Иностранные пивоваренные компании заявляют о приостановке производства в России продукции под их зарубежными брендами. Эксперты уверены, что для самих компаний антироссийские санкции – лишь инструмент продвижения на других рынках. Сейчас на этом можно неплохо заработать. А российские потребители вовсе не почувствуют изменений – импорт легко заместится отечественной продукцией или из тех стран, которые не вводили санкции против России.


Фото: iStock

О приостановке производства и продажи одноименных брендов на российском рынке заявили пивоваренные компании Carlsberg и Heineken. Российские заводы обеих компаний продолжат выпускать пиво под другими марками. Заводы “Балтика” (принадлежат Carlsberg), где работают 8,4 тысячи граждан России, будут управляться как отдельный бизнес. На прошлой неделе компании также заявили о сворачивании инвестиций и экспорта в Россию. В 2021 году на Россию и Украину у Carlsberg приходилось примерно 13% выручки группы и примерно 9% операционной прибыли.

Ранее о прекращении поставок заявили чешские производители пива Plzensky Prazdroj, Budejovicky Budvar, Staropramen и Bernard.

Крупнейшие российские пивовары продолжают работу, подчеркнули в Ассоциации производителей пива (АПП). В России у них расположены многочисленные пивоварни, на которых работают десятки тысяч сотрудников. Рынок в последние годы демонстрировал небольшой рост. У всех компаний есть сильные локальные бренды. Производственно-сбытовая цепочка крупнейших российских пивоваров в значительной степени локализована: у них есть местное производство, большинство поставщиков и клиентов находятся в России. Более 90% сырья тоже российское. Кроме того, члены АПП в рамках собственных агропроектов производят более половины солода от потребностей. А доля импортного пива составляет всего 2,5-3% от общего объема российского рынка.

В России фанатов импортного пива – единицы. Они точно переживут временный уход такой продукции с российского рынка. Будут больше пить своего (в том числе крафтового), которое ничем не хуже, считает гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его мнению, вряд ли импортная продукция (будь то пиво или бургеры) ушла из России надолго. “Это идеологический проигрыш Запада. А наша экономика выдержит – мы быстро найдем импорту замену”, – говорит эксперт.

Кроме того, в кризис производство и потребление пива и вообще слабого алкоголя падает. Но растет потребление крепкого. Своей водки у нас 97% рынка. Тот же виски производят 25 стран мира. Дефицита вина тоже не предвидится. Несмотря на то что в стране производится только половина от потребности, заменить европейское вино (если потребуется) будет легко – например, винами Чили и Аргентины.

“Смысл действий иностранных пивоваров – попасть в струю антироссийских настроений. Это такой специфический маркетинг, который позволит им укрепить свой имидж на других рынках и с лихвой отыграть свои потери в России”, – считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.