Ольга КОВАЛЕНКОВА

«Комсомолка» решила разобраться в этом вопросе.

В Ульяновской области все еще ведутся жаркие споры относительно того, какие перемены ждут нас в связи с переходом учреждений образования на новые организационно-правовые формы. А меж тем 83 федеральный закон вступил в силу уже с 1 января 2011 года.

– Неужели за знания придется платить? – задала вопрос по телефону мама 13-летнего Артема Антонина Снегова. – Зарплата у нас с мужем небольшая. Хватает только на оплату коммуналки, еду и самые необходимые вещи. В последнее время стали ходить упорные слухи о том, что в школах минимум предметов будет бесплатным, а за остальные придется выкладывать круглые суммы. Неужели это правда? И вообще, зачем этот переход школ на автономную форму?

– Все новое всегда воспринимается с достаточной осторожностью, что вполне объективно, – высказала свою позицию директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области Ольга Мезина. – Федеральный закон № 83 направлен, прежде всего, на реформирование бюджетной сферы. Согласно этому документу, все государственные муниципальные, бюджетные организации разделяются на три типа: казенные, автономные и бюджетные.

Ольга Николаевна рассказала, что автономное учреждение отличается от бюджетного тем, что его руководство будет брать на себя большую ответственность по ряду позиций (по источникам финансирования, денежной обеспеченности и т.д.).

– Возможность самостоятельного распоряжения имуществом любому автономному учреждению (АУ) позволит более эффективно использовать основные фонды, – продолжила Ольга Мезина. – Бюджет школы из «бюджета выживания» должен будет превратиться в «бюджет развития». При этом за деятельностью учреждения, переходящего в статус автономного, будет установлен усиленный контроль. Для этого создадут наблюдательные советы. Это позволит сделать работу АУ более открытой, а принятие решений – коллегиальным. Так что опасения относительно перехода некоторых школ на автономную форму недостаточно обоснованы.

Отдельное внимание стоит заострить и на стандартах второго поколения (ГОС), о введении которых сегодня много говорят, но еще не все четко понимают, что это значит. С 2011 календарного учебного года все первые классы школ Ульяновска переходят на введение ГОСов. Они интересны и отличаются от прежних правил тем, что к ним предъявляются три группы требований: к результатам освоения основной программы, к ее структуре и условиям реализации. Родителей, конечно, заинтересует введение десяти новых бесплатных часов, которые будут рассчитаны на так называемое внеурочное обучение (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное). Это должно позволить вовлечь КАЖДОГО ребенка в дополнительную систему образования.

– Стандарты второго поколения новы, и на школу теперь ложится большая ответственность за их реализацию, – сказала Ольга Николаевна.

– 2011 год является переходным к полномасштабной реализации нового закона, – продолжил заместитель главы города Олег Мидленко. – И, понимая, что автономное учреждение – новая форма для нас, то мы решили перевести на нее пока несколько учебных заведений в рамках пилотного проекта. Сразу скажу, что о переходе на платное образование здесь речи вообще не идет. Муниципальное финансирование сохраняется как минимум в том же объеме. Но деньги станут передавать не по смете, а в виде субсидий. Руководство и совет вправе решать, как эти средства использовать. Школа же будет обязана оказать тот вид услуг, который оказывался ранее. В настоящее время в Ульяновске разработаны нормативы финансирования и функционирования системы. И хочу добавить к словам коллеги, что переход на новые стандарты – это расширение возможностей, а не ущемление прав.

Стандарты пока есть только для младшей школы. Для учащихся средних и старших классов пока будут действовать старые правила. Проект новых ГОСов для старших ребят федералы еще только прорабатывают. Вызывает сомнение и тот факт, что на все школы области хватит хороших топ-менеджеров. Согласитесь, что не каждый человек может грамотно спланировать свой бюджет, что уж говорить про общий «кошелек школы». Кстати, Олег Мидленко и сам не исключает возникновение сложностей организационно-технического характера.

– Ухудшения положения в школах не произойдет! – резюмировал Олег Владимирович.