та же цифра составила всего 2,3 процента. Откуда такая разница? За минувшие без малого 15 лет в разы увеличилось качество очистки? Думаем, что так – технологии не стоят на месте. Но есть и другая причина – изменение нормативов. До начала 2002 года качество питьевой воды в системах централизованного водоснабжения регламентировалось СанПиН 2.1.4.559-96, а с 2002 года вступили в действия новые правила – СанПиН 2.1.4.1074-01. Не стоит и говорить, что новые требования оказались несколько более либеральными. Так, например, нормативы по содержанию свинца увеличились в 10 раз – с 0,03 мг/л до 0,3 мг/л. С учётом того, что выбор параметров контроля отдаётся на откуп тому же «Водоканалу» под контролем Роспотребназдора, то теоретически вполне можно сделать воду «чище» на бумаге, не вставая из-за письменного стола. По словам руководителя «Водоканала», в этом году их лаборатория исследует воду по 80 параметрам из всего списка, данного в приложении к СанПиНу, год назад таких параметров было 66. Как мы уже отметили, по данным исследований оказывается, что вода полностью отвечает нормативам. Увы, но по многим и многим параметрам, в том числе и связанным с биологическим загрязнением, это соответствие находится на «границе допуска», то есть никакого запаса, по сути, нет. Обо всем этом на заседании Экопалаты не говорилось, внимание было сосредоточено лишь на главном факте – питьевая вода в городе полностью соответствует нормативам. Но его можно несколько дополнить, тогда вывод будет звучать несколько иначе – питьевая вода в городе полностью соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, по которым она проверяется, но по многим показателям находится на грани нормы. ГЭС может привести к катастрофе Ситуация не катастрофическая, даже, скорее, действительно почти нормальная, но достаточно лишь небольшого внешнего «толчка», чтобы все поменялось, и большая часть города осталась без нормальной воды. Мы видим угрозу, которая может превратить теоретический сценарий «водного апокалипсиса» в реальный. Речь о планах подъёма уровня Чебоксарской ГЭС до 68 метров. Не так давно мы писали об этой проблеме, заострив внимание на том, что власти соседних Поволжских республик среагировали на данные, опубликованные проектантами в рамках оценки воздействия проекта на окружающую среду. Среагировали достаточно бурно, выразив своё отрицательное отношения к планам РусГидро и к недостаточной проработке вопросов воздействия проекта на экологию. В своём материале мы отметили, что наши областные власти своего мнения по этому вопросу не выразили. На следующий день мы получили уточнение со стороны правительства области. Нам напомнили, что наши власти своё мнение выражали. Было это в прошлом году, тогда областные власти высказались за планы подъёма уровня ГЭС. Основной аргумент – улучшение уровневого режима Куйбышевского водохранилища. Очевидно, что серьёзного влияния на уровневый режим Волги в границах Ульяновской области подъём НПУ (нормальный подпорный уровень) Чебоксарского водохранилища не окажет. Основная причина официальной поддержки проекта, скорее всего в другом – в искренней дружбе наших властей с госпожой Селиверстовой, главой Федерального агентства по водным ресурсам. Выразив лояльность, можно ведь надеяться и на деньги. Например, на противооползневые работы. А эти деньги, несомненно, понадобятся сразу же после повышения НПУ Чебоксарской ГЭС… Что же касается мнения относительно ОВОС (его мы и имели в виду в своём материале), то реагировать на результаты оценки воздействия проекта на экологию власти, по-видимому, вообще не намерены. Причина проста – в ОВОС нет ничего про Ульяновскую область. А раз нет, значит не нужно и мнение. Так считают власти. Но верно ли это? Мы уже не раз поднимали тему возможного ухудшения качества воды в Куйбышевском водохранилище в связи с повышением опорного уровня Чебоксарской ГЭС. Никаких реальных исследований этого вопроса, как нам известно, компанией – разработчиком проекта не проводилось. Соответственно, этот вопрос не затронут и в ОВОС. И это печально, ведь никакая альтернативная экспертиза не может провести ту