Еще раз напоминаем, что с 1 января 2015 года вступает в силу постановление Правительства РФ №1380, согласно которому водятся повышающие коэффициенты на нормативы потребления коммунальных услуг и услуг на ОДН. Однако это не значит, что управляющие компании могут теперь самовольно начислять гражданам повышенную плату за отсутствие приборов учета, все намного сложнее…
Практически уже под занавес уходящего прошлого года руководство страны решило применить стимулирующие меры к так называемому «оприбориванию» жилого фонда. Стимул понадобился потому, что не так уж и многие и не так уж и охотно выполняли требования закона об энергосбережении в части организации учета потребляемых коммунальных ресурсов. Причин тому масса, и вдаваться в них мы не будем.
Но факт есть факт: несмотря на требования законодательства, счетчики к указанному сроку поставили далеко не все. И Правительство решило граждан дополнительно простимулировать, введя повышающие коэффициенты:
на I полугодие 2015 года – 1,1;
на II полугодие 2015 года – 1,2;
на I полугодие 2016 – 1,4;
на II полугодие 2016 – 1,5.
С 2017 года коэффициент будет равен 1,6, то есть переплачивать придется более чем наполовину. Узнав эту информацию, некоторые управляющие компании так оживились и одушевились, что поспешили еще до выхода официальных нормативно-правовых актов начислить повышенную плату жителям. Напомним, что в прошлом номере «Управдома» мы предупреждали о преждевременности такого шага и предостерегали от нарушения законодательства УК и РИЦ. Дело в том, что данные коэффициенты не могут применяться просто как арифметический множитель к имеющимся суммам в платежке. Для начала должен быть подготовлен и выпущен соответствующий региональный нормативно-правовой акт.
Кроме того, остается открытым вопрос: куда пойдет та переплата или та надбавка за счет коэффициентов – в карман УК, поставщикам ресурсов или еще куда? Все эти вопросы рассматривались 26 декабря 2014 года на совещании Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике.
– Просто так повышающий коэффициент применяться не может, должен быть отдельный норматив с применением этого коэффициента, который должен быть рассчитан и утвержден на уровне субъекта, – прокомментировал заместитель директора ульяновского филиала ОАО «ВоТГК» Сергей ГУЖЕВ. – Такого документа на сегодняшний день у нас в регионе нет.
В свою очередь, начальник отдела Департамента по регулированию цен и тарифов Наталья НИКОЛИХИНА сказала, что само постановление Правительства появилось лишь 17 декабря, а вступило в силу лишь 24 декабря, накануне больших новогодних каникул, и времени на подготовку региональных нормативно-правовых актов остается очень мало. По последним данным из Департамента, новые нормативы с применением повышающих коэффициентов появятся у нас не раньше 1 февраля. То есть те начисления с коэффициентом 1,1, которые попытались делать за январь некоторые УК, не имеют законной силы.
– Предлагается направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, – пояснил председатель Комитета ЗСО по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий АНТОНЦЕВ. – Однако в большинстве домов Ульяновска мероприятия по энергосбережению не приняты. Возникает проблема не только учета средств, но и их расходования. Ульяновским УК и ТСЖ необходимо сейчас начать разработку мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности своих домов.
Директор Ульяновского филиала ООО «РИЦ» Виктор САКУН высказался за применение и установление коэффициентов, так как это единственно эффективная мера, которая действительно заставит собственников поголовно установить приборы учета. Вместе с тем он также отметил, что есть определенный ряд домовладений, которые ни при каких условиях не будут устанавливать приборы учета, и это приведет к увеличению их долга за коммунальные платежи.
Постановлением №1380 предусмотрено, что коэффициент будет применяться только там, где есть техническая возможность установки коллективных (общедомовых), а также индивидуальных приборов учета. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.201 1 №627. То есть, чтобы иметь подтверждение о возможности установки счетчика, необходимо сначала провести обследование, которое следует занести в акт, иначе начисление платы с применением повышающего коэффициента может быть оспорено в суде. Проще говоря, гражданин может отказаться платить повышенный размер платы с применением коэффициента, пока не доказано, что в его квартире действительно имеется возможность установки приборов учета.
В резолюции совещания Комитета ЗСО управляющим организациям, ТСЖ и ЖСК рекомендовано организовать, руководствуясь приказом Минрегиона №627, проведение ревизии жилых и нежилых помещений МКД на наличие технической возможности установки приборов учета.