На этой неделе снова начали муссироваться слухи, связанные с прогремевшим на всю область вопросом: «быть или не быть» трамваям в центре Ульяновска. Слухи самые различные – от намерения городских властей все-таки демонтировать рельсы до сокращения некоторых трамвайных маршрутов. И это – несмотря на неоднократные официальные заявления мэрии о том, что ничего подобного не планируется.
Стоит также напомнить, что совсем недавно «трамвайный вопрос» рассматривался на итоговом заседании рабочей комиссии, созданной по поручению губернатора области Сергея Морозова специально для обсуждения данной проблемы. В ее состав, помимо муниципальных и региональных чиновников, вошли представители общественности, ветеранских и профсоюзных организаций, научного сообщества, СМИ, а также работники «Ульяновскэлектротранс».
На заседании еще раз было подтверждено заявление Главы Ульяновска Александра Пинкова о том, что трамвайные пути на улицах Ленина, Спасская (бывшей Советской) и Радищева будут сохранены.
– Кроме того, за это лето на центральных улицах предполагается осуществить ремонт асфальтового покрытия и трамвайного полотна, на что из муниципального бюджета выделяется более 90 миллионов рублей, – сообщил руководитель городского Комитета дорожного хозяйства Константин Иваненко.
Основная рекомендация, которая была выработана в результате работы региональной комиссии, связана с необходимостью при решении всех социально значимых вопросов проводить предварительные консультации с общественными и политическими организациями, а также жителями Ульяновска.
– Максимально открытое обсуждение всех важных для горожан проблем позволит избежать излишней политизации подобных вопросов, – отметил руководитель комиссии – зампредседателя областного Правительства Александр Якунин.
Впрочем, судя по всему, упомянутой выше «политизации» избежать все-таки не удалось. Вряд ли будет ошибочным следующее наблюдение: проблема, имеющая исключительно хозяйственное значение, стала использоваться различными политическими силами (и просто отдельными людьми) для того, чтобы еще раз напомнить о себе, набрать лишние очки перед предстоящими в декабре этого года выборами в Государственную Думу.
С другой стороны, как говорится, нет дыма без огня: если слухи удается поддерживать и распространять среди ульяновцев, это означает, что опасения, относящиеся к проблеме существования главного в областном центре общественного транспорта, остаются у многих. Единственный способ развеять все эти сомнения (помимо официальных заявлений городского и областного руководства) -последовательно воплощать указанные планы в жизнь вопреки информационным провокациям.
Как уже говорилось, эти планы очевидны: согласно решению Главы Ульяновска Александра Пинкова, все трамвайные маршруты будут сохранены (включая маршрут №11); подвижной состав и рельсы планируется систематически обновлять; также в этом году предприятию «Ульяновск-электротранс» предполагается оказать серьезную финансовую поддержку с целью укрепления материально-технической базы и повышения уровня зарплаты его сотрудников.
Стоит добавить, что ни один работник «Ульяновскэлектротранса» не будет уволен по сокращению. Такую гарантию дал первый заместитель мэра Сергей Панчин на личной встрече с сотрудниками данного предприятия, состоявшейся более недели назад.
К истории вопроса
Первые трамваи в мире появились в 80-х годах позапрошлого столетия, в Ульяновске первый трамвай вышел в рейс 5 января 1954 года. В настоящее время протяженность трамвайных путей в городе составляет 126 километров, которые обслуживают два трамвайных депо. Коллектив МУП «Ульяновскэлектротранс» – один из важнейших объектов городской инфраструктуры, а трамвай -социальный вид транспорта, которым охотно пользуются все категории горожан.
24 мая 1948 года исполком Ульяновского городского совета депутатов трудящихся принялрешение №9 «Обустановлении трассы трамвая первой очереди строительства и определении мест трамвайного парка и тяговой подстанции». При городском коммунальном отделе была организована дирекция строящегося предприятия, которую возглавил Александр Авилкин. 12 ноября 1949 года, на коммунистическом субботнике, в районе вокзала Ульяновск-1 железнодорожники уложили первые 600 метров трамвайных рельсов.
Создание в Ульяновске трамвайной инфраструктуры было объявлено народной стройкой, по выходным к коллективам двух трестов-подрядчиков, ведущих строительство,
подключались работники всех предприятий города. Люди работали, не считаясь со временем, зачастую только с лопатой в руках. Требовалось не только проложить рельсы, но и построить тяговые подстанции, диспетчерские, депо. В сентябре 1953 года группа молодых ульяновцев отправилась на учебу в Горький (Нижний Новгород): по местному радио объявили набор на курсы вагоновожатых, а 6 ноября в город пришли две первые пары трамваев. Первый маршрут соединил Северное депо со «старым» железнодорожным вокзалом.
В Западной Европе да и в некоторыхроссийских городах, когда пришел автомобильный бум, были демонтированы многие трамвайные пути. Однако когда города стали задыхаться от пробок и смога, там поняли, что это было стратегической ошибкой.
Трамвай – надежный, экологические чистый, а для горожан – экономически выгодный вид транспорта. Ни по количеству перевезенных пассажиров, ни по стоимости билетов, а тем более по безопасности и экологической чистоте ему сегодня нет равных.
Неслучайно большинство горожан, особенно среднего достатка или льготники, всем видам транспорта по-прежнему предпочитают трамвай. Оно и надежнее, и дешевле. Без трамвая – этого многолетнего трудяги – в Ульяновске никак не обойтись!