На одном из форумов Ulpressa.ru некто Маркетолог выступил с пространным постом о субпассионарности. Эту гумилевскую категорию он использовал для объяснения происхождения сугубо негативных идей и оценок нашей текущей жизни. Действительно, прозвучавшая на этом форуме и в предваряющей его статье идея «валить из страны», определение России как «этой страны» (какую не жалко), что все очень плохо, а будет еще хуже, субпассионарны.
Автор идеи пассионарности Л.Н.Гумилев – мой любимый историк, и я согласен с Маркетологом, его диагнозом этой социальной болезни как субпассионарности. Но виновны ли в ней субпассионарии?
Нет, не виновны. Все страны и народы переживают однажды эти непростые времена – фазу надлома суперэтноса, когда субпассионарии становятся влиятельной стратой населения. Сейчас в него вошла Россия.
По Гумилеву, субпассионарии – это люди с пониженной пассионарностью, что проявляется в их неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, асоциальном поведении. Проще говоря, это комплекс неудовлетворенности всем и вся плюс известная доля самовлюбленности. И конечно эгоизма. Но об этом сказать обычно забывают, говорят о невозможности реализовать свои способности в этом городе, этой стране… Дальше ехать пока некуда. За хорошие деньги, разумеется. Потому что без хороших денег реализовывать эти способности субпассирнарий не желает и не может.
Отсюда его «правильный» вывод из создавшегося трудного для него положения – уезжать в страны правильные, обетованные. Это всегдашний выбор субпассионария, его видовой признак, – непреодолимое желание свалить туда, где больше денег. Как об этом было емко сказано в одном знаковом фильме, его «родина там, где заднице теплее». Он это знает лучше всех.
Однако ничего криминального в этом нет, простой человек всегда ищет где лучше, подобно тому как рыба – где глубже. А у субпассионариев это единственная цель в жизни. И все бы ничего, но они поднимаю при этом такой стон, вопль, вплоть до истерики…
Вот этой субпассионарной истерики нам бы не надо: загрязняется ноосфера. К тому же это опасно, потому что «без надежды человек сохнет, и умирает», говорил Ф.М.Достоевский. То есть им и всем другим будет лучше, если исполнятся их заветные желания, и они действительно уедут в земли обетованные, теплые, без коррупции, преступности, с хорошим образованием. Если найдут.
Можно даже помочь – купить билет в один конец. Это будет к обоюдной выгоде, и уезжающих, и остающихся. От нас не убудет, а ноосфера очистится. В конце концов, Россия – холодная страна, это географическая данность, судьба, которую не изменят никакие реформы. Тем, кто не любит российский климат, но стесняется в этом признаться и сублимирует эту свою неудовлетворенность во что ни попадя, наверное, тоже лучше уехать, чтобы не изумляться каждый год: опять неожиданно пришла зима!
Лучше нас будет меньше, но жить станет лучше в моральном плане. И субпассионарии выиграют, уровень потребления на Западе действительно выше, поэтому им что-то да обломится. Хотя не стоит путать уровень потребления с уровнем жизни, который зависит больше от социального положения и мировоззрения. Например, К.Маркс определял статус человека тем свободным временем, которое имеется в его распоряжении. Но если кому-то не нужно свободное время, это в корне меняет дело.
Существует расхожее заблуждение, что если все желающие уедут, то Россия много потеряет, квалифицированных кадров и т.д. Это не так. Субпассионарии потребляют все что производят, и даже больше. Они не способны на сверхусилие, поэтому ничто великое им в действительности недоступно. «Великое не создается за деньги», – говорил наш гений Н.М.Карамзин. Так что ничего великого мы не потеряем.
Субпассионарность как испытание
Фаза надлома суперэтноса – тяжелая фаза, но это отнюдь не конец стране, народу, как интерпретируют некоторые. Волевые усилия народа в это время затруднены, пассионариев мало, они не оказывают существенного влияния на общественное настроение, поэтому есть ощущение духоты в обществе. Другая опасность – в субпассионарные времена открываются возможности для иных «демократий» покупать целые народы и страны…
Однако если внимательно читать Гумилева, то мы увидим, что для сперэтносов, каким является российский народ, это испытание вполне по силам. Поскольку пассионарии есть всегда, то в суперэтносе в силу его величины, всегда найдется достаточное количество пассионариев, способных взять ответственность за страну на себя. Во-вторых, суперэтносы периодически испытывают пассионарные толчки, причем их вероятность тем выше, чем большую территорию занимает суперэтнос. Понятно, что Россия здесь вне конкуренции.
В случае нового пассионарного толчка, его влияние распространится на всю страну, он может даже создать новый центр государственности России. Когда-то пассионарный толчок произошел во Владимиро-Суздальском княжестве Киевской Руси, его олицетворением стал Александр Невский с императивом поведения «За други своя», который спас нарождавшуюся Россию, переместив центр ее государственности из разоренного Киева во Владимир, а затем в Москву.
Другими словами, где-нибудь в Сибири или на Урале, или в благословенном Симбирском / Ульяновском крае, может и в наше время неожиданно произойти пассионарный толчок, а, может быть, он уже произошел, и скоро мы увидим его результаты: на арену истории выйдет новое поколение пассионариев с идейным императивом поведения. Это как с урожаем зерновых: не уродит на Кубани, так на Алтае; чем больше территория страны, тем выше вероятность, что где-нибудь да будет хороший урожай. Гумилев был еще и доктором географических наук, и знал, подобно Наполеону, что география – это судьба, а великая география – великая судьба.
Виктор Каменев
Hermes
Немного передернуло от избытка терминологии…
В целом хочу сказать следующее "К.Маркс определял статус человека тем свободным временем, которое имеется в его распоряжении." Вот именно, вопрос – сколько времени (свободного) имеет в своем распоряжении среднестатистический житель страны? Гулькин нос. Большинство жителей не удовлетворены работой, на которой проводят большую часть жизни, пытаясь заработать деньги семье. То есть большая часть жизни проводится в состоянии стресса. Я думаю, что вопрос "почему мужчины в России не доживают до пенсии" можно и не ставить, он достаточно очевиден.
С одной стороны – это недостаточк свободного времени, чтобы снять стресс "правильным путем" (не алкоголем), с другой стороны – как правило стрессовая нелюбимая работа, на которой приходится проводить всю жизнь.
Но при этом, вот ведь в чем закавыка, народ предпочитает сидеть по углам и не высказывать свое мнение.
На тот же самый митинг в поддержку трамвая пришло 200 человек (максимум), хотя вопрос затрагивал сотни тысяч…. Хотя я не отрицаю возможность рождения "идейных" активных лидеров, которые действительно любят народ и страну, но в условиях сложивщихся отнощений считаю это маловероятным… Будет либо повтор сенатской площади, либо 17 года…
PS ах да… вот ведь в чем еще одна закавыка "чем больше территория страны, тем выше вероятность, что где-нибудь да будет хороший урожай" Вопрос – где наши футбольные гении????? Не смогли в такой стране собрать нормальную сборную….? Говорят, чтоесть профессионалы, готовые кровью и потом добывать победу… но… система продвигает вперед "нужных" людей.
