Реклама, как мы уже заметили в прошлый наш объезд города, стала неотъемлемой частью нашей жизни. Реклама и вывески в современном городе не должны портить его облик, но в идеале придавать ему некий шарм, яркость и своеобразие. А что же в реальности?

3 февраля мы объехали несколько улиц в разных районах города. Общее впечатление все же лучше, чем несколько месяцев назад. Откровенно ободранной в лохмотья рекламы стало меньше. А вот количество «белых пятен», то есть затянутых белой тканью билбордов, не уменьшилось. Впрочем, пустые рекламные щиты – не очень большая беда. А вот когда билборд ободран до коричневого нутра – это уже портит вид города. Парочку таких мы видели на Мулловском шоссе.

Привлекло внимание небольшое старое здание на улице Гагарина, 27. Очень уж бесхитростно-невзрачные вывески, да и сам фасад потертый. «Посуда» и «Обувь» будто сделаны под копирку неумелым школьником. Небольшая вывеска магазина «Удачный». Магазин-то, может быть, удачный, а вот реклама – не очень: не радует глаз своим примитивизмом. И под каждой вывеской – выцветшие непрезентабельные флажки.

Все вместе с облезлым фасадом здания напоминает уездный городок начала века.

Переходим на противоположную сторону дороги и через несколько метров оказываемся возле дома №22. Вывеска «Отдел игрушек. Винни-Пух». Все бы ничего. Но дефис между «Вини» и «Пух» лишний. И вот еще что. Над двухмерным Пухом угрожающе свисают с карниза здания вполне реальные трехмерные сосульки…

А вот и район порта, проспект Автостроителей. Между гостиницей и крытым рыночком вывеска «Регион-2000». Судя по всему, облицованный разномастными плитками нижний угол здания призван рекламировать образцы плиток. Но часть плиток обвалилась, в просвете – серая стена. Все это вряд ли завлекает покупателя, поскольку похоже на памятник… разрухе.

А теперь от эстетики можно перейти к этике и смыслу. Если зайти на территорию ДААЗа с его центральной проходной, то увидите пиццерию «Цаца пицца». С виду вывеска-реклама довольно яркая. Но что это? Прочитайте дальше? «Зайди поца-ца-й». На каком языке это словообразование? Никто не спорит, может быть, пицца здесь и вкусная, но вот текст рекламы не просто безвкусный, но даже с каким-то душком…

Выходя с территории завода, остановитесь, обернитесь. Близко к дороге стоят на «ножках» несколько неказистых маленьких щитков, сделанных кустарно и по старинке. Реклама агентства «Торжество» в лохмотьях и афиширует далеко не торжество вкуса и стиля. Непрезентабельно выглядит и реклама сотовых телефонов, и очень уж лаконичная вывеска «Ателье». Какое ателье? Чем там занимаются? Нет ответа.

А теперь проедем по проспекту Автостроителей в сторону улицы Промышленной. Посмотрите направо. Да-да, забор. А на нем вывеска «Стекло. Зеркала». Ну что ж, все уже привыкли, что на заборе редко пишут что-либо приличное. А тут просто выцветшая, убогая реклама. Кто знает, с какого века зависла. И вспоминается давняя реклама по центральному ТВ: «Время стирает города и цивилизации». А что уж про вывески говорить.

А вот и западная часть города, проспект Ленина. Социальная реклама. Большой щит напротив «Экватора». Сделано стильно и, судя по содержанию, призвано убедить молодое поколение бросить сигарету – завязать с вредной привычкой. Изображена громадная наполовину прогоревшая, с поникшим концом, сигарета. И надпись: «Не стоит». Родители подростков звонят и интересуются: как объяснять чадам, что ударение должно быть на первом слоге? Смешно? Может быть, создатели думали, что выйдет, говоря современным языком, прикольно. А получилось пошловато, и цель призыва вряд ли будет достигнута.

И вот обратная сторона здания ДУСа. Невзрачная вывеска на картоне «Любимые фильмы на DVD. Ассортимент и качество». Кустарно и старомодно.

Вот такой вот не слишком веселый февральский объезд по рекламе. А кто обещал, что будет радость через край? Как там, у Пастернака? «Февраль. Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд…» Уж не рекламу ли в нашем городке Борис Леонидович во снах о будущем видел?..

Нонна АЛИЕВА