Годы жизни (1918-1985).
Участник Великой Отечественной войны с первого до последнего ее дня, он не ожесточился, не очерствел душой, сохранил в себе неразрывную связь с жизнью и природой родного края. Поэт обладал негромким и проникновенным поэтическим голосом. Он был скромным человеком, не гнался за известностью, его поэзия почти неизестна современным читателям, и пришла пора дать ей справедливую оценку.
Я не был коротко знаком с Николаем Романовичем, чтобы иметь право назвать его другом. Но мы были товарищами по поэтическому цеху. Он несколько раз одобрительно отзывался о некоторых моих стихах. В 1977 году вышла его книга «Голос во ржи». Я ее прочитал, и она пробудила во мне некоторые мысли, которые я вложил в рецензию опубликованную в газете «Ульяновский комсомолец». См. ниже.
Последние годы жизни мы жили с Николаем Романовичем рядом на берегу Свияги по улице Аблукова. Изредка встречались, но разговаривали мало. Стояли, смотрели на течение Свияги, каждый из нас думал свою, одну ему ведомую думу, затем кивали друг другу, прощались и расходились по домам. 12 октября 1985 года я пришел с ним проститься, уже навсегда.
Солнышко в роднике
«Я УСЛЫШАЛ голос, будто эхо из детства, заплутавшегося на тропинках памяти, обожженной войной, это был шепоток колосьев, отягощенных налитостью августовских зерен. И мне почудился в этом бесхитростном и чудном песнопении зов земли, едва пробудившейся под тяжелыми мартовскими снегами, земли, которая таит в себе неисчерпаемую силу будущего расцвета, и бой перепелов во ржи, и здоровый румянец августовского яблока, и леденцевато жгучую прохладность родника, когда рабочее солнце стоит в зените, и неуемную жадность грудного младенца к налитым материнским соскам.
Что ж, восемь изб. Кругом леса, леса.
О чем еще тут потолкуешь вволю?
Да и ни кто-нибудь в деревне родился,
А человек…
Не интересно, что ли?
И действительно, о чем толковать, о каких зряшных вещах пустословить, когда рядом жизнь — на расстоянии вздоха, на расстоянии меткого и сочного слова?.. Нет, существует поэтическая истина, и ее простота, доступная прозрачность вполне подвластна Николаю Рябинину, поэту, чей талант вправе рассчитывать на более широкое признание.
Николай Рябинин не строит своего особенного «поэтического мира» из кружев словес и сомнительных утверждений, чем подчас еще грешит наша поэзия. В таком четко зарифмованном, а порой и даже не зарифмованном мире вторичных и умозрительных конструкций холодно, как в ледяном доме, и порой человеческая душа застеклена от животворящего мира болезненным отчуждением и обособленностью. Но поэзия воспитывает душу, и поэтому она обязана быть доброй, как всегда бывает доброй к человеку земля, которая вскормила его. Именно такое поэтическое видение мира у Николая Рябинина.
На первый взгляд его поэзия рискует показаться обыденной. Те «восемь изб», о которых он повествует, мир деревенский за околицей, ведь, правда, на первый взгляд, это узко? Однако, вчитываясь в строки его последнего сборника «Голос во ржи», выпущенного недавно Приволжским книжным издательством, начинаешь понимать, насколько многомерен, насколько плотно населен образной системой этот бесхитростный мир человеческих будней. Ведь нет ни намека на какие-то, допустим, драматические события, повествование идет на одном дыхании, но за всем этим встает, заслоняя собой все, жизнь. Да так встает, что и в голову не приход засомневаться: а было ли это на самом деле?
Речка называется Трофимовкой…
Жил когда-то, говорят, Трофим,
Слушал, как в кустах поет малиновка
Как щебечет ласточка над ним.
Липы придорожные окапывал,
По оврагам чистил родники
И смешную славу зарабатывал –
Гоготали вслед озорники.
Мол, опять блаженненький с лопатою.
Ну, копай, Трофимушка, копай!
И вода, от солнца розоватая,
В родниках бурлила через край.
И стекались ключики звенящие
Отовсюду до поры, пока
Не возникла речка настоящая,
Не поплыли в речке облака!
Вот и все. Но сколько за этими шестнадцатью строчками стоит теплоты, сердечности и нашей русской жизни!
Поэтический мир Николая Рябинина открывается читательскому сердцу не сразу – виной тому кажущаяся спервоначалу скупость изобразительных средств. И действительно, словарный диапазон поэтического языка поэта невелик. Это – окружающие поэта предметы, явления, но зато с какой уверенностью, и уверенностью оправданной, ставится каждое слово, как ненадумана, а в художественном смысле отменно простодушна каждая мысль! И все потому, что Николай Рябинин пишет о вещах понятных ему, о явлениях, пережитых им непосредственно, о чувствах, рожденных его душой в столкновениях явлений, мимо которых, увы, как много людей проходит равнодушно, ибо вовсе не замечают их.
В этой связи закономерен вопрос: а нужно ли вообще писать о таких привычных вещах, как, скажем, перезревший весенний снег или васильки на хлебном поле?.. Видимо, нужно, поскольку речь ведется поэтом о жизни человеческой, о судьбе близких и родных людей.
«Голос во ржи» – своеобразная итоговая книга Николая Рябинина, на счету которого уже несколько ровных и интересных поэтических сборников. Итоговость книги прослеживается не только в ее временном охвате (в сборнике есть стихи о войне, в которой участвовал поэт и стихи последнего времени), но и в том, что книга подводит черту над философскими раздумьями человека, вернувшегося живым и сохранившего в себе поэзию. Отсюда, видимо, обостренная пристальность к человеческому добру, к своей «небольшой родине», отсюда – постоянный и терпеливый разговор с самим собой, разговор, вызванный самым замечательным человеческим чувством – удивлением красотой жизни. Отсюда – неторопливость интонаций, ибо поэт бережен, он словно боится спугнуть озарившее его удивление. Отсюда – мудрость крестьянина и незыблемая уверенность в прочности нравственных устоев человеческого сообщества.
Без суетливости и заламывания рук Николай Рябинин пишет о судьбах современной деревни. Его тоже «терзают грани между городом и селом», но поэт видит в этом неизбежную смену жизненной ситуации, необратимое течение времени. Этими чувствами навеяны многие стихотворения сборника. «Жили-были старик со старухой» и др.
Живет в селе Тетюшское русский поэт Николай Романович Рябинин. «Горжусь своей долей, но если заглянете в душу мою, поймете – печальные песни недаром я часто пою… Увижу, мой друг умирает в промозглой окопной тени, и хаты вдали догорают, где вдовы да дети одни…». – Так писал поэт с себе и о своем поколении. И тут, как говорится, не убавить, не прибавить.»
Николай Полотнянко
Союз русских писателей