Технологии все очевидней ломают личное и социальное поведение людей, и вопрос только в том, до чего доломают.
Вначале – о понятии. В «СК» проходило сообщение о том, как в одном из сел Сурского района мужчина, увидев змею, оказавшуюся гадюкой, поймал ее и, решив с ней сфотографироваться, стал позировать. Змее это не понравилось, и она, не долго думая, изловчилась и тяпнула «охотника» в нос. И нос, и все лицо пострадавшего распухли. Вызвали «скорую», которая увезла укушенного в районную больницу, а оттуда его переправили в Ульяновск, где ему и спасли жизнь. СМИ акцентировали внимание на факте нахождения мужчины в состоянии алкогольного опьянения, отчего, мол, все это со змеей и произошло. На мой же взгляд, алкоголь был не главной причиной, ведь, по известной поговорке, у пьяного на языке или в действиях чаще всего то, что у него у трезвого на уме. А на уме у него было, вероятно, желание, чтобы его фото со змеей выложили в сеть, и все бы увидели, какой он храбрый и мужественный русский богатырь. Желание, едва не стоившее ему жизни.
Но по стране масса примеров, когда жажда славы в интернете заканчивается гибелью. Где-то на западе Москвы с месяц назад парень упал с 24-го этажа, когда вылез на внешнюю сторону балкона, чтобы сделать селфи, то есть сфотографировать себя самого находящимся в вытянутой руке мобильником. Молодой человек скончался на месте. Чуть позже смертью же закончилась попытка 16-летнего подростка в каком-то городке сфотографироваться на электроопоре, проще говоря – на столбе. С помощью специального штатива он поднимал фотоаппарат на расстояние, задел высоковольтную линию и погиб от удара током. Были ли и эти погибшие пьяны, неизвестно, но спусковым крючком в любом случае стал селфи, то есть интернет-прибамбас, а не алкоголь. Мобильники, гаджеты, интернет, сети изуродовали сознание молодежи уже на столько, что эти случаи перешли из разряда чрезвычайных в разряд рядовых. Как и самоубийства среди подростков в группах социальной сети «ВКонтакте», расследование о которых опубликовала на днях «Новая газета».
Впрочем, не ясно, что за жизнь ждет нынешнюю молодежь, даже если она выйдет из этой полосы живой и здоровой. По телеканалам идет, например, реклама одного из сотовых операторов, оккупировавших сегодня, в числе прочего, и интернет. Ролик показывает, как молодой человек входит то ли в салон самолета, то ли автобуса и оглядывается в поисках места для ручной клади. Находит его на полке над креслами пассажиров и, помещая туда свою сумку, одновременно смотрит, куда бы сесть. Видит незанятое место и рядом с ним молодую, очаровательную девушку с декольте в районе груди. Она ему улыбается, и у него выражение типа «О-о-о!». Но тут он бросает взгляд на другое пустое кресло, а в соседнем – мужик с планшетом в руках, на экране которого что-то сногсшибательное. В итоге наш герой выбирает мужика и, не отрывая взгляда от его планшета, садится рядом с ним. «Ну и козел!» – подумала, вероятно, девушка, но это осталось уже за кадром.
Запустив в эфир этот вообще-то довольно двусмысленный ролик, рекламодатель, должно быть, радуется, что так прикольно придумал: интернет от его компании даже привлекательнее, чем красавица с декольте. Но он, скорее всего, невольно отразил в своем ролике реальное положение дел в отношениях между полами. Я знаю немало молодых людей, и парней, и девушек, под 30 и за 30, не имеющих семей и, кажется, не очень – по крайней мере, парни – этим озабоченных. Все они, как правило, активные интернет-пользователи и проводят за компьютером львиную долю времени. Общаются, «френдят», играют в интерактивные игры, комментируют, хохмят, ссорятся, враждуют, мирятся. И все это, не вставая из-за стола. Основной инстинкт в этом их жизненном ритме, возможно, просто слабеет. С одной стороны, многочасовое сидение воздействует у парней на состояние предстательной железы и ведет к снижению половой функции. С другой, эта функция, выражаясь языком Зигмунда Фрейда, сублимируется в увлеченность технологиями, в игровую страсть. Словом, одно замещается другим, и они, вероятно, уже не испытывают большой потребности в сексе и противоположном поле.
К девушкам это относится в меньшей мере, они-то между собой говорят чаще всего о парнях, тогда как парни – о сайтах, сетях и гигабайтах. Потеряв их в виртуальном пространстве, слабый пол утратил и возможность познакомиться с ними в реале. И если основатели и продвигатели виртуала Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Сергей Брин и проч. имеют тайной целью свести род человеческий на нет, они к этой цели стали явно ближе. Я не знаю, хорошо это или плохо, но это, похоже, уже данность.
Артур Таниев