работу, которую проводят проектанты. Хотя бы по причине незнания проекта. Получается, что власти решили попросту проигнорировать возможную угрозу и ради политических целей понадеяться «на авось». Авось пронесет. А вдруг не пронесет? В Чувашии и в Нижегородской области всю потенциальную опасность отлично понимают, поэтому вопрос экологических последствий проекта там стоит достаточно остро и обсуждается на самом высоком уровне. У нас же тишь и гладь с использованием древнего как мир приема замены причины следствием. Нет в ОВОС про качество воды в Ульяновской области? Значит, это не наше дело. Такая вот у нашей власти логика. Так что же нас ждёт, если всё сложится неблагоприятно? При затоплении огромной площади земель в воду попадёт гигантское количество биомассы, которая, разлагаясь, резко ухудшит качество воды по биологическим показателям. Кроме того, наши соседи беспокоятся и о другом – о размытии скотомогильников и свалок химических комбинатов, которые никто толком не учитывал. В этом случае Волге угрожает уже полномасштабная катастрофа. Специалистам известно, что плесы Куйбышевского водохранилища в пределах Ульяновской области – это своеобразные отстойники, сочетающие в себе малую проточность и гигантскую площадь водного зеркала. При этом проточность вышележащих водохранилищ больше, а это значит, что вредные вещества, поступившие в воды Чебоксарского водохранилища, с высокой степенью вероятности будут накапливаться в первую очередь в наших плесах. Не стоит и говорить, что качество воды значительно упадёт. В случае оптимистического сценария – на несколько лет, а в случае развития экологической катастрофы – навсегда. Чем ответит на это «Водоканал»? Оказывается, ответить есть чем. Разработана технология очистки воды активированным углём, ведётся работы по сооружению соответствующих очистных сооружений. В случае резкого ухудшения качества воды эти сооружения будут запущены и помогут сохранить нормальное качество воды, поступающей в сети водоснабжения города. Но все понимают, что это не окончательный выход, городу необходим источник альтернативного водоснабжения. Необходим ли альтернативный источник воды? Необходим не только по причине высокой вероятности «водного апокалипсиса» на Волге, но и по другим причинам. На заседании Экопалаты области затрагивалась, например, проблема оползней вблизи водозаборных сооружений, общее ухудшение качества волжской воды, всё та же проблема водозабора в случае аномально жаркой погоды… Важность альтернативы признаётся всеми и далеко не в первый раз. Увы, но до дела почему-то так и не доходит. Не хватает политической воли, в первую очередь со стороны горадминистрации, ведь именно в её компетенции решение вопросов с водоснабжением города. Когда делают нормальный ремонт в квартире начинают всегда с замены коммуникаций – труб, электропроводки, канализации… Лишь после этого начинают заниматься «косметикой». Наблюдая же за деятельностью городских властей в последние годы, несложно заметить, что «косметика» у нас всегда ставится на первое место. Зачастую свежими «обоями» при этом прикрывают очевидные дыры на стенах, а «импортным кафелем» – текущие гнилые трубы. О базовых вещах последним, по-видимому, серьёзно задумывался Горячев. Именно при нём был построен водозабор и ряд скважин в районе подземных хранилищ воды (Барышское и Свияжское). По словам Сергея Кравцова, руководителя Территориального агентства по недропользованию Ульяновской области, проект тогда не проходил государственной экспертизы, и не было дано даже разрешение на строительство. Тем не менее, работы были выполнены на достаточно значительном участке. Тогда у властей была воля реализовать проект, пусть даже и без экспертизы. Главное было – построить, и это почти удалось. Разрешения получили бы потом, пусть и путём набивания шишек. Увы, но сегодня просто взять и достроить начатое не получится. Во-первых, многое разворовали, а во-вторых, по словам того же Сергея Кравцова, сегодня надо начинать с нуля. Все нормативные документы устарели, оценка потенциальных запасов тоже. Всё нужно начинать заново. Для начала необходимо провести оценку