Кай
Представляется, это весьма сомнительный тезис: "простой человек всегда ищет где лучше, подобно тому как рыба – где глубже". Если бы было все так просто, в России осталось бы, в лучшем случае, четверть населения. Так нет, простой человек, в массе своей, никуда не едет, а живет там, где родился. Уезжают как раз пассионарии, которым непременно надо найти место применения своей энергии и способностям. Простой человек составляет основу жителей страны, на нем все стоит и он терпит условия своего существования, ругая власть и часто проклиная условия своего существования. В Штатах для пассионарной массы, да и для массы простых людей, созданы облегченные условия перемены ареала обитания – сел в трейлер и переехал в соседний штат или вообще колеси по штатам. Но и там в миграционные процессы постоянно вовлечены не более 30% населения. Россия – страна неподходящая для подобных внутренних миграций ни организационно, ни климатически, ни традиционно. Россия – страна преимущественно оседлая, кроме, конечно, особых случаев, вроде смутных времен, революций и гражданской войны. Ну так это в любой стране так.
Ежов
Я сужу по подростковым боям 80-х 90-х, совершенно бессмысленным и беспощадным. Они очень напоминают гумилевский этап (забыл как называется) начального этапа пассионарного толчка, когда избыточная активность есть саму себя, что проявляется во внутренних конфликтах, которые вообще могут не иметь осмысленной цели. Граница "Сопли" и "Даманского" и сейчас до конца непонятна. А дрались на арматуре, на топорах, со взрывчаткой до 10 трупов в год.
Думаю что толчок прошёл по линии север – юг примерно от Марий Эл через Казань до Самары и не доходя до Саратова.
Так что наши победят)))
Ральф
Автор говорит "российский народ". Обратите внимание, российский, а не русский. Не знаю, что это – то ли политкорректность, то ли это сделано по невнимательности… Но если говорить о российском народе, то надо тогда помнить и о народах Северного Кавказа. А что на Кавказе происходит, наверное, вполне можно назвать пассионарным толчком. И разве такой толчок – благо для России?
В. Пух
Гумилев прекрасный историк, который интересно описывает различные события из истории, а вот теоретик не очень. Методология слабая, якобы космическое излучение… да влияние ландшафта и т.д. и т.п. Так что пассионарии, субпассионарии… фигня это все. Его теория пристально изучалась и серьезные историки в нее не верят.
Ежову
Подростковые бои были и раньше, в любые годы, бессмысленные и беспощадные. В 60-70-х годах дрались квартал на квартал, тоже с применением подручных средств, ножей, и нередко с трупами. Дрались в только что отстроенных спальных районах Засвияжья. Это был обычный дележ территорий влияния. В 80-х на Севере "хлебники" делили территории влияния с "куликовцами". В конце 70-х за Волгой на Нижней были свои массовые драки – местные против завезенных, кажется, вьетнамцев, или азербайджанцев, до сотни человек с обеих сторон, с переворачиванием милицейских машин и драками с ментами.
Так ведь серьезные не верят,
а Каменев, как все влюбленные и верит, и надеется. Только все время обламывается. Но упорно ползет к цели. Только вот что за цель – и сам не знает. Не проталкивание же гумилевской зауми в разряд глобальных теорий ?
Ральф
Автору комментария от 10:07. По-моему, Ежов просто тонко иронизирует над гумилёвской теорией пассионарности!
Возможно, Ежов иронизирует,
но гумилевская терия – не та теория, от которой просто лучше отмахиваться. В конце концов, вожди, лидеры, предводители, атаманы, которые были и будут во всех массовых движениях этносов, в нашей истории их много, удачно описываются определением пассионариев. Нет, не все просто с гумилевской теорией.
Ральф
Пассионарность – в лучшем случае удачная метафора. На научность она никак не тянет.
Автор
Гумилев велик и многогранен, его наследие не сводится к идее пассионарности, хотя это любимая его идея, которую он считал самой ценной. Конечно теория пассионарности во многом гипотетична, то есть не строго доказана. На это указывают его критики, но это говорил и сам Гумилев.
О чем не говорят наши критики, так это о том, что гумилевская гипотеза пассионарности единственная в этой области – теории этногенеза, у нее нет конкурентов и серьезных альтернатив. Самим критикам сказать по этому поводу нечего, поэтому их доводы и резоны – это своего рода плачь Сальери о гении Моцарта.
Аргументов, исторических и географических, в пользу теории пассионарности гораздо больше, и они куда весомей чем сомнения "исторических работников". Гумилев – ученый, в то время как его критики – это всего лишь преподаватели истории, причем весьма ангажированные, что видно по их "трудам". Например некто Янов, "труды" которого вообще никем из серьезных историков не признаются.
В России живут россияне. Русские и россияне – это слова синонимы, по-моему. Эти слова имеют свои оттенки, что естественно для синонимов. Многие кавказцы считают себя россиянами, хотя не все. Многие русские не считают себя россиянами, а, например, космополитами.
Ральф
Все возражения автора, какие могут быть, если судить по комментариям к другим его статьям, исключительно эмоциональны. Величие, многогранность, единственность…
"Русские и россияне – это слова синонимы, по-моему". Ну это вообще нечто! Среди моих знакомых – люди, называющие себя русскими, татарами, евреями и т.д., но вот людей, называющих себя какими-то абстрактными россиянами, не приходилось встречать. Я сам русский, но не считаю себя россиянином и при этом НЕ считаю себя космополитом, в противоположность вашим теориям.
Кай
Наверное, это слабое место Автора – в различении россиян и русских. Наверное, это дань политкорректности. Россияне – это не этнос, это – совокупность этносов. Русские – все же главный и основной этнос, системообразующий этнос (на территории страны Россия, по крайней мере) в совокупности россиян. Эта данность, с которой лучше считаться. У этого системообразующего этноса есть свои особенности – например, определенное учеными генетическое деление на северных русских и южных русских, например, русские по языку и культуре, проживающие на и вне территории России (последних, верно, можно отнести к формализованным космополитам). Те русские, которые окончательно не считают себя россиянами, живут обыкновенно вне России. А внутренний космополитизм – это, скорее, одно из интеллектальных состояний, присущих многим людям, вне зависимости от конкретного места проживания, для эпохи глобализации это характерно. Что, кстати, не означает отсутствия патриотизма, причем, может быть, самого квасного, местнического.
Hermes
Ежову
Дико извиняюсь, но трупов то побольше было. И иронизировать над моим последним предложением не совсем корректно, т.к. я думаю Дмитрий понял, что имелось ввиду – а именно мощная внутренняя достиженческая мотивация. Способность переступить через себя и двигаться к надличностным ценностям.
Эксперимент с мусором и велосипедистами все знают?
