Сразу после новогодних каникул в Ульяновске билет на троллейбус и трамвай вместо пяти рублей будет стоить шесть. О том, чем это вызвано, рассказывает главный инженер МУП «Ульяновскэлектротранс» Сергей Лебедев.

– Сейчас идет много споров по поводу того, сколько должен стоить билет на трамвай и троллейбус, которые являются муниципальным, а значит дотируемым транспортом. Некоторые депутаты Городской Думы вроде бы предлагают вообще отправить их в «свободное плавание»…

– Да. И установить экономически обоснованные тарифы без дотаций из городского бюджета. В этом случае, по нашим подсчетам, билет будет стоить 13 рублей. Думаю, и депутатам надо отдавать себе отчет в том, что при нашем уровне жизни для населения эта цифра нереальная. Тем более, если учесть, что на трамваях и троллейбусах в основном ездят люди с небольшим достатком.

– С какими предложениями к городским властям выходит руководство вашего предприятия?

– Мы выступаем за регулирование тарифов. Просим городские власти увеличить стоимость билета с пяти до шести рублей, и при этом сохранить систему дотаций. Таким образом, дотируется не наше предприятие, а пассажиры, которые пользуются услугами электротранспорта. Чтобы его сохранить и не допустить снижения качества обслуживания, мы вышли с обоснованным предложением в городской комитет по регулированию цен и тарифов (такими вопросами теперь занимается он -прим, автора). И попросили поднять тариф с 1 января, но администрация города рекомендует сделать это с 15 января.

Хочу добавить, что не так давно был принят областной закон о концепции реформирования пассажирского автомобильного транспорта. И там черным по белому написано: перевозки на автотранспорте дотируются, а тарифы регулируются. А у «Ульяновскэлектротранса» та же система пассажирских перевозок.

Неужели никак нельзя избежать роста цен на билеты??

– Во-первых, с нового года повысятся на 16-18 процентов тарифы на тепло и электроэнергию. Рельсы и запчасти уже подорожали на 20-30 процентов. Следовательно, возрастут и наши затраты. Во-вторых, подвижной состав, трамвайные пути и кабельные сети сильно изношены. На их восстановление нужны серьезные средства. Если этого не делать, то наш парк повторит судьбу автобусного. Там момент был упущен, произошло резкое снижение числа автотранспортных единиц на маршрутах. И теперь государственных автобусов в Ульяновске практически нет. Поэтому власти вынуждены принимать программу его восстановления. А это вещь затратная и долговременная. Мы не хотим, чтобы с электротранспортом произошло нечто подобное.

– Сколько в хозяйстве «Ульяновскэлектротранса» трамваев и троллейбусов, и в каком они состоянии?

– На балансе предприятия числятся 254 трамвайных вагона, 188 из них эксплуатируются больше 16 лет и фактически выработали свой ресурс. Поэтому затраты для поддержания их в нормальном техническом состоянии весьма значительные. Всем известно, что старую машину дешевле выкинуть, чем тратиться на ее ремонт. Но у нас такой возможности нет. Подвижной состав мы не списываем, пытаемся его поддерживать, чтобы обеспечивать пассажирские перевозки в необходимом объеме.

Из 56 имеющихся в парке троллейбусов стопроцентный износ имеют все. Тем не менее, ежедневно на линию выходят 43 машины. Своими силами мы проводим капитально-восстановительный ремонт электротранспорта, трамвайных путей. Спасибо нашим специалистам, которые ставят трамваи и троллейбусы «на ноги». В будущем году мы запланировали капитально отремонтировать 24 вагона. Мало, конечно, но нет лишних средств.

В еще худшем состоянии находятся трамвайные пути, протяженность которых в Ульяновске достигает 130 километров. Каждые 10 лет они должны проходить капремонт. Ежегодно мы должны приводить в порядок не менее 13 километров, а у нас из-за нехватки денег ремонтируется от полутора до двух километров.

В будущем году мы запланировали шесть километров, в том числе участки путей по улицам Минаева и Ленина.

Я понимаю, конечно, повышение тарифов – мера непопулярная, но и не повышать нельзя. Это может привести к тому, что со временем мы просто лишимся электротранспорта. Он встанет не сразу, но постепенно все меньше трамваев и троллейбусов будет выходить на линию.

Могу привести печальный пример Архангельска, где сомнительные эксперименты с электротранспортом привели к тому, что его совсем не стало.

– В Ульяновске, да и в других городах России идет много споров о том, нужны трамваи и троллейбусы или стоит от них отказаться. Между тем за рубежом, например, в Англии, от трамваев никто отказываться не собирается. Наоборот, закупаются новые современные поезда. Причем билеты на них дотируются повсюду, так как муниципальный транспорт всегда убыточен.

– Себя хвалить – дело неблагодарное. Трамваи и троллейбусы как муниципальный транспорт всегда будут востребованы. Мысли о том, что трамвай себя изжил, не верны. Этот период уже прошли западные страны. И сейчас трамвайные пути восстанавливают заново. Так происходит и в нашей стране. В городах, где когда-то закатали под асфальт рельсы, сейчас их откапывают и заново пускают трамваи. Почему? Потому что чрезмерная автомобилизация привела к тому, что в городах стало нечем дышать. Электротранспорт имеет ряд преимуществ: он способен перевезти больше людей, чем те же маршрутки, которые заполонили улицы, экологически чистый. Его можно использовать на обособленных участках городских магистралей, не создавая помех автотранспорту. И главный момент – доступность. Он всегда будет самым дешевым и поэтому самым востребованным.

Беседовала Наталья Жидких