Вадим Пономарев

Первый международный авиатранспортный форум (МАТФ), который в прошедшие выходные прошел в Ульяновске, станет регулярным. Об этом заявил губернатор региона Сергей Морозов. «Скажу честно: при подготовке форума мы волновались. Делать что-то впервые, вопреки стандартному скептицизму и недоверию — очень сложно. Но сейчас могу с уверенностью заявить — все удалось! Успех, который сопровождает Первый международный авиатранспортный форум — залог того, что в будущем его проведение станет доброй традицией. Уже решено, что начиная с 2012 года форум будет проходить каждые два года, чередуясь с известным Международным авиационно-космическим салоном в городе Жуковский. Уверен, что следующий форум в Ульяновске будет более насыщен событиями, а значит, станет еще интереснее», — заявил он журналистам.

Уже известно, что МАТФ будет проходить по четным годам, чтоб не пересекаться с основным российским авиашоу — Международным авиакосмическим салоном (МАКС), который проводится в подмосковном Жуковском в августе по нечетным годам. Соответствующее соглашение в Ульяновске было подписано между генеральным директором «Авиасалона» Владимиром Борисовым и исполняющим обязанности министра промышленности и транспорта Ульяновской области Андреем Тюриным. «Достойный старт. Мы рады, что не просто интерес, а деловой интерес к авиации распространяется на все регионы. То, что проходит у нас в подмосковном Жуковском, будет множиться. Я надеюсь, что Ульяновск — это тот город, который может представлять российскую авиацию на широкой международной и внутренней арене», — сказал Борисов, отметив, что МАКС будет оказывать МАТФ консалтинговую помощь, в том числе будет способствовать поиску участников как для деловой части, так и для выставочной. «В настоящее время авиация в России находится в тяжелом, болезненном состоянии. Для того чтобы вывести ее из этого состояния, нужно усилие многих и многих структур — и бизнеса, и администраций государственных и региональных», — пояснил он свою позицию.

Безусловно, МАТФ не может соперничать с МАКС ни по масштабам авиационных шоу, ни по размерам общения членов авиационного сообщества — в иные годы в Жуковском собираются представители до 40 стран и до 600 тыс. зрителей (на МАТФ было 50 тыс.). Но МАТФ пытается позиционировать себя как площадку именно делового общения. И с этой точки зрения первые результаты ульяновского форума, в работе которого приняли участие более 500 делегатов, представляющих профессиональную авиационную общественность России и 12 иностранных делегаций, есть.

Так, в частности, между ульяновским самолетостроительным заводом «Авиастар-СП» и компанией «Трансаэро», которая единственная в России, СНГ и Восточной Европе эксплуатирует дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты Boeing 777 и Boeing 747, было подписано соглашение о техническом обслуживании и ремонте этих лайнеров в Ульяновске. Сергей Морозов «сверил часы» с представителем Британской авиационной академии Олегом Шугалеем. Год назад Оксфордская академия авиации (ОАА) подписала протокол о намерениях с Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации (УВАУГА) об организации на базе ульяновского училища к осени этого года центра по подготовке пилотов международного класса и установке там полнопилотажного тренажера Boeing 737 уровня D. Стороны также намерены создать совместное предприятие для организации первоначальной летной подготовки пилотов, а также дополнительных курсов по техническому обслуживанию различных типов иностранных воздушных судов, по подготовке на тип на комплексных тренажерах иностранных самолетов, установленных в УВАУГА, по подготовке бортпроводников, изучению авиационного английского языка. «Нам очень важно создать все необходимые условия для того, чтобы в Ульяновской области была база для подготовки пилотов с европейскими стандартами. Мы рассчитываем на то, что создание совместного предприятия Оксфордской академии авиации и Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации позволит региональному вузу войти в мировую элиту учебных заведений», — сказал Сергей Морозов, подчеркнув, что новые тренажеры для УВАУГА будут закупаться на деньги региона.

На форуме также было заявлено, что компания «Волга-Днепр техникс» (подразделение одного из крупнейших мировых авиационных грузоперевозчиков «Волга-Днепр») уже приступила к проектированию своего нового комплекса на территории портовой особой экономической зоны, которая создается в аэропорту Ульяновск-Восточный. А основное самолетостроительное предприятие региона — «Авиастар СП», по мысли топ-менеджеров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), станет ядром не только регионального кластера по производству самолетов, но самолетостроения всей европейской части страны. «„Авиастар СП” мы рассматриваем как место производства транспортной авиации, гражданской авиационной техники. С учетом того, что объемы в этих сегментах планируется увеличить в разы, — в военной самолетной технике мы имеем уже прочные позиции, я считаю, что „Авиастар” будет быстро развиваться и объединит вокруг себя и другие предприятия, которые находятся на европейской территории, — это и Воронеж, и Казань (Воронежское акционерное самолетостроительное общество и Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова. — Прим. „Эксперт Online”)», — передало слова исполняющего обязанности президента ОАК Михаила Погосяна РИА «Новости».

При этом очевидно, что дальнейшая судьба Первого международного авиатранспортного форума, прошедшего в Ульяновске, будет главным образом зависеть от двух факторов. Во-первых, от скорости развития на территории России авиастроительных и авиатранспортных проектов (пока они продвигаются крайне медлительно). Во-вторых, от официальной поддержки государства. Первый МАТФ прошел фактически на энтузиазме региональных властей, ОАК и нескольких будущих резидентов ПОЭЗ. Сейчас, показав «товар лицом», основные участники форума просят правительство поддержать его последующее проведение на регулярной основе и включить в перечень федеральных мероприятий в качестве основного авиационного конгресса по вопросам транспортной и гражданской авиационной техники, авиагрузовой логистики, инновационного развития отрасли, деятельности Особыx портовых экономических зон и развития регионального воздушного сообщения.