Заяц Пушистый
Г-ин Гумилёв, заметьте, пишет, что российский суперэтнос сформировался на 500 лет позже западноевропейского (а с Китаем и южными, исламскими странами, судя по Гумилёву, лучше вообще не сравнивать), т.е. где-то в 1500-1800гг. он вроде бы сформировался. А что же представляла собой в 1500-1600-ые гг. Россия? На Западе уж Томас Мор сочинил свою "Утопию", уж Кампанелла придумал "Город Солнца", Расин сочинил свои пьесы, а Леонардо… Поскольку наш суперэтнос ещё очень-очень молод, то не исключены различного рода аномалии, непредвиденные скачки в развитии или даже отставание, полный Left Behind, как поётся у ныне популярной группы Slipknot. Очевидно, что и появление избыточного количества субпассионариев связано именно с поздним возникновением российского суперэтноса. Они являются издержками запоздалого развития, иного объяснения их переизбытка я найти не могу.
Идём далее. После 1800-го г. у нас, по Гумилёву, вообще якобы произошла утрата суперэтнической принадлежности, что выразилось в "гражданских войнах". Гм, если следовать логике Гумилёва, то гражданские войны, всплески религиозной вражды и националистические рецидивы тоже возникают из-за избыточного количества субпассионариев, поскольку они – типичные тунеядцы, которые ничего делать не хотят, но при этом желают царствовать лёжа на боку. Ха! Но как тогда определить, кто из личностей в истории пассионарен, а кто – субпассионарен? Пассионарен или субпассионарен, к примеру, Иосиф Виссарионович Сталин? Можно сказать, что он был и тем, и другим: он руководил Советским Союзом, поэтому все успехи и неудачи в те годы связаны с его именем, следовательно, он пассионарен (не каждый ведь станет главой столь крупного ГОСУДАРСТВА). В то же время Иосиф Виссарионович, сын сапожника, вступил в компартию и выполнял её задания. А зачем вступил? Работал бы у себя в Грузии учителем богословия, поднимал бы хозяйство в Гори, зачем же идти в политики? Но нет! Иосиф вУиссарионович явно хотел более лёгкой жизни, хотел быть в почёте и уважении, чтобы во время торжественных маршей по Красной площади народ кричал наперебой: "Ура товарищу Сталину!" Ну и чем он не субпассионарий? Двоякая интерпретация теории Гумилёва о пассионарности/ субпассионарности позволяет сделать вывод, что она нуждается в серьёзной доработке. Слижком уж много у неё недоделок. Вряд ли можно объяснить гражданские войны избыточным количеством пассионариев и субпассионариев. В этом плане мне более привлекательной кажется идея Тоффлера о перераспределении властных отношений между людьми, а проще говоря – в борьбе зав власть как одном из главнейших двигателей истории. Все ведь хотят доминировать, следовательно, демонстрировать всем свою власть, которую они якобы имеют! Отсюда и берутся гражданские войны и прочие безобразия, в частности безобразия на Кавказе, которые упомянул Ральф.
Кай
Зайцу Пушистому. Тезис: все хотят доминировать представляется сомнительным. Как раз по линии желания доминировать и проходит деление на пассионариев и субпассионариев. Пассионарий – явный лидер, его стремление доминировать определяет характер его поведения. Субпассионарий – человек, лишенный стремления доминировать, он, по Гумилеву, ближе к люмпенам, чистый потребитель и тунеядец. Если переводить теорию Гумилева на примеры из предпринимательства, то в любой стране крупных предпринимателей-иннноваторов (настоящих, не наших липовых, а типа Форда, Стива Джобса, Якокки Ли или Билла Гейтса и др.) не более 1-2%, они ярко выраженные пассионарии в сфере предпринимательства, люмпенов, бомжей, выраженных субпассионариев – процентов 5, остальные распределяются между этими двумя полюсами. Чем больше людей, относящихся к среднему классы, процентов до 60, – тем больше этнос пребывает в гомеостазе, но и тем больше вероятность появления новых пассионариев в предпринимательской сфере. Выраженного стремления доминировать, кстати, эти 60% пребывающих в гомеостазе, тоже не имеют.
Автор
Повторяю, русский и российский – это синонимы, что совсем не исключает ни русского этноса, ни других этносов, ни российского суперэтноса. Здесь нет противоречия, но синонимичность подчеркивает известную разницу, что русский и российский имеют разные оттенки.
Насчет теории Гумилева, там очень много понятий, помимо пассионариев и субпассионариев, такая интерпретация – это очень грубая ее демоверсия.
Тоффлеровский заяц – без комментариев, слишком банальна эта идея – борьбы за власть, доминирования, без которых история, конечно же , не обходится.
ruswalenok
Скорее всего нас ждёт совсем другое…
Например, такое не столь отдалённое будущее победившего американского демократического фашистского концлагеря, захлопнувшего двери за последним отдемократизированным, с песнями вошедшим в ворота лагеря.
Итак, иудо-американский антихрист воцарился на троне в окружении кисинджеров/бжезинских…
Обозрев окрестности своего владения, ОН замечает, что вокруг слишком много вредителей, жрущих ЕГО растительность и поганящих его водоёмы.
ЕГО мечта – райский сад с гуляющими по дорожкам павлинами и полу-обнажёнными красавицами, водоёмами с кристально-чистой водой, в которой плавают диковинные рыбки…
Прежде всего нужно пустить под нож миллиардов, эдак, шесть жрущих и гадящих: для ЕГО обслуживания достаточно будет одного миллиарда персонала – "ЗОЛОТОГО МИЛЛИАРДА".
Деньги больше не нужны…
Научно-технический прогресс тоже не нужен…
Земля постепенно восстанавливает силы, насыщая воздух кислородом…
«Великое не создается за деньги», а очень за большие. Книгоиздатель Смирдин заплатил А.С. Пушкину за право первого издания "Евгения Онегина" 12000 рублей. Пуд соли стоил 1 рубль.
Карамзин – придворный историк. Его "История" не вызывает сомнений у многих…
Ежов
Вообще иронический формат разговора никогда не отменяет его серьезности. Ирония может быть направлена куда угодно и из чего угодно исходить. Из любого нюанса, акцента, чуть неправильно занятой позы.
Я вполне серьезен. Я родом с Даманского. В том времени остался мой старший брат, один из родоначальников только появившегося тогда микрорайона "Сапля" (простите). Я вспоминаю их "коллектив", в котором бывало присутствовал пацаном. Из 12-15 человек в живых осталось 2-3. И то пересидели в тюрьме. Это реально. И масштаб того замеса несравним с масштабом всегда наличествующей в подворотне шпаны. Помните нашествия казанских на москву, когда тысячные толпы просто пробегались в режиме гоп-стоп по городу. Я помню из детства утренний крик "Пески бегут" и мы баррикадировались утром(!) в школе. Тогда это затрагивало абсолютно всех. Сейчас – по сравнению с тогда, все просто стерильно. Конечно, формы меняются, институты общества встают монолитом. Но процесс был запущен. И по совершенно конкретной линии. Саратов, например, город по сравнению с нами или бешеной баблолюбивой Самарой почти мертвый. И мы в странном центре этого процесса. Мы в середине воронки. Я верю в это и я это вижу. Вопрос уровня глубины взгляда.
