Тетя Мотя – странноватое имя для куклы, выполненной в норвежском стиле. Однако своих первых кукол в примитивной технике ульяновская мастерица Виктория Скаредова назвала тетей Мотей и тетей Клавой.
Этих кукол на первой персональной выставке Скаредовой нет. Их нет и в Ульяновске – они уехали в другие города еще два года назад, когда Виктория оказалась втянутой в «тильдоманию», охватившую всю Европу и начинающую захватывать Россию. Пусть Тильда далеко не красотка и не обладает формами манекенщицы – она такая забавная, домашняя, уютная, что влюбляешься в нее с первого взгляда. Скаредова уверена: при том, что все мастерицы работают по одним выкройкам – выкройкам самого автора идеи интерьерной куклы Тильды Тони Финнангер, – каждая кукла индивидуальна.
– Определить, в чем конкретно это выражается, невозможно. Могу только сравнить это явление с тем, что суп, приготовленный по одному рецепту, у каждой хозяйки получается разным.
– Две куклы на этой выставке не похожи на других Тильд, почему?
– Балерина выполнена в японском или корейском стиле. Она тоже длинноногая, как и Тильда, но фигура у нее более изящная, «модельная».
Тильды крупнее, с пышными формами – все-таки не стоит забывать об их норвежском происхождении. Потрепанная Энн – кукла в американской технике. Если Тильда – прежде всего кукла интерьерная, она обычно нравится взрослым, то Энн сама более похожа на ребенка и детям очень нравится. Еще мне хочется изучить основы изготовления русской куклы в местных симбирских традициях.
– Как думаете, почему при нынешнем обилии самых разных кукол – красивых фарфоровых, реалистичных писающих и кушающих младенцев, героев популярных мультфильмов – вдруг возник интерес к примитиву?
– Потому что в них есть душа. По просьбе своей подруги я сшила для нее Пеппи Длинныйчулок, и у них возникло такое родство – эта взрослая дама, немного старше меня – а мне уже 40 – возит ее с собой в машине, берет в офис… Наверное, не случайно возникла традиция вкладывать в Тильд при набивке сердца – из ткани или из другого материала.
– Сколько времени уходит на одну куклу?
– Дня два. Как только я приступаю к работе, меня начинает разбирать любопытство – какой она будет? Поэтому я тороплюсь и спешу ее завершить, хотя времени на работу у меня немного – пока мой трехлетний сын Миша спит днем.
За эти два дня я отдаю кукле столько энергии, что следующие два дня чувствуюсебя вымотанной и ничего не могу делать, только хожу из угла в угол.
– Что самое сложное – найти нужную ткань или подходящее имя?
– Самым сложным вначале было найти ткань для тела. Она должна быть натуральной и эластичной, чтобы набивка ложилась естественно и ткань лежала ровно. Мне повезло – я нашла в секонд-хэнде шторы из отличной ткани. Ее я крашу чаем и кофе, куклы получаются разными – одна бледная, другая загоревшая. Наряды шью тоже в основном из хлопка. А имена есть классические банные феечки, сонные и садовые ангелы, ведьмочки, пирожные феи. Можно придумать и свое имя. И придать кукле черты сходства с любым человеком.
Единственное условие для всех Тильд они должны быть с крылышками.
– Раньше Вы увлекались чемто так надолго, как Тильдой? Два года – срок немалый.
– Вязала одежду. Причем в таких количествах, что обвязала всех своих подруг. А шить кукол пока не перестану, даже создаю сейчас свой сайт.
– Наверное, Ваша профессия связана с творчеством?
– Я педагог дошкольного воспитания и руководитель изодеятельности. Работала и в сфере рекламы, о чем нисколько не жалею – эта работа многое для меня открыла. Поэтому сейчас, выбирая, чем заняться после длительного перерыва в связи с рождением и воспитанием сына, я пока нахожусь на распутье.
Персональная выставка Виктории Скаредовой работает в Квартире-музее семьи Ульяновых (площадь 100летия со дня рождения Ленина, 1В).
Марина ВОЛКОВА