Виктория Чернышева
На конференции “Ил-76: вчера, сегодня, завтра”, которая прошла на ульяновском авиазаводе “Авиастар-СП”, обсудили важный вопрос – стратегию работы с поставщиками. Определенность необходима для того, чтобы выполнить объемный госзаказ: авиазавод должен собрать для Минобороны РФ 39 модернизированных Ил-76МД-90А (а в перспективе – более 100 машин до 2020 года). Это самый большой, на сегодняшний день, контракт в мире по количеству поставляемых тяжелых транспортных самолетов.

– Сегодня мы создаем пул поставщиков, которые станут нашими партнерами на долгие годы. Важно, чтобы они понимали специфику этого госконтракта, – рассказал на конференции заместитель директора по закупкам ОАО “ОАК – транспортные самолеты” Александр Конорев. – В отличие от других госзаказов, цена была установлена Минобороны директивно, военное ведомство не компенсирует затраты на возобновление и подготовку производства, кредитную нагрузку – а это порядка 15 процентов. И сложилась такая ситуация, что исполнитель контракта имеет отрицательный уровень рентабельности.

Условия контракта с Минобороны достаточно сложные: в его рамках цена продажи самолетов на 18 процентов ниже их себестоимости. Прямой убыток ОАК от продажи, по прикидкам, составит 600 миллионов рублей на одно воздушное судно. Вдобавок ко всему, оплата военным ведомством пойдет спустя три года после поставок самолетов – то есть, в 2017 году. А это значить, что корпорации придется привлекать кредитные средства.

Для того, чтобы максимально сгладить ситуацию, сделать самолет конкурентоспособным, поставщикам предложено “умерить аппетит” – вместо традиционных 15 процентов рентабельности заложить 1-2 процента. Потери обещано компенсировать участием в других крупных проектах Объединенной авиастроительной корпорации.

– Поставщики, которые примут наши условия работы по проекту Ил-76, получат много возможностей. Им обещаны большие перспективы, которые не соизмеримы с той суммой скидки, которую потребовал ОАК, – пояснил Конорев. – Прежде всего, они получат долгосрочный контракт на 39 воздушных судов в рамках заказа минобороны. Если с военным ведомством будет подписан другой контракт, они смогут получить опцион на поставку комплектующих для топливозаправщиков и других модификаций Ил-76. Также поставщики смогут участвовать в другом проекте – производстве МТА (многофункционального транспортного самолета), а также в пока еще потенциальных проектах – Ил-112 и Ан-124. Сегодня мы открыты к проведению совещаний по реализации проекта “Суперджет-100”, обсуждению возможности локализации производства зарубежных комплектующих. Западные поставщики уже открыто выразили желание обеспечить лицензионное производство в России. Таким образом, наши поставщики смогут организовывать с ними СП. А когда в серию пойдет МС-21, они также, “автоматом”, получат заказы.

Кстати, один из лояльных поставщиков Ил-76 уже создал совместное предприятие с зарубежным партнеров, участником проекта МС-21 – об этом будет официально заявлено в рамках авиасалона в Ле-Бурже в июне нынешнего года.

В настоящий момент ОАК-ТС отобрали 42 поставщика (в их числе – три крупных холдинга), с которыми ведутся переговоры. Есть и те, кто не вошел в положение и отказался от условий, предложенных корпорацией. С ними предложено заключить контракт на год – два (это выпуск трех – пяти комплектов изделий); параллельно заказчики начинают предлагать их номенклатуру другим поставщикам. Такие партнеры будут включены в “черный” список: участие в новых проектах для них будет невозможно. Как уточнил Конорев, планируется произвести ревизию по текущим проектам: нелояльных поставщиков планируется заместить более лояльными, теми, кто может обеспечить конкурентный уровень цен.

Такие примеры уже есть. Президент ОАК подписал приказ о приостановке всех новых проектов и работ по ОКР с одним из нелояльных поставщиков, который производил элементы гидравлической системы.

– Некоторые поставщики говорят: мы не верим в авиацию. Мы принимаем это к сведению и приложим все усилия к освоению комплектующих у других поставщиков. Работать будем только с теми партнерами, которые в нас верят и готовы идти вперед, несмотря ни на что, – отметил Конорев.

Кстати
Губернатор Сергей Морозов заявил на конференции, что поставщики могут расположиться на территории Ульяновска: принято решение о создании в регионе крупнейшего в России индустриального парка авиационной направленности. Разместить его планируется на свободных площадях “Авиастара”. Работы по созданию индустриального парка начнутся уже в этом году.

Кроме этого, президенту РФ внесено предложение об объединении профильных активов в единый комплекс – Российский центр транспортного авиастроения. Его ключевыми элементами станут производственник – “Авиастар-СП”, разработчики и эксплуатанты транспортных самолетов – авиакомплекс имени Ильюшина, ОАК-ТС. Цель создания такого Центра – в объединении под единым руководством всех структур, занимающихся проектированием, производством и послепродажным обслуживанием российских транспортных самолетов на протяжении всего их жизненного цикла.

Подписание соответствующего соглашения состоится на авиасалоне МАКС-2013 в августе нынешнего года.

Справка “РГ”
В настоящий момент примерно 30 процентов от общего мирового парка рамповых транспортных самолетов составляют воздушные суда, разработанные и поставленные во времена СССР. Последние 20 лет поставки отечественных транспортных самолетов носили единичный характер. По оценке аналитиков, мировой рынок военно-транспортной авиатехники довольно стабилен. Объем зарубежного рынка оценивается примерно в 5-6 миллиардов долларов США ежегодно – это 80-90 самолетов различного класса.

Главными конкурентами Ил-76МД-90А считаются С-17 (самолет компании “Боинг”, его серийное производство планируется прекратить из-за высокой цены в 2014-2015 годах), Airbus А400М , Lockheed С-130 Hercules.