А по запуску этого процесса (пассионарных толчков) почитайте примеры – Мохаммад сделал ислам с кучкой таких же фанатиков. И так же все вокруг крутили у виска. И так же сытое большинство преобладало. Эти процессы не обращают внимания на условия и от них не зависят. Потому что это процессы живого, а не окружающей нас энтропии постава и вечного "здравого смысла". И это не сошедшая с ума толпа. Это кучка фанатиков, которым дали идею и показали куда всех вести. И они повели. Вопрос их наличия в обществе.
Четвертый раз слушаю лекции Глухова. Он в узком кругу но в самых самых трендах сейчас. Четвертая (про "кративность" вроде которая) примерно на оговоренную тему, про суверенность. Не поленитесь, кому интересно взглянуть поглубже http://runiver.podfm.ru/typology/
Кай
Думаю, по поводу синонимичности (в различных частных случаях), но и различия оттенков русского-российского можно согласиться с Автором.
Ральф
Автору. Ну ладно, раз хочется иметь различения русский/российский, то пусть они существовуют в чьих-то головах. Этому нельзя помешать. Хотя для чего такое раздвоение, я лично не понимаю…
Я задал Вам вопрос, хотя явно не адресовал его Вам. Всё же, как понимать нынешнюю северо-кавказскую войну? Это, в соответствии с Вашей теорией, создаётся "новый центр государственности России"?
Заяц Пушистый – ВСЕМЪ!
Нет, уважаемые собеседники, доминировать хотят ВСЕ без исключения. Просто это выражено у разных людей по-разному: один смелый и дерзкий (выжига, проще говоря) идёт во власть и борется за всеобщую известность, другой тоже этого хочет, но не может по тем или иным обстоятельствам, поэтому начинает пить и в итоге спивается, третий работает в какой-нибудь конторе ЖКХ и орёт на всех подряд, т.к. хочет заявить о своей значимости и т.д. Люмпены тоже хотят доминировать: одни, как я уже говорил, спиваются от неудовлетворённости своим бытием, другие участвуют в массовых демонстрациях и драках (в данном случае это какие-нибудь жиганы), стараясь показать удаль молодецкую. И пассионарий, и субпассионарий хотят доминировать, только первый в наглую рвётся к цели, а вторые проявляют недовольство по причине невозможности осуществления своих желаний.
Вон Дмитрий Ежов говорит о молодёжных группировках. А почему они появились? Кто-нибудь пробовал вообще задать себе этот вопрос? Из-за рыночных отношений? Из-за зон влияния? А почему тогда появилось в этих головах идея о зонах влияния? Из-за доминирования, конечно же. Одни хотят показать другим, что они круче, только и всего. Или же кто-то объяснит сей феномен сложностью географического расположения нашей необъятной Родины? Или же ещё лучше: сложным взаимодействием суперэтносов!
Вот так вот оно выходит. Идея борьбы за власть, а по сути – доминирование, была удачно сформулирована Ницше и затем продолжена доктором Фрейдом. Прошлый век, заметим, а как актуально. Тоффлер эту идею переосмыслил и применил к истории. По-моему, получилось вполне удачно. Если г-ну Каменеву ближе Гумилёв и Зиновьев (вероятно, сугубо потому, что они русские – он и Черчилля не признаёт, и Тоффлера, и много кого ещё, а это уже наводит на кое-какие размышления), то это его выбор.
Кай
Молодежные группировки были всегда: и до советской власти, и , в особенности, в первые годы советской власти (массовая беспризорность), и после войны (опять массовая безотцовщина), и в хрущевские времена, и в брежневские (менее выраженные войны за территорию и влияние), в позднесоветские времена, после введения кооперативов, первых банков, элементов рыночных отношений, это уже стало сопровождением "бизнеса" – переделом финансовых потоков криминальным пуем (рекетиры). Рыночные времена 90-х перевели все это на бандитские чисто уголовные рельсы. Затем государство стало бороться с откровенно криминальными видами финансового передела и передела собственности (рейдерством), сейчас достигнут какой-то консенсус, хотя живем мы в городе гопников (по советским понятиям – мелких грабителей и хулиганов). На мой взгдляд, во всех процессах больше экономических оснований, последствий реформ, чем пассионарных/субпассионарных составляющих. Мне кажется, пассионарность проявляется во времена предшествующие каким-то революционным событиям. Как, скажем, в 1988-90, в 1992. А революционные события – это уже арена действий пассионарных сил – 1991, 1993. Сейчас говорить о пассионарной ситуации нет оснований, имхо. Если рассматривать пассионарный толчок, как некое переломное состояние этноса, то, на мой взгляд, мы пережили его в 1990-96 годах, сейчас период остывания этноса, переход к поиску гомеостаза.
А.Б.
"…Поскольку пассионарии есть всегда, то в суперэтносе в силу его величины, всегда найдется достаточное количество пассионариев, способных взять ответственность за страну на себя…."
Был ли пассионарием генерал Рохлин? Очевидно – да. А Навальный?
Допустит ли действующая власть, вооружённая теорией (гипотезой) Л.Н.Гумилёва, пассионариев, способных взять ответственность за страну на себя ? Наверно нет.
Следовательно, по Гумилёву, Россия (как этнос) обречена.
Хм
Навальный – пассионарий? Сомнительно. Он для Москвы, похоже, такая же фигура, как Брагин для Ульяновска. Не говоря уж за всю Россию. Интернет-революционер с фан-клубом интернет-почитателей. Юрист-миноритарий с бухгалтерским интересом к распилу денег. Как бы кто ни относился, но к пассионариям скорее уж следует относить Лимонова, Каспарова, даже Путина. Лидерские качества, харизма, ярые поклонники и противники, фигуры, вызывающие сильные эмоции у многих людей сразу. Проханов больше пассионарий, чем Навальный. Даже Зюганова можно отнести к пассионариям с бОльшим основанием.
Автор
Хм, однако, ближе всех к Гумилеву, на мой взгляд. А вообще, пора перечитеть "Этногенез и биосферу земли", чего и всем желаю.
Ральф
Повторюсь, пассионарность – это удобная метафора, хороший публицистический термин, но никак не научный. Понятие пассионарности не обладает никакой объяснительной или предсказательной силой. Вот что тут говорят? Для одного Навальный – пассионарий, для другого нет… Если Навальный станет в будущем, например, президентом страны, то для большего числа людей он будет пассионарием, а если не станет, то для того же большего числа он будет субпассионарием… Такие споры о пассионарности можно вести до бесконечности. Подобных проблем не возникает, например, в медицине. Нет надобности в спорах о высоком или низком уровне гемоглобина – достаточно провести анализ крови.