недр, то есть точно определить запасы воды в подземных «резервуарах», так как далеко не факт, что их хватит для полноценного снабжения города. Необходимо также заново оценить качество воды. Далеко не факт, что оно будет отвечать нормативам. Лишь после этого можно утверждать запасы в комиссии по недрам и начинать проектные работы. Все эти задачи Кравцов предложил возложить на «Ульяновскводоканал», поручив ему получить лицензию на исследование недр и провести необходимые работы. Поручить должна горадминистрация, в ведении которой и находится «Водоканал». Естественно, к поручению должно прилагаться и достаточное финансирование. Какое именно? Если говорить про весь проект, то этого сейчас никто попросту не знает. Более-менее точная сумма будет ясна лишь после того, как закончится оценка недр, на оценку которых надо, по большому счету, не так уж и много. Интересно в этой связи высказывание заместителя министра ЖКК области Алексея Егорова, который заявил, что предпроектными работами уже занимается некий инвестор. Но водоснабжение города по закону полностью лежит в компетенции органов местного самоуправления, то есть инициатива должна идти от города. И тут возникает непонимание. Если уже нашёлся инвестор, готовый за свой счёт организовать альтернативный источник водоснабжения для города и продавать воду городскому «Водоканалу», то к чему вообще рассуждения и заседания? Почему мэрия попросту не сообщит, что проблема водоснабжения решается? Да и вообще, почему об инвесторе сообщает не она, в областные власти? Ответ на эти вопросы может быть только один – власти попросту готовят почву. Немного страшилок, пара заседаний и можно под шумок необходимости альтернативного источника водоснабжения повышать тарифы и тасовать активы. Повышать, естественно, «под инвестора». Для этого вовсе не нужна воля, городу не придётся также жертвовать «косметикой» и заниматься неприятным латанием дыр вместо приятного украшательства. Взамен, правда, город получит диктат чужой воли, что, впрочем, для слабой власти нормально. Городской «Водоканал» при этом поступит под «внешнее управление», а затем будет акционирован. А это лакомый кусок – прибыльное предприятие – монополист с возможностью «гибко регулировать тарифы», а если говорить проще – безнаказанно их повышать. Получать сверхприбыли, обдирая народ – что может быть выгодней и проще? Мы же, горожане, в очередной раз окажемся в дураках и будем пить из чужих рук. А что же по этому поводу думает совет Экологической палаты? Оказывается, ничего. Итогом заседания стало лишь распоряжение подготовки обращения к городским властям о рассмотрении проблемы альтернативного источника водоснабжения. То есть, по сути, никому не нужная бумажка, что в очередной раз доказывает, что разнообразные общественные советы и палаты нужны власти лишь для галочки, «одобрямс» и для создания иллюзии вовлеченности среди потенциально оппозиционной общественности. Что ж, можно поздравить власти, партия «вода» разыграна как по нотам… |
|
|
*
Интересно читать про то, как у нас появятся проблемы из-за поднятия уровня воды на Чебоксарской ГЭС. Человек видимо не учился даже в школе, потому что не знает элементарных законов физики. Если уровень водохранилища повысят – это означает лишь то, что будут подтоплены территории Чувашии выше по течению, а скорость течения увеличится из-за бОльшей высоты сброса воды, что может хоть как-то сдвинет илистые отложения у нас в водохранилище.
По поводу “Водоканала”. Его не дадут акционировать, по крайней мере этим инвесторам точно. И не надо говорить про тарифы, что они будут их безнаказанно повышать. Есть ФСТ, которая устанавливает тарифы, выше которых они быть не могут. А если автор работает не для галочки, то пусть подсуетится и найдёт инвестора с ярдом грина. Я ему лично руку пожму.
Потусторонний наблюдатель
Палата – орудие госвласти для подавления инакомыслия в обществе?
От Экопалаты
В марте будет проведено расширенное заседание Экопалаты по проблемам питьевого водоснабжения, в том числе и в МО области. Об этом было сказано в пятницу. Почему автор не услышал (или не захотел услышать) не понятно.
