Летом была завершена заказанная руководством области научно-исследовательская работа по оптимизации структуры и функций исполнительных органов власти региона. Московскому ЗАО «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» из облбюджета за исследование и разработку оптимальной структуры областных исполнительных органов власти было заплачено более пяти миллионов рублей. Аудиторы предложили из существующих сейчас 22-х исполнительных органов госвласти оставить десять. Руководство области планирует рекомендации выполнять, но не все сразу.
Поназывали и так, и эдак
Действующая структура исполнительных органов власти региона, по заключению аудиторов, позволяет реализовывать их основные полномочия. Но, указано в результатах исследования, в организации работы властных органов имеется немало недостатков. Например, построение структуры органов исполнительной власти и наименование их структурных единиц идут вразнобой. В руководстве области есть министерства, департаменты, управления, отделы, комитеты и инспекции.
Исследователи предложили включать отдельные департаменты в министерства и укрупнять управления, заменяя ими департаменты. Это, считает руководитель аппарата губернатора и правительства Светлана Опенышева, должно сказаться на качестве выполнения органами власти указаний губернатора: «Губернатор отписывает зампредседателю правительства по распределению обязанностей, зампредседателя – министру, министр – начальнику департамента, потом идет начальник управления, начальник отдела, и только затем начальник отдела дает поручение непосредственному исполнителю. Такая ступенчатость сказывается негативно на качестве выполнения поручений». При этом, отмечает Опенышева, не надо говорить о сокращении численности работников ведомств, ведь их функционал уменьшен не будет. Речь может идти только о сокращении количества начальников.
Исследование также показало, что в зоне ответственности руководителей области имеются разнородные функции. К примеру, первый зампредседателя правительства Александр Пинков курирует промышленность и транспорт, а еще и соцзащиту – министерство труда и соцразвития Александра Васильева.
При этом над Васильевым есть еще один начальник – зампредседателя правительства Тамара Девяткина, которая курирует социальный блок. «Губернатором уже было сказано: разъединяйте или как», – говорит Опенышева. В нынешнем положении, указывает она, непонятно, с какого из замов председателя правительства спрашивать, если какое-то поручение подчиненным ему министром не выполнено.
Нет законных оснований
Подтвердило исследование и избыточность вспомогательных структурных подразделений в отдельных органах исполнительной власти.
Это подразделения, отвечающие за кадровые и финансовые вопросы. Их предложено сокращать за счет передачи функций на аутсорсинг.
Кроме того, в рамках исследования был проведен анализ выполняемых органами власти функций. Оказалось, что некоторые функции разные ведомства дублируют. К примеру, функция установления тарифов на газ значится и у минстроя, и у минэкономики. Другие министерства прихватили себе непрофильные функции и функции, которые не закреплены за ними законодательством. В итоге посчитано, что на 263 из 1244 функций, исполняемых органами власти, нет правового обоснования.
Сейчас органы власти озадачили приведением документов в соответствие. К контролю за процессом планируют подключить Счетную палату области. «Потому что министерствам не очень хочется что-то у себя урезать или что-то еще написать», – объясняет Опенышева.
Руководитель аппарата главный по политике
Оптимальной аудиторы назвали структуру органов госвласти из пяти блоков: политического, социального, финансово-экономического, инфраструктуры и промышленности. Во главе каждого из блоков должен стоять зампредседателя правительства. Во главе политического блока, который основывается на аппарате губернатора и правительства, – руководитель аппарата. Занимающей это место Светлане Опенышевой недавно начали оформлять должность замгубернатора, что, считает она, обосновано и выводами исследования. «Почему идет наделение полномочиями меня как руководителя аппарата, – говорит она. – По уставу я присутствую на заседаниях правительства, но не являюсь членом правительства. А так как я обеспечиваю работу губернатора, если я пойду на должность зама председателя правительства, то зампредседателя не может спросить с первого зама, потому что он встает ступенькой ниже. А по протокольному старшинству руководитель аппарата стоял всегда вторым. Происходит приведение в соответствие, никакого дополнительного функционала у меня не будет, тот, который уже есть, – он и так велик».