Кай
На мой взгляд, пассионарность, как проявление накопленной в этносе энергии, не всегда идет на пользу этносу, часто она приобретает разрушительные свойства и ведет к разрушительным последствиям. Такой пример пассионарности мы имеем в своей истории в упомянутом пассионарном толчке 1990-96 годов и в лице лидеров Горбачева-Ельцина. Оба ярко выраженные лидеры, собравшие вокруг себя команды единомышленников, и в результате деятельности обоих этнос получил разрушительную направленность действий, принесших самому этносу массу проблем и страданий, вплоть до внутренних гражданских войн. Если взять перечисленные выше примеры наличных пассионариев, то, пожалуй, Путина и Зюганова стоит отнести к личностям равного для российского этноса масштаба с конструктивными, пусть и неодинаково направленными, особенностями. Жириновский в этом ряду стоит особо – он тоже выраженный пассионарий, но с большим запасом не только конуструктивизма, но и деструкции. Куда его повернет в каждый последующий момент времени, никто не ведает, и он сам в первую очередь. ИМХО.
Перспектива
Когда читаешь НАШИХ политиков и рукой_водителей сегодняшних , с их радужными перспективами того,что будет со страной через 20 лет,с рублём через 50 и как мы сами будем жить через 70…почему-то думаешь что каждый из них себе по 300 лет намерил,не меньше…
Потому-то любой и каждый может с готовностью заявить что он тоже "субпассионарий", потому как жить через 70 лет так, как живут сегодня те,кто рассказывает нам как мы будем жить через 70 – проблематично,если он совсем уж не зомбирован ящиком и не озабочен проблемами добычи пропитания и денег на оплату ЖКХ круглые сутки напролёт
Заяц Пушистый
Сильные эмоции способен вызвать в принципе тот же субпассионарий. Когда буян дерётся на улице, то он тоже вызывает к себе разные чувства: от презрения до солидарности. Что касается Лимонова, то он скорее субпассионарин: у старичка детство в заднице играет, вот он и лезет в национализм. Так же, как и Дугин с Летовым.
Некто
А вот мы кто, субпасионарии!!! Купите мне билет, заранее спасибо. Для вашей пользы готов уехать.
Маркетолог
Некте.
Кстати, налицо крайняя стадия субпассионарности – открытый паразитизм, когда индивид не способен самостоятельно удовлетворить ни одну свою потребность, и открыто потребляет чужие блага. Даже на билет заработать самостоятельно не способен …
п.с. сидячий в общем вагоне до Ташкента устроит?
Бархударов
Похоже автор тривиально идиотничает. Что Гейм и Новоселов ( прошлогодняя нобелевка по физике ) "загрязняют ноосферу" ? Если не ошибаюсь в их центре нанотехнологий в Манчестере 11 из 19 сотрудников таких "загрязнителей".
Тут про группировки писали. Вспомнилось просто. В 88-ом в Долгопе местные ПТУшники убили нашего студента 4 курса. Недели две-три после этого всех пацанов при встрече ожидал вопрос " Скока будет интеграл синус два икс ?". Не отвечал – били. :).
Автор
Для одних пассионарность действительно только красивая метафора. Не будем их в этом разубеждать. Как метафора это слово действительно часть используется. Для других за ней стоит большой смысл, который совсем не так прост, чтобы поверять им выбранные "на засыпку" частные примеры. Всякий видит в пассионарности свое, и это говорит о большой емкости этого понятия. Тот, кто хочет понять, что стоит за ним, наверное, должен для начала почитать Гумилева. Иначе он останется на уровне метафоры, и собственных интуитивных представлений.
Маркетологу – привет!
Hermes
Чтож, видимо очередной новый популяризируемый тренд…. помнится, в свое очень популярна была профессия менеджер, которой обзывали все что ни попадя.
Теперь в интеллигентной среде таким "менеджером" стала некая пассионарность, искусственный термин, вокруг которого предполагается немного "поп…ть". А караван идет…. Вон Мондевки себе покупают )
Чатинян, Кругликов.. где тысячные митинги с плакатами зажрались??? В Европе бы давно устроили "вальпургиеву ночь"
Ральф
Теория Гумилёва – это классический пример сведения неизвестного (закономерности истории народов) к ещё более неизвестному (пассионарности). И возникает суперпринцип, объясняющий всё и вся, то есть на деле ничего не объясняющий. О чём автор фактически и говорит: "Всякий видит в пассионарности свое…". Но ещё интереснее методология автора: "…большой смысл, который совсем не так прост, чтобы поверять им выбранные "на засыпку" частные примеры". Иными словами, если вы находите контрпримеры, то это ваши же проблемы (автор не отвечает на вопрос о войне на Кавказе, а просто советует читать труды мэтра). Не доросли вы до осознания всей глубины теории Гумилёва! Такое впечатление от последнего послания автора…
Бархударов
Автор
Какие к шайтану частные случаи ? О чем ты ? То что подавляющее число выпускников физтеха оказывается за бугром это частный случай ? И т.д.
Настоящие рос. пассионарии ( в смысле дефиниций того же Гумилева, которого я, кстати, читал еще лет двадцать назад ) уехали. Или готовятся к отъезду. Ближайшие лет тридцать тут не будет ни Петра Капицы, ни Ландау, ни Прохорова с Басовым. Будут а-ля Петрик . Не то , что ракету сделать, дождик на завтра предсказать здесь не смогут. Интеллектуальная пустыня.
Я вовсе не хочу тебя задеть и твою попытку поанализировать можно только приветствовать. Но, как говорили наши препы, при верных посылках – неверные выводы. Так сложилось, что я заканчивал институт в конце восьмидесятых и ситуацию видел в динамике и изнутри. Из одноклассников ( а это была лучшая школа Союза тогда ) в науке в России никого. Из однокурсников ( а это на то время один лучших тех. вузов мира ), о судьбе которых я в курсе, тоже никого. Они что "загрязнители" все ? Блин. Это по-настоящему талантливые и сильные парни. Ну да ладно.
И не вернуться, кстати, они сюда даже если им золотыми слитками начать платить.
И молодым , сильным и талантливым надо валить отсюда, а не ждать когда фронты, едросы и прочая хрень наконец нажруться.
Автор
Ральф, вы кажется физик, объясните нам теорию Большого взрыва, и кто его устроил. Значит ли, что каждый взрыв на Земле – это отголосок Большого, и подчиняется тем же закономерностям. Должен ведь как-будто. В вашем распоряжении пять предложений. Дерзайте.
Ральф
А Большой взрыв – это тоже пример голого теоретизирования, от которого несвободны даже точные науки. Если судить по моему опыту, то большая часть профессиональных физиков либо вообще не интересуется этой теорией, либо относится к ней с подозрением.
Бархударов
Автор
Позволю себе вмешаться в вашу дискуссию с Ральфом. Готов потрещать о Big Bang ( не в рамках форума, конечно, посетители заскучают ). Но чтоб говорить на одном языке, функцию Лагранжа для пространственного осциллятора нарисуйте. Это типа капча простенькая. Если не в состоянии, извини. Могу порекомендовать обратиться к вопросам менее глобальным.
А что Ральф физик по образованию ?
Автор
Гумилев, в отличие от вашего голого теоретизирования, Ральф, предсказал археологические открытия на Каспии, и они были затем сделаны! Я вам припомнил Большой взрыв, чтобы поумерить ваш пыл, в вашем физическом королевстве бардак, а вы лезете с своими точным инструментарием в историю, весьма субъективную "науку", и требуете от нее физической строгости. Может вам формулу предоставить, чтоб любой случай любого историка она описывала?