*
“Автор, видимо, сам сторонник “мутной водицы”
Архангел
или 60-процентной)
Всем
По поводу разгромной критики автора Захарова: аспиранта очень корректно поправили ученые химики, экологи, инженеры, (далекие от власти люди) за не научность выводов, дилетантство, безграмотность и непрофессионализм в вопросе, который он взялся освещать на основании статей и заметок в Интернете…. Хотя, по непроверенным сведениям, из аспирантуры его отчислили. На любом Ученом Совете от него бы мокрого места не осталось за такие «перлы», что он выдавал. А тут слушали, удивлялись и посмеивались (правда кое-кто тихо возмущался). Так что тандем журналиста из улграда и товарища аспиранта очень попахивает заказом. Тем более, что ясно было сказано неоднократно, что слушания по вопросу первые и предстоят еще Круглые столы и заседания, чтобы разобраться со всех сторон и основательно. И этого «не услышали». Понятно почему … И о каком инакомыслии идет речь – здесь элементарная безграмотность и популизм несостоявшегося аспиранта
просто бабушка
Здесь не популизм, а предвыборная чернуха. Я бывший врач и химик. – прочитала статью некоего Захарова – ахнула! Минингит оказывается через воду передается!!! Как мы все устали от этих политтехнологий. Скорее бы уж 5 марта. Может успокоятся журналисты, «аспиранты», потусторонние наблюдатели?
Hermes
вы гражданочка соврамши.
Даже самый необразованный врач знает правильное написание названий болезни.
Пишется МЕНИНГИТ.
Эколог с 47-летним стажем.
Наивная вы – бабушка. Не успокоятся они никогда! Всегда найдутся те, которые заплатят за то, чтобы всё вокруг казалось в черном свете. Поверьте старому и мудрому краеведу и экологу. Одно непонятно – зачем уважаемые люди, учене, педагоги из Экопалаты приглашают на свои заседания шестидесятилетних “аспирантов”, Если надо – я подскажу настоящих ученых и практиков в этой области для Круглых столов и больших заседаний.
Но вода-то действительно
плохая в Ульяновске.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
Обеспеченность населения г. Ульяновска централизованным водоснабжением остается стабильным и составляет 100%. Питьевая вода, поступающая населению г. Ульяновск, является доброкачественной, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В городе Ульяновске водозабор для централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется их двух водоисточников, в том числе: 1 поверхностного – реки Волга (Поливенский водозабор, Насосно-фильтровальная станция), 1 подземного – Архангельского грунтового водозабора (АГВ).
При этом, водоснабжение Правобережной части города (кроме пригородной зоны) осуществляется из одного поверхностного водоисточника, а водоснабжения Левобережной части города – из 2-х водоисточников (АГВ, НФС). В настоящее время Станция очистки речной воды (СОРВ) как водоисточник выведена из системы водоснабжения и используется в качестве станции 2-го подъема для дополнительной водоподготовки воды (деманганации), поступающей с АГВ.
В соответствии со ст. 18,19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ульяновской области контроль качества воды осуществляет в рамках социально-гигиенического мониторинга.
Лабораторные исследования качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети сеть осуществляется аккредитованной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области».
Согласно разработанным Федеральной службой Роспотребнадзора критериям оценки качества питьевой воды на 01.01.2012г. Город Ульяновск можно отнести к населенному пункту, обеспеченному питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства.
За 2011 год исследовано 1574 пробы (6,9% не соответствуют гигиеническим нормативам) питьевой воды по санитарно- химическим показателям и 2525 проб (2,3% не соответствуют гигиеническим нормативам) по микробиологическим показателям из распределительной водопроводной сети г. Ульяновска; 18 исследований проб питьевой воды на показатели радиационной безопасности (отклонений от гигиенических нормативов не выявлено)
Комиссия Экопалаты
Уважаемый эколог, будем очень признательны за помощь в работе по воде. Ваши рекомендации по персоналиям шлите на нашу почту. Будем все вместе разбираться, что у нас хорошо, а что не очень и искать выход! А не бреньчать, что все плохо. Правильно как-то сказала наша председательша “Лучше зажечь одну маленькую свечу, чм проклинать темноту” (вроде бы Конфуций)
Эколога ответ
Коллеги. Персоналии вышлю и сам приду. Правильно сказал Конфуций, да вот только никто журналюгам и “аспирантам” за одну маленькую свечу не заплатит, а “темнота” – она безгранична и дорого стоит, особенно у сил тьмы. Им они и служат.
