С 30 сентября по 4 октября 2009 года в Ульяновске проходили полномасштабные испытания нового мостового перехода через Волгу. Их целью было выявление возможности ввода в эксплуатацию моста под расчетные нагрузки. Это необходимо и особенно важно, потому что ульяновский мостовой переход – объект уникальный, двухъярусный, крупнейший в Европе, и строился не одно десятилетие.

Напомним, что мостовой переход через реку Волгу в городе Ульяновске включен в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Его длина составляет 5 километров 825 метров, а с подходами – 12 километров 976 метров. Непосредственно сам мост состоит из 25 пролетных строений. Пролет двухъярусный – для 4-полосного движения автомобильного транспорта по верхнему ярусу и 2-полосного – по нижнему. Прогнозная интенсивность движения по мосту – до 40 тысяч автомобилей в сутки.

Строительство мостового перехода через Волгу в Ульяновске началось в 1986 году. В настоящее время здесь выполнено 97 процентов всех строительно-монтажных, дорожных и других работ. Долгожданный мостовой переход близок к завершению и успешно выдержал экзамен на время и прочность.

– Перед тем, как проводить полномасштабные испытания, – поясняет научный руководитель, доктор технических наук, профессор, директор по науке ЗАО «НПА ИМИДИС» Александр Ильич Васильев, – мы тщательно обследовали все конструкции и удостоверились, что они сделаны в соответствии с проектом. Испытания должны подтвердить этот вывод. Мосты начинаются на земле! Как отметил Александр Васильев, в ходе испытаний ульяновского моста загружались пролетные строения как по верхнему, так и по нижнему ярусам. Испытательную нагрузку общей массой 960 тонн составили 48 груженых автомобилей «КамАЗ» (по 20 тонн каждый). Для изменения напряжения было использовано свыше 70 приборов. В том числе, компьютерные измерительные системы – КИС ИМИДИС, где получаемые показатели передаются по радиоканалам в режиме онлайн и мгновенно обрабатываются специальной компьютерной программой.

С помощью современных геодезических средств – тахеометров – сделаны измерения прогибов каждого пролета. Испытательная нагрузка общей массой 480 тонн (4 колонны по 6 автомобилей в каждой) пропускалась по всем пролетам с измерением прогибов, которые являются интегральной характеристикой, отражающей характер поведения конструкций под нагрузкой. Динамические испытания моста проводились путем проезда с разными скоростями груженых автомобилей, в том числе, для определения амплитудно-частотных характеристик – с преодолением порожка высотой 50 миллиметров, имитирующего возможные неровности покрытия.

– Кроме пролетных строений, наши инженеры-водолазы обследовали подводные части опор. Также мы специально проводили торможение автомобилей над самой высокой третьей опорой (59 метров), замеряли напряжение. Все испытания были пройдены успешно. Главный вывод, который был сделан, – грузоподъемность сооружений первого пускового комплекса моста соответствует проектным временным нагрузкам, – заявил Васильев. – Ульяновский мост может быть сдан в эксплуатацию!

Сейчас необходимо завершить монтаж устройств, обеспечивающих безопасность движения – установить ограждения проезда, мачты освещения, светоотражатели, нанести разметку проезжей части. Дата ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса мостового перехода через Волгу в Ульяновске и открытия автомобильного движения по верхнему ярусу намечена на 18 ноября 2009 года.

Александр Лайков