Нет таких формул в истории, вообще. А избирательность в подходе признак чего? Предвзятости, дорогой Ральф.
Спокойной ночи!
Ральф
Автору. Я лично не занимаюсь никаким теоретизированием. Да, в физике есть кое-какие места, где надо наводить порядок… Но у вас-то, любителей от истории, что? Просто свободный полёт фантазии!
Hermes
Извините, 2 раза отправилось
to Ральф
"И возникает суперпринцип, объясняющий всё и вся, то есть на деле ничего не объясняющий"
Ну это собственно моя же мысль, только выраженная более корректно. Я бы назвал это "ПИЗ..ЖЬ".
Ральф
To Hermes. В этом сдвоенном сообщении Вы к кому обращаетесь – ко мне или к автору? Как Вы могли заметить, я не сторонник теорий пассионарности. Я не выдвигаю себя на выборах…
Бархударов
Похоже автор осилил обучение в каком-нибудь провинциальном пединституте и , судя по упоминаниям Каспия, "Великую степь". Это и стало поводом считать себя специалистом в истории, проводить параллели с современностью и делать выводы, которые, думаю, неоднократно упоминаемого Гумилева, привели бы в шок.
Рисково, но похвально.
Рулевой региона , будучи троечником и заочником, смог же внести неоценимый вклад в экономическую науку. Чем автор хуже ?
Bye.
Кай
Г-н Бархударов, видимо, из тех позднесоветских физиков, которые явно и давно превозошли лириков тем, что эмигрировали в обустроеные страны. Типичный технократ: не умеешь взять интеграл синуса 2 х, следовательно, надо бить, возможно ногами. Поднапрягшись, вспомним и функцию Лагранжа для пространственного осцилятора из курса Ландау по физике, если припрет и возникнет острая необходимость, изучали лет цать назад, и станцию "Мир-2" еще сделаем. От этого, кстати, теории Гумилева ни тепло, ни холодно, она себе существует, как бозон Хигса, – теоретически предсказанный, физически не пощупанный. Кстати, это прямая обязанность технократов – доказывать, описывать и опровергать математически. Один математик, к примеру, построил формулу российской истории, вышла интересная ересь – у него, к примеру, исчезло татаро-монгольское иго. Тоже когда-то кому-то пригодится.
Живем пока, г-н Бархударов, на нашем обитаемом острове, и пока производим математиков, физиков, технократов-субпассионариев, часть из них по обыкновению свинчивает в поисках лучшей жизни и поплевывает на дураков с родины, которая им голову на место привинтила. Эти ребята, конечно, и есть стопудовые субпассионарии – жертвы прогресса тунеядцев и сибаритов. А мы, тут живущие, в условиях много уступающих предоставленным им для дойки мозгов, наполненных Россией, как-нить России и послужим. Хотя бы тем, что не побежим.
Какие обидчивые субпассионарии нынче пошли.
Евгений Карманов
«Великое не создается за деньги», – говорил наш гений Н.М.Карамзин. Так что ничего великого мы не потеряем.
Ой, как пафосно и как нелепо:)
Великое за деньги создается. И по большей части великое создается только за деньги – чем дальше, тем больше.
Хм
Карманову. И кому следует выписать 10 миллионов долларов, чтобы он со 100% гарантией создал именно великое?
Надо заплатить Перельману –
пусть наконец выдаст свои формулы как управлять Вселенной.
Евгений Карманов
2 Хм: Давайте разберемся. Что в Вашем понимании великое?
Автор
И настало время отделять зерна от плевел… Это всегда был непростой процесс, как бы нам действительно найти деньги на дорогу субпассионариям, в один конец? Законодательная инициатива такая вряд ли пройдет, значит надо скидываться, создавать общественный фонд. Эти деньги будут потрачены не зря, они окупятся сторицей.
Евгений Карманов
автору: вот тут то пароходство и полезло наружу :)
Зерна от плевел:) Вы еще скажите, что не мир принесли на землю, но меч.
Если вы так охрененно осознаете опасности, грозящие нашему государству, то гораздо более логичной является мысль об объединении всех не враждебных сил. А вы туда же, по накатанной – выслать, оградить, заклеймить.
Странное дело – все пути к супергосударству ведут в концлагерь. А путь к личной свободе приводит к супергосударству. Когда ж научитесь?
наточка
1. Пассионарий отличается главным образом тем, что предлагает новую систему понятий и ценностей. Потому изтоняется и вытесняется. Постепенно происходит концентрация.
2. Накопление достаточной критической массы происходит около сотни лет. Задача первых единичных пассионариев – хотя бы выжить и дать помоство.
3. Если уж вы нашли пассионариев в Ульяновске, значит признаете, что сейчас стадия гомеостаза.
4. Единственная возможность для "русского" этноса (в гомеостазе) сохраниться – смешаться с другими, более молодыми, чем наше население сейчас активно занимается.
Автор
Наш земляк В.И. Ленин сказал, чтобы объединиться, надо сначала разъединиться… Библия вообще-то – самая гуманная книга на земле, так что даже самым большим любителям ярлыков вряд ли удастся навесить свою брань на Библию. Предложение мое – просто верх гуманизма, ведь предлагается помочь людям осуществить свою мечту, выстраданную. Помогайте, и обрящете…
Кай, с бозоном Хигса вы меня несколько озадачили. Тем что, с одной стороны, вы в чем-то очень правы, но, с другой, – хочется все-таки поймать пассионарный бозон.
Ральф
Бархударову.
В комментариях к другим статьям автора выяснилось, что Каменев не имеет образования историка, не имеет собственных научных исторических трудов и никогда не преподавал историю. Похоже, что он не имеет никакого вообще образования, кроме школьного. Типичный случай воинствующего дилетантизма…
Кай
Каменеву. Ну так сейчас его в Европе на адронном коллайдере ловят, бозон Хиггса. Когда-то кто-то из физиков-математиков и синергетиков, возможно, возьмется переложить и теорию Гумилева на физ-математический язык. В конце концов, физики не только шутить умеют. Правда, при этом надо хорошо изучить сущность человека и различные способы взаимодействия, не только биометрически описываемые или вербальные, индивидумов, масс людей между собой, и с ландшафтами, и со всей био-техно-сферой и вычислять синергетические эффекты на индивидумах, группах и этносах. Скорее всего, ученые такой объем пока не в силах одолеть. А возможно, просто нет пока нужды или серьезного отношения, как у Ральфа или Бархударова. Их дело, собственно. Маркс вот взял и описал ранее неописываемые экономические и исторические процессы, и ничего, экономисты и историки полтораста лет по-своему использовали и используют.
Евгений Карманов
Оу, то есть Вы считаете, что мы недостаточно разделены?:) И по какому же принципу предлагаете делиться?
Ссылка на Ленина, родителя одной из самых тоталитарных государственных систем, впечатляет, браво!