Ульяновскнедра
В соответствии с п. 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах городского округа водоснабжения населения, относится к вопросам местного значения и в соответствии с п. 4 части 1 статьи 51 вышеуказанного закона органы местного самоуправления вправе создавать хозяйствующие субъекты для решения вопросов возложенных на них законодательством.
Организация водоснабжения г. Ульяновска водой питьевого качества за счет подземных источников водоснабжения включает в себя следующее:
В результате поисковых работ (1983-1984 rr.), проведенных в долине р. Свияги между с. Чириково и п. Агроном и в долине р. Барыш вблизи сс.
Котяковка, Красный Бор, Берёзовка, выделено два участка: 1. Свияжский и 2.
Барышский. Определён целевой водный объект, оценены основные гидрогеологические параметры.
По результатам предварительной стадии разведки на участке
Барышском и Свияжском (1985-1987 гг.) установлено:
– активная связь целевого водного объекта с поверхностными
водотоками через маломощный водоносный четвертичный аллювиальный горизонт;
– поверхностные воды (р.р. Свияга, Барыш) подвержены как
химическому загрязнению технологическими отходами суконных фабрик,
так и микробиологическому загрязнению;
– при эксплуатации месторождений приток поверхностных вод к
водозаборам составит 40-60 % от производительности водозаборов;
– слабая защищённость подземных вод целевого водного объекта от
поверхностных источников загрязнения, которыми являются: фермы,
удобрения с полей, скотомогильники и поверхностные воды.
Подсчитаны эксплуатационные запасы подземных вод в количестве
103 тыс. м3/сут, в том числе по Барышскому участку 73 тыс. м3/сут и по
Свияжскому участку 30 тыс. м3/сут. Однако эти запасы были отнесены к
забалансовым из-за невозможности прогнозирования качества подземных
вод в связи со сбросом неочищенных промышленных стоков в речную сеть с
фабрик объединения «Промшерсть». Для утверждения эксплуатационных
‘Запасов НТС ПГО «Центргеология» рекомендовал продолжить работы на
разведанных участках после строительства очистных сооружений на предприятиях и фабриках в бассейне рек Барыш и Свияги и улучшения
общего санитарного состояния данной территории.
В результате детальной разведки Свияжского месторождения
подземных вод для водоснабжения правобережной части г. Ульяновска
(1992-1993 гг.) установлено, что вода целевого водного объекта, в основном,
соответствует требованиям ГОСТа 2874-82, за исключением ряда
компонентов (селен, пестициды), концентрация которых нестабильна и
зависит от содержания их в поверхностных водах. Во время проведения
полевых работ строительство очистных сооружений на суконной фабрике
им. III Интернационала в верховьях р. Малая Свияга не было завершено. В
связи с этим прогноз изменения качества целевого водного объекта
затруднён. Подсчет эксплуатационных запасов, проведенный методом
моделирования, подтвердил возможность водоотбора на месторождении в
количестве 50 тыс. м3/сут, обеспеченность запасов подтверждена. Вместе с тем, остался открытым вопрос о качестве подземных вод из-за отсутствия
очистных сооружений.
Отчеты по поисковым и разведочным работам на подземные воды для
водоснабжения правобережной части г. Ульяновска рассмотрены на НТС
ГПП «Волгагеология» и ПГО «Центргеология». Разведанные запасы
подземных вод не проходили государственную экспертизу запасов подземных вод из-за невозможности прогнозирования качества подземных вод.
Однако в соответствии со СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» материалы государственной экспертизы запасов являются исходными данными для проектирования водоснабжения населения.
Для утверждения эксплуатационных запасов подземных вод в ГКЗ
России по Барышскому и Свияжскому месторождениям в настоящее время
необходимо произвести геологическое изучение недр на перспективных участках с целью обоснования проектов строительства водозаборов.
Для решения поставленных вопросов необходимо определить хозяйствующий субъект, который получит лицензию на право пользования недрами для проведения геологического изучения и последующей добычи подземных вод; возложить на него обязательства по проведению геологического изучения с проведением государственной экспертизы запасов подземных вод, составление проекта водоснабжения и его реализацию.
Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 29 Закона РФ «О недрах» добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов.
