Скандалы не ходят в одиночку. Во всяком случае, обычно группами, как вот на сей раз у министра искусства области Татьяны Ившиной.
Не успела затихнуть волна общественного негодования планами чиновников по выселению из исторического здания на Венце Художественного музея и уничтожению фондов Дворца книги, как новая напасть. Ившину обвинили в покровительстве иногородней фирме, занятой выводом из региона денег. Речь идет о схеме распространения билетов на концерты и другие массовые мероприятия в ульяновских учреждениях культуры. Лично я, не очень знакомый с этим человек, считал, что билеты продают кассы самих этих учреждений и распределяют выручку между всеми задействованными сторонами, включая бюджет. Но, оказывается, это уже не так.
С подачи ведомства Ившиной продажа билетов отдана некой конторе из марийской столицы Йошкар-Олы, возглавляемой жителем этой самой Йошкар-Олы. Контора, как пишут электронные СМИ, под предлогом внедрения в дело новых технологий просто взяла в свои руки кассы учреждений культуры, откуда и качает деньги. Из-за перенаправления финансовых потоков только один Мемцентр вкупе с местным бюджетом теряют едва ли не по десять миллионов рублей в год. В квартал, как подсчитали знающие люди, прибыль марийской конторы составляет под 20 миллионов рублей. Налоги платятся в бюджет по местонахождению конторы, то есть в Йошкар-Оле.
Заодно с билетной сферой марийцы подмяли в Ульяновске и в целом организацию концертов, формируя в том числе репертуар и перечень групп-гастролеров. Деятельность эта не уникальна, у нас есть и свои фирмы, которые могли бы ею заниматься, но их к этому не подпускают. А курирует процесс Татьяна Ившина, и хотя касается он бюджетных учреждений, но делается все без каких-либо конкурсов или торгов, вообще-то обязательных в такого рода отраслях.
Разбирая этот компот, комментаторы гадают, каким может быть в нем интерес Ившиной. Трудно сказать, хотя обращает на себя внимание, что Марий-Эл, где засели присосавшиеся к ульяновскому бюджету пиявки, и Кировская область, откуда приехала к нам Ившина, – соседи, и хозяева марийской конторы могут приходиться Ившиной кем угодно, хоть братьями, хоть сватьями. Но схема ведь не нова. Это классическая колониальная схема, ставшая для Ульяновска почти уже традиционной, когда находятся некие структуры, через которые из области и выводятся деньги. Примеров полно. Тут и торговые сети, головные офисы которых зарегистрированы в Краснодаре, Москве, Самаре, Петербурге, куда и уходят гигантские финансовые потоки вместе с налогами. И энергетика, чьи владельцы сидят в Москве и Самаре и стригут ульяновских потребителей оттуда. И сотовые операторы, высасывающие деньги (опять же вместе с налогами) в режиме мощных пылесосов. И банковские структуры. И пассажирские автоперевозки, куда кто-то из наших втянул питерскую фирму, которая станет еще одним насосом.
Какие-то из перечисленных субъектов пришли в регион, может быть, помимо воли здешних властей. Каким-то обойти наших чиновников вряд ли удалось бы, и их появление выглядит особенно вызывающе. Например, иногородних автоперевозчиков. Сверхвызывающе выглядит и то, что связано с организацией работы областных учреждений культуры и ролью Татьяны Ившиной, ведь бьет это по бюджету, о падении доходов которого периодически стенает ульяновское чиновничество. И чего стенать-то, если к истощению казны само руку прикладывает? По крайней мере, такое впечатление производит эта история с концертами.