Четыре года назад наша газета уже писала о выставке «Предстояние» известного в России и за рубежом художника Константина Васильевича Худякова. Тогда эта в высшей степени необычная инсталляция выставлялась в Третьяковской галерее. А теперь и димитровградцы смогли увидеть работы мастера нового направления в изобразительном искусстве – цифровой живописи. 17 марта в выставочном зале НКЦ имени Славского открылась выставка работ Худякова «Предстояние»
На выставке представлены двадцать три портрета, вернее сказать – лика. Автор попробовал собрать воедино разрозненные детали биографии, черты, особые приметы библейских персонажей. Представленные работы выполнены в жанре «психологического портрета», как определяет его сам автор. Изначально проект осуществлялся как заказ одного крупного российского коллекционера православных икон. Автор ставил перед собой задачу художественно показать известные библейские образы в свете сегодняшнего восприятия, это некая современная иконо-графия. Зритель может увидеть Моисея, апостолов Петра и Павла, Ноя и даже Иисуса.
Наш корреспондент побеседовал с автором о выставке и планах на будущее.
– Константин Васильевич, вы ведь не впервые в нашем городе?
– Нет, конечно. У меня здесь пять братьев и сестер. Я даже работал в НИИАРе в начале семидесятых. Димитровград – это моя вторая родина. Я здесь часто бываю.
– С чего начинался путь художника?
– С третьей попытки поступил в Московский архитектурный институт, закончил его. Архитектором, правда, не проработал ни одного года, а сразу занялся дизайном, живописью, сейчас занимаюсь цифровым искусством.
– Что это – «цифровое искусство»?
– У каждого художника, по всей видимости, есть свой инструмент, близкий ему по духу, который может в полной мере его удовлетворить и выразить то, что он хочет сказать. Новые цифровые компьютерные технологии – это мой инструмент. Я его ждал всю свою жизнь, потому что, как мне кажется, я в живописи и в графике не очень силен. А компьютерная графика мне очень нравится, думаю, здесь у меня получается лучше.
– Расскажите, пожалуйста, о своем проекте, который вы сейчас выставляете в нашем городе.
– «Предстояние» – проект, над которым я работал четыре года. Изначально это был заказ. Один коллекционер, очень известный владелец крупной коллекции русских икон, уговорил меня попытаться в новых технологиях создать новые иконы. Вначале задача стояла именно так: создание современных икон. Но пока шла работа, я пришел к выводу, что этого делать нельзя. Потому что, перечитав Библию, перечитав массу материала, касающегося библейской истории, понял, что описываемые персонажи – конкретные исторические личности. Мне захотелось создать их реальные портреты. Показать, как выглядели эти люди. Конечно, это мой личный взгляд. Но я основывался на том историческом досье, которое собирал мой помощник в этом деле – культуролог, историк и критик Роман Багдасаров, на том богатейшем материале по иконографии, которая существует в нашей стране, собрана в музеях и коллекциях.
– Каким образом создавались портреты?
– После того, как я перечитал и пересмотрел материалы, у меня сложились свои представления о том, как мог выглядеть тот или иной персонаж. Сначала я создал скульптурные портреты в 3D-программах. Затем стал вести съемку моделей. Причем делал зачастую не портреты людей, а фрагменты человеческих лиц. Всего было отснято около 60 тысяч фотографий этих фрагментов более 350 фотомоделей. А затем этими «кусочками» человеческой ткани я, грубо говоря, «обклеивал» имеющийся скульптурный портрет. Технология абсолютно уникальная. Каждый образ, который вы увидите – это тысячи и тысячи фрагментов лиц. Была сложность в том, чтобы привести все портреты в одно состояние – душевное и духовное. Сначала может показаться, что все они одинаковы. Но на самом деле это не так. Я попытался дать им состояние как бы перед смертью и в момент воскрешения. Такое не совсем естественное для нормального человека состояние.
– Вы ощущаете себя творцом?
– Я художник. Нет, творцом не ощущаю. Если художник – это творец, тогда да. Просто я таких слов не люблю. Я не фотограф, просто фотографию использовал как материал, для пластической обработки, для дальнейшей работы. Сама фотосъемка – это техническая съемка, не художественная. Мне были нужны просто кусочки человеческой плоти. Я ходил, смотрел, приставал к людям, уговаривал их сниматься. Иногда меня просто посылали, особенно когда к мужикам приставал (смеется).
– Над чем вы работаете сейчас?
– Сейчас мы готовим большой эротический проект. Используется та же цифровая технология. Пытаемся создать идеальную женщину.
– Венеру Милосскую?
– Нет, скорее Маху.
– Привезете показать в наш город?
– Ну, работа большая, года через два будет готово, я думаю.
– Мы согласны подождать.
Биографическая справка
Константин Васильевич Худяков. Родился в селе Царевщина Саратовской области в семье учителей 2 января 1945 года. В 1965 году поступил в Московский архитектурный институт на кафедру промышленной архитектуры. В 1971 году защитил диплом по теме «Концепция города будущего» с отличием. В этом же году был распределен госкомиссией на должность главного художника Центрального музея В.И.Ленина в Москве. Дизайнер многочисленных экспозиций Музея В.И.Ленина в СССР и за рубежом (Швейцария, Финляндия, ГДР, ЧССР, Венгрия, Польша, Вьетнам, Куба, Болгария, Йемен, Монголия, Франция). В 1984 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник Киргизской ССР».
Выставки работ художника проходили во многих странах мира.
Живет и работает в Москве. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в частных и корпоративных коллекциях России, Швеции, Финляндии, Германии, Колумбии, Австрии, Боливии, США, Японии, Франции, Чехии, Турции, Голландии, Греции, Румынии, Англии, Гонконга.
Президент Российского творческого союза художников, президент Международной федерации художников, член-корреспондент академии художеств России.
Павел СЛЮНЯЕВ