Информация “Водоканала” с заседания Экологической палаты
Вся питьевая вода подаваемая в краны горожан соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая». Контроль качества осуществляется органами Роспотребнадзора по Ульяновской области. Согласно письма Роспотребнадзора №2433 от 22.02 2011 г. отклонений от нормативов перед подачей воды в распределительную сеть не было, процент отклонений в распределительных сетях составил 3% ( согласно СанПиН процент отклонений не должен превышать 5 %).
На сегодняшний момент идёт поиск инвестора для реализации проекта по строительству Барышско-Свияжского водозабора. Стоимость работ 23 миллиарда рублей. Освоение денежных средств проектом предусмотрено в течении 6 лет. Расчётная производительность всего комплекса водозабора 120 тыс. м3 воды в сутки. Строительство отдельных систем водоснабжения в городе проектом не предусмотрено. Максимальное потребление в 2011 г. Правобережной части г. Ульяновска от речного водозабора составила 180 тыс. м3 в сутки.
МУП «Ульяновскводоканал» сотрудничает с ведущими институтами страны в области очистки питьевых вод: НИИ «ВОДГЕО», НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина. Проводятся работы по повышению качества очистки питьевых вод с холдингом «АкваПромИнжиниринг» под руководством профессора М.Г. Журбы, автором трудов и учебников в области водоснабжения и водоотведения.
В целях обеспечения населения качественной питьевой водой, постановлением мэрии города Ульяновска от 08.07.2011 была утверждена муниципальная целевая программа «Чистая вода на 2011-2015 г.». В рамках программы проведён комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества водоснабжения на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Основными мероприятиями Программы являются:
– реконструкция водоприёмного оголовка № 2 на реке Волга;
– строительство новых водоводов и систем канализации;
– реконструкция и капитальный ремонт технологического оборудования и коммуникаций систем водоснабжения муниципального образования «город Ульяновск».
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы является:
– выполнение требований СанПиН 2.1.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в части показателей качества по химическим и бактериологическим показателям в пределах установленных нормативов;
– повышение надёжности работы системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «город Ульяновск»;
– развитие централизованной системы водоснабжения муниципального образования «город Ульяновск»;
– создание комфортных и безопасных в экологическом отношении условий жизни населения муниципального образования «город Ульяновск», что в социальном плане позволит улучшить качество жизни и сохранить здоровье населения города Ульяновска.
В 2011 году в рамках программы проведён комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества водоснабжения на территории муниципального образования «город Ульяновск». Все мероприятия, определённые на 2011 год выполнены, в том числе:
– замена работ с жидким хлором на отбор газообразного хлора;
– плановая реконструкция (реновация) изношенных водоводов (600-1200 мм), первый этап – 4 километра;
– плановая реконструкция магистральных сетей 300-500 мм первый этап – 4 километра;
– плановая реконструкция (замена) изношенных разводящих сетей 100-250 мм первый этап – 12 километра;
– строительство сборной нитки второго водовода от скважины №19 до скважины № 30 Архангельский грунтовый водозабор;
– приобретение приборов в лаборатории, для освоения новых показателей и усиления лабораторного контроля.
1. Вся информация о качестве питьевой воды доступна и ежемесячно обновляется на сайте предприятия по адресу http://www.ulvodokanal.ru. Там же любой житель нашего города может задавать интересующие его вопросы.
2. Постановлением мэрии города Ульяновска №2907 от 08.07.2011 г. была утверждена муниципальная целевая программа «Чистая вода на 2011-2015 г.». В рамках этой программы проведён целый комплекс мер направленных на улучшение качества водоснабжения г. Ульяновска. Все индикативные показатели определённые на 2011 г. были достигнуты.
3. В рамках вышеуказанной программы водоснабжение всей Левобережной части города Ульяновска было полностью переведено на артезианские источники.
В 2011 г. МУП «Ульяновскводоканал» получило диплом высшей степени Всероссийского конкурса, проводимого Министерством Регионального развития РФ как лучшее предприятие среди предприятий водопроводно-коммунального хозяйства, за достижения в области водоподготовки, эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения. Также в ноябре 2011 года Муп «Ульяновскводоканал» было награждено дипломом за 1 место в областном конкурсе «Эколог года» в номинации «Лучшая организация-природопользователь».