На данный момент органы исполнительной власти поделены на шесть, а не на пять оптимальных блоков – в отдельный блок выведен АПК, которым руководит совмещающий должности зампредседателя правительства и министра сельского хозяйства Александр Якунин.
Из 22-х существующих сейчас внутри блоков органов исполнительной власти, согласно исследованию, должны остаться десять. Представительство области при правительстве России предлагается включить в аппарат правительства, а из него перевести в министерство экономики департаменты развития предпринимательства и инвестиций и внешних связей. Департамент массовых коммуникаций превратить в управление.
Министерство строительства, ТЭК и ЖКК предлагается переформировать в министерство строительства и развития территорий, включив в него существующий сейчас отдельно департамент госимущества и земельных отношений. Отдельные сейчас департамент культуры и комитет по культурному наследию отнести в министерство образования, которому добавить приставку «и культуры».
Если идеи аудиторов воплощать в жизнь, говорит Опенышева, расходы на органы власти можно сократить не на запланированные в следующем году 30 процентов, а на все 45.
Но «с органами власти совещание было проведено и не очень положительно было всеми воспринято», добавляет она. В исследовании, впрочем, говорится о том, что в условиях кризиса резкое изменение структуры органов власти не является предпочтительным. В итоге руководство области решило пойти по менее жесткому сценарию, также предложенному аудиторами, – выводить некоторые блоки. К примеру, департамент инвестиций уже переходит в минэкономики. И передавать часть функций на внутренний аутсорсинг. Следующим этапом, обещают в облправительстве, все же будет исполнение более жесткого варианта структуры. Если финансово-экономическая ситуация позволит, начать его выполнение планируют уже в следующем году.
Пока же сокращения коснутся кадровиков и бухгалтеров – работников вспомогательных структурных подразделений, на избыточность которых указали аудиторы. На сегодня уже прорабатываются варианты сокращения таких подразделений и передачи их функций на внутренний аутсорсинг – с органа власти на внутренние отделы. К примеру, таким образом предлагается поступить с кадровой работой в департаменте массовых коммуникаций, комитете по госконтролю в сфере природопользования, комитете по культурному наследию, комитете по контролю и надзору в сфере образования, управлении ветеринарии, государственной жилищной инспекции, государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и инспекции госстройнадзора. Сейчас в каждом этом ведомстве есть по одному человеку, который выполняет кадровую работу. Но нагрузку этих восьми единиц могут взять всего три человека, которым ее и планируется отдать.
То же должно происходить и с бухгалтерией ведомств.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.
Избиратель
Мы знаем чем заканчиваются подобные оптимизации- очередным ростом поголовья чиновников.Они уже сами жаловаться начали, что новеньких рассаживать некуда.Часть отделов пришлось даже отселить в здание бывшего Автоуазбанка в районе промышленного рынка.
Timur
poi: в рифме конечно но откровенный флуд ни о чем
Кошмар
Кошмар!
В департаментах, численность которых не более 20 человек, оказывается есть штатный кадровик!
В свое время я работа кадровиком на крупном предприятии и одна вела 1000 человек. Действительно, раковая опухоль…
сегмент
Хотелось бы знать, чем отличается пенышева от других замов,завов? Почему коммент в ее адрес неприятные данной особе удаляются? Она что, купила этот сайт? Почему-то к ней единственной такое отношение, причем какую бы глупость не озвучивала, приказ – пишите только по делу, даже если ничего делового в ее словах нет. ……………………………………………
Timur
сегменту: А что конкретно было удалено из комментов "неприятных"? Ждем содержательного ответа в течение часа – затем удаляем Ваш комментарий как откровенно лживый. Хамство баним сразу.
Опенышевой много на сайте только потому что она информационно активна. Приведите примеры кто еще настолько же активен но на сайте не представлен? Такой вот простой ответ.
Избиратель
С увеличением количества чиновников мы снова, к сожалению, не получим улучшения качества управления.Последнее относится и к введению электронного документооборота.Немного не в тему, но хотелось бы привести экспертное мнение по этому поводу.
