В 2012 году по официальной статистике в области произошло 20 ДТП с участием велосипедистов, из них 7 случаев по неосторожности детей. Эти цифры на первый взгляд кажутся небольшими, но это не так. Во-первых, регистрируются только ДТП с пострадавшими, а во-вторых, даже такие ДТП далеко не всегда попадают в статистику. Поэтому воспользуемся методом сравнения. За тот же 2012 год ДТП с участием пешеходов было зарегистрировано 101. Получается, что один пострадавший велосипедист приходится на пять пешеходов. Естественно, что велосипедистов у нас в области явно меньше, чем 1/5 часть от всех пешеходов. Это говорит о том, что велосипедисты попадают в группу риска. Равно как и скутеристы. За 2012 год пострадало 19 любителей малой мототехники. Подавляющая часть этих ДТП приходится на Ульяновск. Из всего этого можно сделать вывод, что велосипедисты на дороге в городе защищены недостаточно. Это признают и сами любители велосипеда, а также желающие примкнуть к велоактивистам. «На дороге нас не уважают. В любой момент могут подрезать, спихнуть на обочину», – говорит Евгений Королев, один из старейших велоактивистов Ульяновска. «Я не покупаю велосипед, потому что боюсь ездить по ульяновским дорогам, а больше по городу ездить негде», – рассказывает Дима. Тем не менее, велодвижение в Ульяновске активно развивается. В крупнейшем ульяновском велоклубе SimBike состоит 1000 с лишним человек, более 100 из которых проявляют активность. Многие используют велосипед и как банальный транспорт для поездок на работу или учебу. Даже зимой. «Я езжу на велосипеде круглый год – от своего дома на 19 микрорайоне до работы (театр). Зима? Не проблема, езжу и зимой», – говорит Андрей. Интерес к велосипедному движению проявил и лично губернатор области Сергей Иванович Морозов. Причем в прямой форме – сев на велосипед и начав кататься. Неоднократно им декларировалась и важность развития велосипеда в Ульяновске. По словам активиста клуба SimBike Татьяны Державиной, о велосипеде Сергей Иванович снова вспомнил после знаменательной поездки делегации чиновников в Лондон. По приезду с Татьяной связались представители областной администрации. Было это в конце января. По словам Татьяны, «губернатор сказал, что пока в бюджете есть деньги, надо предусмотреть какие-либо мероприятия по созданию в Ульяновске велодорожек». Повод понятен – в Лондоне, как и в других европейских городах, велосипедный транспорт весьма развит и активно пропагандируется. Последний нашумевший проект называется SkyCycle и предусматривает строительство велосипедных дорожек на возвышениях вдоль путей, дорог, путепроводов и т.д. Проще говоря, велосипед собрались поднимать над городской суетой, что автоматически резко увеличивает его привлекательность как городского транспорта. Но и помимо SkyCycle, велодорожная сеть в Лондоне весьма разветвлена и вполне позволяет без риска передвигаться по городу. Итогом стала встреча велосипедных энтузиастов с министром транспорта области и представителями города, на которой, помимо велодорожек, поднимался и ряд менее затратных для области и города вопросов. «Мы отлично понимаем, что никто нам сразу велодорожки не построит. Поэтому добиваемся в первую очередь хотя бы того, чтобы велодорожки были включены в планы реконструкции города», – пояснила нам Татьяна Державина. У велосипедистов есть и более животрепещущие вопросы. Во-первых, это проблема решеток на ливневой канализации, в которые проваливается колесо велосипеда. Такие надо в обязательном порядке менять. Вторая проблема – чистота обочин. По словам Татьяны, по этим вопросам понимание с минтрансом было достигнуто. Но результата, естественно, нет. Все ждут весны. Велосипедисты – для того, чтобы выявить и показать проблемные участки, чиновники – чтобы запустить машину бумагопроизводства. В этой связи напоминаем о наличии на нашем сайте специального сервиса по сбору фотографий и описаний проблемных участков дорог – http://ulgrad.ru/?page_id=59430. Им можно воспользоваться и для того, что обнародовать проблемные решетки ливневок. Все материалы мы передаем дорожникам.
«Очевидно, что в этом сезоне ждать кардинального улучшения ситуации не приходится», – отмечает активист Александр Яшин. Что же касается велодорожек, то чиновники ждут от велосипедистов конкретных предложений. Сбору их была посвящена субботняя встреча УРОО «Городская среда», в которой приняли участие активисты велосипеда, архитекторы, а также опытный координационный совет «Городской среды». Симбайковцы презентовали своё предложение замкнутого велосипедного кольца в правобережье Ульяновска, которое должно проходить преимущественно по территории зеленой зоны. Предложение встретило серьёзную критику. Во-первых, участников встречи смутила возможная дороговизна строительства дорожки (по подсчетам участников – до 2 млн.руб за километр), а во-вторых её удобство для транспортных целей. Тем не менее, проект был признан хоть и утопичным, но достойным воплощения. В ответ координатор УРОО «Городская среда» предложил свой вариант веломаршрута, который является кольцевым и проходит преимущественно по дорожкам с твердым покрытием, которые не являются частью системы автодорог. Веломаршрут предлагается сделать замкнутым и проходящим через все районы правобережья, а также соединить с основными жилыми районами специальными хордовыми дорожками. Точное исследование маршрута и его предварительное осмечивание будет проведено силами УРОО «Городская среда» к обещанному велосипедистам совещанию с участием губернатора, минтранса и минфина области. К этому совещанию координаторами «Городской среды» совместно с велосипедистами были подготовлены дополнительные предложения. Так, среди прочего было предложено требовать с городской администрации внесения в Правила благоустройства города требований по обустройству велопарковок арендаторами и собственниками общественных зданий с большой проходимостью. Особое внимание велосипедисты уделили и разметке. «Разметить велодорожку на тротуаре – копеечное дело», – заявил один из участников встречи. Тем не менее, подобные «копеечные дела» требуют долгого согласования с ГИБДД. Итогом обсуждения стало письмо от общественности к руководству ГИБДД области с требованием принять меры по снижению количество аварий с участием велосипедистов, в том числе и путем обустройства разметки велодорожек и включения их в дорожную сеть. К сожалению, приходится признать, что Ульяновск с этими мерами значительно отстал от многих других городов России, где строительство велодорожек с той или иной степенью активности началось ещё несколько лет назад. Конечно, до европейских велодорожных сетей весьма далеко, но даже небольшие велодорожки способствуют активизации велодвижения. Впрочем, на целую сеть велодорожек никто из активистов особо и не надеется. Вполне может быть, что для российского климата это не очень нужно. А вот несколько безопасных маршрутов вполне могли бы послужить значительному росту приверженцев здорового велосипедного образа жизни и сильно улучшить городскую среду Ульяновска. Фото – пресс-служба областного Правительства. п.с. предложение от Сергея Парфенова по участку от Политеха до Филармонии – http://maps.yandex.ru/-/CVR2UZLe. |
|