Децентрализация бухгалтерии образовательной системы Ульяновска начнется в скором времени.

В школах в очередной раз схватились за головы, ведь и года не прошло после того, как хорошо работающие школьные бухгалтерии ликвидировали, создав три районных. Какой логикой руководствуются чиновники, мечущиеся от одного к другому, – непонятно.

Напомним, порядка пяти лет назад Ульяновск одним из первых городов России пошел по пути самостоятельности образовательных учреждений. В городе ликвидировали районные управления образования, а школы приобрели статус юридических лиц. В них, а также в детских садах создали бухгалтерии.

Руководители учреждений в срочном порядке искали специалистов, обучали их, ремонтировали кабинеты, закупали технику и программное обеспечение. Трудный и затратный путь привел к финансовой самостоятельности, пусть и относительной. Год назад с этой, уже отлаженной, системой решили покончить.

Аргумент был, как всегда, один: экономия бюджетных средств. Вроде как 250 бухгалтеров для города – непомерная обуза. И начали экономить. Выплатили специалистам, попавшим под сокращение, подъемные. Около двух миллионов рублей отдали за аудит. Отремонтировали помещения для районных отделов централизованной бухгалтерии. Купили компьютеры и программное обеспечение. Всего не перечислишь, но в целом город, только по официальным данным, озвученным 23 октября депутатом ЗСО Ростиславом Эдварсом, потратил порядка 70 миллионов рублей. Кроме непомерных расходов, хваленая бухгалтерия доставила массу неудобств директорам школ.

Поначалу, чтобы избежать их постоянных поездок для решения финансовых вопросов, электронные подписи директоров находились в централизованной бухгалтерии, но прокуратура сочла это незаконным.

В итоге руководителям школ, вместо того чтобы заниматься образовательным процессом и, тем более, самим проводить уроки, приходилось часа по два разбираться с платежками. ЗСО приводит высказывание депутата, директора гимназии №44 Лидии Жуковской-Латышевой о том, что ее коллеги-руководители фактически превратились в «бегунков» и вынуждены по всем вопросам финансирования лично обращаться в централизованную бухгалтерию. Да и учителям по любой проблеме, которая могла бы быть решена в короткий срок на месте, приходится ездить и простаивать в очередях. Представить неудобство, причиненное педагогам, довольно легко – допустим, вы учитель одной из школ Киндяковки, а районное отделение бухгалтерии находится… в районе парка Юности! Педагоги школ Нижней Террасы тратили время на поездки в новый город. Отчасти выиграли те директора, которые предусмотрительно сохранили в учреждениях специалистов, что, по сути, создало двойную бухгалтерию.

Между тем централизованная бухгалтерия была сверх меры завалена работой.

Начались перебои с начислением зарплат и разного рода платежей, проведением конкурсов. В конце концов было признано, что затея привела к дублированию функций бухгалтерских структур и нерациональному использованию бюджетных средств. Глава региона дал поручение минобрнауки региона сформировать «дорожную карту» по децентрализации бухгалтерии образовательной системы Ульяновска. И снова школам придется искать средства на оборудование помещений, которые по большей части отданы для других нужд, опять нужно будет покупать программное обеспечение и так далее по списку – все это дорого и непросто. Кроме того, нужно снова искать специалистов и убеждать их в том, что трудоустроят не на год или два. С меняющимся настроением наших чиновников давать такие гарантии просто невозможно. А депутаты теперь заявляют о том, что поддержали «народную инициативу» – что же им мешало год назад, когда они одобрили то, что городу заведомо было не выгодно и не нужно?

Кстати, примерно месяц назад, когда вопрос о децентрализации был практически решен, «СК» интересовался им, имея в виду детские сады, которые также были вовлечены в этот процесс. Однако на расспросы нашего журналиста пресс-служба мэрии ответила весьма неопределенно, мол, такая возможность рассматривается, но окончательное решение еще не принято.

Только заведующие детскими садами уже начинали подыскивать бухгалтеров.

Анна Михайлова