Библия гуманная книга?:) Рассмешили, очень весело:)
Хм
Евгений Карманов, Вам за великое теория относительности Эйнштейна подойдет? Или таблица периодических элементов Менделеева? Делалось это великое на простое жалованье. Только потом ТО Эйнштейна оценили Нобелевской премией в кронах. И все великое точно так же переводится на деньги после его создания, а не до. И не за.
Евгений Карманов
Да, подойдет. А теперь ответьте себе на простой вопрос: в каких общих условиях была рождена теория относительности?
Если сами не сможете ответить – я помогу.
Хм
Зачем же, помогайте себе, у нас есть интернет. Эйнштейн работал в среднестатистических на то время европейских условиях, Гейзенберг тоже, Менделеев в среднестатистических профессорских условиях России, Ландау и Капица – в академческих условиях СССР. Королев в том числе в шарашке. Сахаров в том числе в шарашке и в академических условиях. Но великие открытия они делали не за деньги и не ради денег, если Вы желаете все свести к примату потребления. В таких случаях речь идет о страсти к знанию, первичен процесс познания, деньги, почести и все, что ценится в административных кругах науки, для них вторичны, если не десятеричны. Кстати, с Перельманом, лучшим математиком мира, хороший пример.
Вот подробности об условиях, в которых Эйнштейн формулировал специальную теорию относительности и общую теорию относительности (1902-16 годы)
Хотя в следующем, 1901 году, Эйнштейн получил гражданство Швейцарии, но вплоть до весны 1902 года не мог найти постоянное место работы — даже школьным учителем. Вследствие отсутствия заработка он буквально голодал, не принимая пищу несколько дней подряд. Это стало причиной болезни печени, от которой учёный страдал до конца жизни.
Несмотря на лишения, преследовавшие его в 1900—1902 гг., Эйнштейн находил время для дальнейшего изучения физики. В 1901 г. берлинские «Анналы физики» опубликовали его первую статью «Следствия теории капиллярности» (Folgerungen aus den Capillaritätserscheinungen), посвящённую анализу сил притяжения между атомами жидкостей на основании теории капиллярности.
Преодолеть трудности помог бывший однокурсник Марсель Гроссман, рекомендовавший Эйнштейна на должность эксперта III класса в Федеральное Бюро патентования изобретений (Берн) с окладом 3 500 франков в год (в годы студенчества он жил на 100 франков в месяц[7]).
Эйнштейн работал в Бюро патентов с июля 1902 по октябрь 1909, занимаясь преимущественно экспертной оценкой заявок на изобретения. В 1903 году он стал постоянным работником Бюро. Характер работы позволял Эйнштейну посвящать свободное время исследованиям в области теоретической физики.
1905 год вошёл в историю физики как «Год чудес» (лат. Annus Mirabilis).[9] В этом году «Анналы физики» — ведущий физический журнал Германии — опубликовал три выдающиеся статьи Эйнштейна, положившие начало новой научной революции (с известной формулой Е равно эмцэ квадрат).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эйнштейн
Не за большие деньги Эйнштейн работал, ради знания, зря Вы хотите принизить ученых.
Автор
Кай, вы меня несколько обнадежили: нам надо всего лишь повторить результат К. Маркса…
А субпассионарии огорчили, их отличительной чертой является еще и хамство, ну да Бог с ними…
Кай
Я Вас огорчу, Виктор: первыми, кто мат-физически с синэргетическими эффектами опишет и на практике смоделирует теорию Гумилева в коротких отрезках времени в применении к малочисленным этносам, скорее всего, будут военные… Если уж не…
Евгений Карманов
Чудесная история:) Только вот совершенно мимо темы. Вы что, собираетесь доказать, что Эйнштейн или Менделеев были абсолютно равнодушны к деньгам? А точнее – к желаемому уровню самореализации, который, как известно, лучше всего измеряется деньгами?
И вопрос Вы мой совершенно не читали:) Об общих условиях, о среде:) А общие условия следующие: в случае с Эйнштейном – либеральное общество, либеральные ценности, высочайший уровень конкуренции и Гран-при лучшему. Можно долго спорить об оттенках отношения Эйнштейна к славе, влиянию, деньгам и пр., но очевидно одно – он был движим желанием самореализоваться, достигнув, таким образом, лучшего качества жизни.
И любые (немногие, кстати) исключения из этого правила будут лишь подчеркивать правила.
Скажу еще проще: бедный Эйнштейн ломал свою голову над формулами и теоремами для того, чтобы перестать быть бедным Эйнштейном. И ему это удалось:)
Автор – Каю
Пока не огорчили. Мат-физически описать этногенез, я надеюсь, невозможно. Если Бог существует, он этого точно не допустит. Уж лучше верить в Бога.
С другой стороны, Маркс всего лишь описал исторический и экономический процесс, пара его формул из экономики – не в счет. (Товар – деньги – товар!) Не замахнуться ли нам на старину Маркса – вот что я имел ввиду.
Хм
Почему мимо темы? Я сразу и откровенно написал, Вы желаете все свести к примату потребления. Вы это своим комментарием подтвердили: да, написали Вы, для всех, включая эйнштейнов, первично стремление к богатству, а все остальное – вторично, главное желание человека – много потреблять, для чего ему нужно как можно быстрее и выгоднее продать свои таланты. Такова Ваша точка зрения, насколько можно понять. Прекрасно, живите с ней, все ее будут знать. Видимо, понятие радости и удовольствия от свободного творчества, игры ума, независимо от наличной суммы в кошельке, не для Вас и не про Вас. Это про Эйнштейна и других. Ну, люди разные, думают и живут по-разному, у нас демократия.
Ральф
Каменев, оказывается, помимо того, что он – историк, политолог, журналист и т.д. и т.п., ещё и богослов. Правда, богословие у него какое-то еретическое, странное, перемешанное с марксизмом-ленинизмом… "Мат-физически описать этногенез, я надеюсь, невозможно. Если Бог существует, он этого точно не допустит. Уж лучше верить в Бога". Каменев, а как насчёт заповеди не произносить имя Господа всуе?
Евгений Карманов
Вообще-то я говорил не столько о потреблении (хотя потребление – это клевая вещь. Там, где много потребителей – сильная экономика), сколько о самореализации. А у человечества нет более универсального мерила самореализации, чем деньги.
И, мне кажется, не стоит Вам говорить за Эйнштейна и других:) Вы не знаете, о чем они думали, когда творили.
Свободное творчество – супер. Вот только мера свободы – это деньги.
Кстати, раз уж на то пошло – неужели Вы независимы от наличной суммы в кошельке?
Почему мимо темы? Да потому что:) Я Вам указал четкую связь между самореализацией и материальными благами, на примере того же Эйнштейна. А что показываете Вы? Да ничего, кроме высокомерного спесивого брюзжания:)
Хм
Не стану спорить, начальник, Вам виднее:)))
Кай
Каменеву. На старину Маркса замахиваться не надо, он этого может не простить. Вот Гумилев замахивался и в результате дозамахивался до этногенеза. Имхо, теория пассонарности с большей наглядностью, помимо прочего, демонстрирует роль разных типов личностей в истории, показывает, как рождаются в структурированных этносах, в обществе, в частности, пассионарии-революционеры, фанатики, как аккумулируют энергию и представления масс о правильном мироустройстве, захватывают в сферу своего влияния и управляют ими и массами, как разные типы личностей приспосабливаются к социальным условиям и их переменам. Тут, кстати, почему-то вспоминается и о распределении Парето, его "пирамиде" и "контрэлите". Интересная тема, что говорить. А военные, гм, товарищи – не промах, от них чего угодно можно ждать. Тем более в сочетании с современными суперкомпьютерами с их сумасшедшими террафлопсами. Тут уж ухо держи востро.