Елена Сунцова
По поводу статьи.
1.СанПиН 2.1.4.559-96 отличается от СанПиН 2.1.1074-01 всего одним показателем-аммиак (по азоту).В более раннем документе он не нормировался.
2.Кроме САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ и НОРМ существуют ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ (ГН 2.1.5.1315-03), регламентирующие качество питьевой воды. На соответствие им вода также проверяется.
3.ПДК свинца в питьевой воде составляет 0.01 мг/дм3. Концентрация в питьевой воде г.Ульяновска-<0.001мг/дм3
4.Нормативы ПДК постоянно ужесточаются. Например,алюминий:от 0.5 мг/дм3 до 0.2 мг/дм3
хлороформ: от 0.2 мг/дм3 до 0.06 мг/дм3
мышьяк: от 0.05 мг/дм3 до 0.01 мг/дм3
цинк: от 5 мг/дм3 до 1 мг/дм3 и т.д.
Данные есть в нормативных документах.
Это обстоятельство вынуждает постоянно совершенствовать технологию водоподготовки и увеличивать количество
определяемых показателей в питьевой воде.
5. Лаборатория МУП "Ульяновскводоканал" имеет все необходимое (приборы, оборудование, реактивы и т.д.) для
выполнения исследований. Лаборатория аккредитована в СААЛ, имеет лицензию на выполнение микробиологических
показателей. Успешно участвует в межлабораторных сравнительных испытаниях, проводимых ЗАО "РОСА", г.Москва.
6. Содержание большинства определяемых показателей в воде не только не находиться на "грани", как выразился автор статьи, но находиться ниже пределов определения существующих современных методов исследования.
7. Весь список СанПиН не определяет ни одна лаборатория страны. Большинство ограничиваются 40-50 показателями.
ПДК показателей этого списка даны на случай их использования на отдельных территориях сейчас или в будущем. Если
кто-то из заинтересованных лиц укажет о необходимости контроля за каким-то конкретным веществом, с интересом рассмотрим эти предложения.
Два вопроса к профи
1. Какая связь между качеством воды на выходе из Водоканала и качеством воды из под крана жителей города? Бьюсь об заклад, что какую-бы чудесную воду я не пил, анализы на “выходе” будут отличаться от анализов на “входе”.
2. Предположим гипотетическую ситуацию, когда ваша лаборатория в течении недели будет выдавать анализы, не соответствующие нормам… Что скажет Вам директор???? Без премии останетесь? Интересно посмотреть, какие анализы были опубликованы на сайте Водоканала в памятную дату 1-2 июня (по Новому городу)?
PS
Хорошая практика, когда лаборатория Водоканала контролирует качество воды в Водоканале…
По аналогии можно организовать в Министерствах и ведомствах комиссии (из чиновников) по борьбе с коррупцией…
Дядя
Бабушка дважды соврамши! Менингит передаётся через воду! Читать надо внимательнее информационные плакаты в поликлиниках. Не понял о каком великовозрастном аспиранте тут речь, но, в принципе,он прав в том, что качество воды в конечном итоге ухудшится. Все равнинные водохранилища проходят 4 стадии развития своих экосистем. Последняя стадия – стадия дестабилизации, когда спрогнозировать на фоне плохих показателей качественное состояние экосистемы в последующем, практически невозможно. Именно в этой стадии и пребывает сейчас Куйбышевское водохранилище. Чебоксарское – более молодое и у него всё впереди. Подъём уровня в нём на первом этапе увеличит первичную биопродуктивность за счёт выщелачивания биогенов. Затем произойдёт последовательная смена доминирующих видов фитопланктона. Доминирующие в настоящее время синезелёные на некоторое время чуть потесняться в пользу других групп водорослей, но в конечном итоге победят вездесущие синезелёные. Участятся случаи гиперцветения. В итоге вода будет разбавлена значительным количеством видоспецифичных токсинов синезелёных, образующихся в результате отмирания и гниения этих водорослей. Эти токсины не определяет ни одна лаборатория водоканала и от них не избавляет ни одна действующая фильтровально-насосная станция. Зато эти токсины очень здорово “определяет” человеческая печень. В экосистеме сначала эти токсины значительно снизят численность зоопланктёров-фильтраторов, усугубив ситуацию с качеством воды. Затем пострадают остальные звенья пищевой цепочки, снизятся показатели видового