На станции Ульяновск-Центральный прошли капитальные работы по замене перекрестных стрелочных переводов на железобетонный брус.
Солнце еще не показалось на горизонте, а над горочным комплексом станции Ульяновск-Центральный уже появилось свое живое предрассветное «облако» – не менее ста человек в оранжевых жилетах. Загорелые не по сезону лица (память о горячей летней путейской страде) терялись в сумраке, а разговоры сводились к обсуждению предстоящих работ – капитальному ремонту двух стрелочных переводов на станции Ульяновск-Центральный. Основная роль в этих работах отводилась работникам Рузаевской путевой машинной станции, которых здесь было большинство.
Интуитивно выделяю среди них главного – мужчину в возрасте, но с удивительно детской, располагающей к себе улыбкой – это самый опытный работник ПМС-146, ведущий технолог Сергей Иванович Бакаев. Пытаюсь приноровиться к его быстрому шагу, чтобы успеть расспросить о фронте работ. В этом году для ПМС-146 это уже шестая замена стрелочного перевода. Завтра будет седьмая, а еще один стрелочный перевод предстоит сменить в ближайшее время уже в Саранске.
– В предстоящих работах принимают участие 60 работников ПМС-146, – объясняет мне Сергей Иванович. – Начало «окна» запланировано на 7 утра. Наша задача предельно проста – разобрать старый стрелочный перевод, положить новый и открыть по нему движение. «Окно», рассчитанное на 12 часов, должно завершиться к семи часам вечера. 10 ноября такие же работы по смене стрелочного перевода пройдут и в Центральном парке станции Ульяновск-Центральный. Второе «окно» предполагает более высокую степень ответственности, так как оно практически закроет движение поездов по станции. Нужно действовать быстро и слаженно, чтобы успеть в срок.
Тут же последние указания перед началом работ дает своим подчиненным замначальника Ульяновской дистанции СЦБ Алексей Репин. Он курирует участки Ульяновск – Инза, Ульяновск – Цильна, а также сам узел. По его словам, электромеханикам предстоит обеспечить движение привода к стрелочному переводу, – объясняет он, – а также подготовить работы, связанные с сохранением кабельных трасс и действующих коммуникаций.
Прерывает Репина появление на территории горочного комплекса состава с платформами. Это прибыла необходимая для работ техника: бульдозеры, а также специальный самоходный кран для укладки стрелочных переводов – «УКСП-25». Махина медленно нависает над стальной колеей. И путейцы, которые считают эту технику почти родной, все равно замирают вместе со мной: вот она – железнодорожная мощь во всей красе!
– Таких кранов на Куйбышевской дороге всего четыре, – поясняет с гордостью Бакаев, – его преимущество – в поворотных порталах, что позволяет укладывать стрелочные блоки целиком.
Наконец, от дежурного по станции Ульяновск-Центральный поступает разрешение о предоставлении «окна». С этой минуты начинается отсчет подготовительных работ по демонтажу старого стрелочного перевода. В первую очередь, откручиваются болты непосредственно в тех блоках, которые предстоит заменить. Болты немного грустно позвякивают, но поддаются. Вскоре к работникам присоединяется и заместитель начальника ПМС-146 Денис Катасонов – непосредственный руководитель работ по замене стрелочных переводов. Он решал оргвопросы в составе комиссии.
Между тем старый стрелочный перевод уже разбирают и грузят на платформу, стоящую на соседнем пути. Наступает время для подготовки балласта – бульдозеры «срезают» загрязненный грунт на глубину 40 см, углубляют засоренные междупутья, чтобы создать чистый слой щебня под шпалами. Новый стрелочный перевод укладывается с помощью четырех блоков. Производится дозировка щебеночного балласта хоппер-дозаторами и выправка шпалоподбойками. Все разговоры в эти минуты сведены к минимуму.
С соседнего пути думпкары выгружают чистый щебень. Для этого создается разделительный слой, чтобы мелкие частицы грязи не выходили на поверхность и чтобы щебень не засорялся. Стрелочный перевод обкатывается, после чего производится его вторичная выправка и сдача в постоянную эксплуатацию Ульяновской дистанции пути.
Промозглый ветер заставил меня поглубже втянуть голову в плечи, но для работников путевого хозяйства, занятых работой, понедельник выдался жарким. Многие расстегивали воротники, смахивали пот со лба. Они привыкли работать и не в таких условиях.
Автор: Александр Савенков