Бархударов
Каю
Благодарю за пост в мой адрес. Отвечаю с запозданием, работа.
– теорию пассионарности я вовсе не намерен был критиковать или иным образом комментировать. Ибо профан в этом вопросе. Гумилева, конечно, читал, но давно и не спец. Я сказал лишь, что даже если признать её априори верной, автор либо сознательно идиотничает, либо просто сделал неверные выводы.
– автор предложил обсудить неким образом теорию Big Bang. Чтоб дискуссия велась на одном языке я предложил ему обозначить свои знания предмета обсуждения на уровне первой главы первого тома ЛандЛива. Считаю это нормальным, иначе дискуссии бы просто не получилось. Как сейчас принято говорить – капча.
– насчет "мозгов, привинченных Родиной" не стоит даже комментировать. Глупость сморозимши.
– твое упоминание синэргетики в этом контексте – либо как у автора сознательное идиотничанье, либо знакомство с наукой у тебя состоялось более чем поверхностное. Уж извини.
– я в Ульяновске живу, не "свинтил". Просто так сложились обстоятельства, в 90-ом уже ребенок появился. И уже 20 лет как местный барыга и спекулянт. :) И не обидчив вовсе.
Еще раз благодарю за пост и буду рад пообщаться. Regards.
Автору
Повторю мой посыл:
– по настоящему пассионарные люди из России уезжают в подавляющем большинстве. Это я про последние 15, особенно последние 7-8 лет.
– страна, благодаря в том числе этим процессам, бодро превращается в говно. И пребывать в этом говне будет долго. Будет много чего прикольного типа переворотов, удвоения ВВП, махача с кавказцами, но сути это не поменяет.
– молодым, сильным, талантливым на порядок легче реализовать себя за пределами бескрайней. Здесь они ,начиная с взятки за зачет по физре , будут только вылупившись преступниками.
Благодарю за дискуссию
Случайный
Бархударову. Когда много людей уходило в эмиграцию после революции 17-го года они тоже, кто с яростью, кто с грустью говорили о конце России и это было в какой-то степени верно – "их Россия" во много закончилась. Но Отчизна все-таки не погибла это уж точно, а поднялась на новый уровень. Можно спорить о цене этого подъема, но сам факт подъема я думаю вы не будете отрицать. Как и ныне уходящие эмигранты были разные и судьбы у них разные, кто-то процветал, кто-то опустился. Кажется у китайцев – Чтобы тебе жить в эпоху перемен. Живы будем, не помрем.
Евгений Карманов
Г-н Бархударов, последний пост +100. Приятно видеть современного думающего российского капиталиста.
Случайному: именно о цене подъема и стоит говорить. История Советской России – классическая иллюстрация выражения "Выиграть бой, проиграть войну".
Пьяный конному не пеший
"Другими словами, где-нибудь в Сибири или на Урале, или в благословенном Симбирском / Ульяновском крае, может и в наше время неожиданно произойти пассионарный толчок,,,"
Неожиданно может быть только понос. Остальное в 21 веке предсказуемо и КОНТРОЛИРУЕМО тоталитарной властью доллара по всей гумилёвской и ленинской родине.
Бархударов
Случайный
С фактами спорить действительно бессмысленно. И очередной подъем быть может будет. Счет за него уж точно. Фигово то, что в этом инвойсе могут оказаться собственные дети. Уверен, ты понял о чем я.
Евгений Карманов
Спасибо
Случайный
Бархударову. Удачи. Кстати, в сегодняшних Интернах была хорошая линия про метания доктора Быкова.
Автор – Каю
Гумилев не замахивался на Маркса (не разрабатывал социальных доктрин), он занимался только историей и географией. Я другое имел ввиду…
Насчет военных. Не военные сидят за суперкомпьютерами, хотя звание у них может быть и есть. Военные – стреляют. А "военные компьютерщики" – это компьютерщики, разные "головастики" и т.д. От них "вострое ухо" не спасет, здесь другое какое-то лекарство необходимо.
Однако, идея пассионарности даже в самом общем виде засветила многих, и это им не понравилось, и они открыто высказались, и стали понятнее. Это уже успех!
Кай
Каменеву. Возможно, Вы правы, но, на мой взгляд, все-таки теория этногенеза – это тоже специфическая социальная доктрина (не в смысле учения, а в смысле обяснения, описания), об этом уже говорит сама этимология слова (буквально – происхождение народов). Она вписана в биосферные процессы, а не в чистую борьбу классов за экономические и политические интересы. Гумилев взял более широкие рамки, этому, вероятно, способствовало его географическое и историческое образование и интересы, появление и разработка понятий биосферы, ноосферы, их влияния на этносы и взаимосвязи, и более современных взглядов на общественно-историческое развитие и положение человека в мире вообще. Во времена Маркса не особо, например, думали о возможном влиянии солнечных вспышек и магнитных бурь на приборы или нейро-динамическую систему человека, как того же прибора естественно-эволюционного происхождения.
Бархударову. Вы же не специалист в синэргетике, а, судя по комментариям, товарищ с матфизическим базовым образованием, давно специализирующийся по коммерческой части. Будь иначе, не давали бы сходу скоропалительных оценок типа "идиотничанье" всему на свете. Амбиции из Вас прут, возможно, Вы много знаете и широкоталантливы, но желательно амбициями играться по делу. Уж извини.
Бархударов
Кай
Благодарю за ответ.
Под идиотничанием я имел ввиду не синэргетику,а контекст в котором ты употребил это слово.Подчеркиваю. А контекст был однозначно гуманитарным. Если б в своем посте ты речь вел скажем о неравновесной термодинамике,то все было б ок.
Но похоже мы оффтопим со страшной силой.
Интересно было б с тобой пообщаться в соответствующей ветке, коли она появится.
Насчет амбиций не понял, причем тут они вообще. У науки есть очень жесткие критерии, их как бы не я придумал.
Про образование ты прав.
Буду рад нашим встречам в сети.
Автор – Каю
Каю. Конечно эногенез специфическая теория, потому хотя бы, что относительно новая, и социальная постольку, поскольку имеет прямое отношение к человеку и народам. Она не имеет отношения к умозрительным социальным конструкциям, да это было и невозможно в советское время.
Парадоксальность ситуации с этногенезом в том, насколько я понимаю, что его до сих пор пытаются не замечать, по-моему, и находится он в том состоянии, в каком его оставил Гумилев. Продолжателей, значительных, его мыслей и трудов я как-то не знаю. Или я ошибаюсь?