разнообразия и, соответственно, устойчивости системы. Наступит стадия дестабилизации. Печально, но приходится повторять, что любое вмешательство человека делает систему нестабильной, а управлять ею дорого и пока ещё никто не умеет. В целом транзитный перенос вещества сменится на аккумуляционный, начнутся процессы вторичного загрязнения воды из донных отложений. Сейчас по данным Гидромета качество воды в Куйб в-е несколько улучшилось. Но как это определяется? По УКИЗВ, т. е по интегральной оценке 14 показателей. Скептическое отношение к объективности такой оценки высказывали ведущие химики МГУ, КГУ и некоторых европейских государств. И не Гидромет в этом виноват, такова методика. А теперь сопоставьте то небольшое количество ингредиентов, по которым воду оценивает водоканал с реальным химическим букетом, присутствующим в воде. Посмотрите сколько веществ занормировано в СанПиНе “Вода питьевая”. Они, кстати, даже нумерацию там не проставили. И это только ничтожная часть того, что в действительности может присутствовать в воде. По водным объектам хозяйственно-питьевого водоснабжения, например, ПДК установлены всего для 1345 ингредиентов. Напомню, что мониторятся преимущественно 14 ингредиентов. Лаборатория же водоканала не оснащена даже оборудованием для экспресс-биотестирования, что позволило бы хоть как-то попытаться интегрально оценить качество воды. Поэтому говорить о соответствии воды СанПиНу, конечно-же, можно, но говорить о её безопасности для здоровья – нет. Ну и наконец о водопое с чужих рук. Был в одной очень капиталистической и очень европейской стране, так там мне рассказали, как муниципалитет в едином строю с простыми горожанами буквально физически отбивались от попыток мафии завладеть городскими водозаборами.
Скажи-ка, Дядя, ведь не даром?
Слова не мальчика-аспиранта, а ученого мужа.
Профессор, где можно посмотреть данные независимых исследователей о качестве воды в ульяновской области?
С уважением,
Аспырант
От Экологической палаты Ульяновской области
Экологическая палата Ульяновской области принимает активное участие в решении вопросов качества питьевой воды.
20 января прошло первое заседание, на котором впервые обсуждали этот вопрос. Видимо автор статьи не услышал или не захотел услышать, что члены Общественной палаты только приступили к рассмотрению данного вопроса и будут возвращаться к нему неоднократно. Следующий совет по этой теме будет проведён в марте этого года. И этот совет будет посвящен только качеству питьевой воды.
Экологи области категорически не согласны с тем, что они якобы «ничего не думают по этому поводу». В процессе обсуждения были найдены «болевые точки» этой проблемы, и их автор статьи тоже должен был услышать. Например, была обозначена проблема отсутствия резервного источника водоснабжения. В этой связи и принято решение направить письмо на имя главы города Ульяновска, так как по законодательству вопрос создания резервных источников находится в ведении муниципального образования. Второй выявленный аспект проблемы – водозабор из поверхностных источников. Третья проблема – изношенность труб, необходимость проведения ремонта системы водоснабжения. Для этого Экологической палатой будут направлены письма в управляющие компании и структуры ЖКХ.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что члены Экологической палаты не одобрили существующую ситуацию, а только приступили к рассмотрению вопроса качества питьевой воды. Он будет решаться поэтапно, будет организован ещё ряд совещаний с приглашением ведущих экспертов.
Автор статьи сводит роль Экологической палаты к нулю, с чем так же не согласны её представители. Ежедневно в адрес Экопалаты приходят письма от граждан и организаций с различными просьбами и предложениями, которые этот общественный орган старается решать в рамках своих полномочий. И много вопросов решает.
В Экологическую палату входят люди, которым небезразлично состояние окружающей среды в области. Поэтому, если для вас это тоже важно, предлагаю перейти от неконструктивной критики к рабочему диалогу. Предлагайте свои решения проблемы или вступайте в Экопалату для их решения.