Ежегодно на внедрение электронного документооборота в госструктурах выделяются десятки миллионов долларов, которые расходуются на реализацию сотен профильных ИТ – проектов. Результат нулевой: механизм государственного управления не становится более эффективным
Проблема в том, что внедрение электронного документооборота происходит по старым стандартам, а его суть сводится лишь к решению задачи ведомственного учета документов. В результате проще становится работать самому чиновнику. Население же и бизнес результатов подобных внедрений на себе никак не ощущают. Как и раньше, нельзя, например, заполнить форму в Интернете, чтобы получить справку или разрешение, не стоя в очередях в различных ведомственных структурах. По сути, сегодня предлагается внедрять продукты, опирающиеся на стандарты десятилетней давности. Как будто мы не знаем, что в развитых странах применяются совсем иные подходы к автоматизации. Например, в основе одного из таких подходов лежит понятие документооборота форм. Его суть в приведении к единому национальному стандарту форм документов, которые должны заполнять граждане и бизнес-структуры, взаимодействуя с государственными организациями при оформлении необходимых им документов. Если, например, нужно получить загранпаспорт, то достаточно заполнить заявление на сайте ОВИРа, а затем просто забрать готовый паспорт после получения извещения о его готовности, как в Германии и США.
Самое неприятное, что в России существует большое количество инновационных разработок, как нормативных, так и технологических, позволяющих сделать системы электронного документооборота гораздо более эффективными. Об этих разработках неоднократно докладывалось руководству профильных ведомств, но никакой реакции с их стороны не последовало. Так в прошлом году на круглом столе в Институте современного развития была предложена Концепция документооборота форм опирающаяся на отечественные инновации. В ее рамках предлагалось создание единого госреестра форм документов, включая их классификацию и приведение к единым образцам. Это позволило бы в десятки раз ускорить процесс оформления документов, что ежегодно экономило бы для страны около 150 млрд. рублей. Таким образом, мы смогли бы реально перейти к созданию <электронного правительства>, о необходимости которого так долго говорится. Сейчас в полной мере создать электронное правительство невозможно, поскольку не решены многие вопросы законодательного оформления электронных документов, но ускорить и упростить процесс оформления бумажных документов можно уже сейчас.
Существует и большое количество инновационных разработок, позволяющих преобразовать электронный документооборот в развитую автоматизированную систему управления, позволяющую заменить человека на многих рутинных операциях. Эти разработки дают системам электронного документооборота возможность не только регистрировать документы, но понимать их содержание и принимать самостоятельные решения по организации работы с ними. Так современная система электронного документооборота способна будет понять, какой документ к ней поступил, отправить этот документ на исполнение нужному сотруднику, определить срок отчета об окончании работы с документами. Более того, она сможет соотносить документ с комплексом других документов по данному вопросу, и даже самостоятельно составлять ответы на различные запросы. Именно на эти инновационные возможности следует ориентироваться при внедрении электронного документооборота в российских органах власти, а не продолжать делать все по старым стандартам.
Внедрение подобных технологий не только повышает эффективность работы системы госуправления, но и во многом решает проблему противодействия коррупции, поскольку во многом минимизируют человеческий фактор на пути нормативно-юридического прохождения решения. И очень жаль, что "государственные мужи" предпочитают вести дело по старинке. А это все равно, что ездить на Жигулях 40-летней давности в окружении современных автомобилей.
сегмент
Вспоминать и расписывать нет времени (в школу пора) да и желания особого тоже, а судя по тому, что вы называете мой ком.хамским , я права. Удаляйте на здоровье, вопрос был не ко всем,а к вам,вот вы ответили, спасибо.
Timur
Если нечего сказать – больше читайте (в школе). Тем более что и желания, оказывается, нет. А свою пафосную позу отрепетируйте сначала перед зеркалом – получится убедительнее. Мне показывают то что удаляют – у Вас удалили единственную строчку в которой были бессодержательные оскорбления. Ветку оставляем для демонстрации очередного примера флуда.
Ежов.
Профи
Прикольно. Сначала разъединили централизованные бухгалтерии департамента здравоохранения, департамента образования, управления образования мэрии, а теперь консультанты (платные, вероятно) рекомендуют их объединить с целью экономии. А раньше оно что, непонятно было, что отдельные бухгалтерии дороже обойдутся?
для профи
Мне 50 и то что Вы описали (обеденение,разеденение бухгалтерий) происходит уже в третий раз
Профи
Почему-то я вам верю:)