В продолжение темы Культурной столицы

Очередные уже заметки по Культурной столице сегодня хочется посвятить важнейшему пункту первого года – грантовому конкурсу. Запланировано на него 40 млн рублей и итоги будут озвучены 16 мая. На текущий момент интуиции и собранная информация подсказывают, что несмотря на все завтраки с губернатором, получается у нас «как всегда». Речь уже не об идеологии конкурса, на месте которой дыра и без которой делать подобного масштаба проекты смысла просто нет. Речь о полной закрытости происходящего, причины чего очень хотелось бы понять. Например, самый поверхностный анализ показал, что целый пакет проектов кочует из одной в другую, курируемые Анной Гор, «столицы». Ставшая уже нарицательной акция «Прислонись к Прислонихе», название которой грозит стать ироничным слоганом всего цикла, это в очередной раз пользуемая калька с проекта, который главный организатор поволжской культуры не первый раз тиражирует по регионам. Съезжаются фотографы, щелкают природу «по мотивам» Пластова (Васи Пупкина, Уорхола или Ван Гога – без разницы). Затем из полученного продукта делают выставку. Пир духа. В том же роде еще целая серия проектов. Уровень культурного предложения, многажды откатанный в других регионах, видимо оказывается всегда так высок, что все они предсказуемо побеждают. Через сито до сих пор засекреченного жюри они проходят без проблем. Судя по всему, в нем собрались люди, которые видят профессионала издалека и вкус которых по отношению к проектам, предоставляемым топ-менеджментом «столицы» проявляется безупречно. Так и получаем, вроде бы прислониться к Прислонихе можно только у нас, культурный эксклюзив. Только те, кто хоть, сколько то в теме, уже прислонялись в других местах не раз, и на столицу при таком тираже продукта мы ну никак не тянем. Для объективности нужно сказать, что у главного поволжского культуролога есть и местные конкуренты. В кураторах серии проектов замечены чиновные топы ульяновской культуры.

Резюмирую. Если все будет так и продолжаться, то мы не только о столице не сможем мечтать. Мы прокричим всей стране что мы дыра, тупая, глухая, темная, необразованная… И втюхивают нам протухшее г кто ни попадя по 15 разу. А мы съедаем. Работу по Культурной столице, если мы действительно хотим ставить перед собой серьезные задачи, нужно перестраивать в корне. Выстроить идеологию. Так или иначе, нам нужны смыслы, вне которых культура не существует, если она не повод для распила. Включать режим полной открытости. Перестраивать информационную работу (например, последний призыв Морозова о необходимости поднять тему с федеральным финансированием юбилея Гончарова вообще ушел в чиновную пустоту и некомпетентность). Делать прозрачными все финансовые потоки. На этой основе выходить к общественности, привлекать активистов… делать так чтобы в проект действительно поверили. А пока так: губернатор говорит об амбициях и необходимости прорыва. В это время окружение думает о своем. Аня Карвалейру считает культурным прорывом клоуна – «художника» Бартенева, который в итоге полунезамеченным мелькает в городе. Кому то еще нравятся изделия из бересты или ансамбль скоморохов. Третьим – группа Бони М. Другие (или те же самые) и вообще шуршат в сторонке, думая (судя по происходящему) скорее о суммах грантов, схемах и том, как укрыть процесс от общества, потенциальных участников, тех, без кого проект состояться не может в принципе. А в итоге получаем, что в ряду действительно конструктивных и интересных проектов (фестиваль Смирновой по джазу, Пластовская осень или заинтересовавший лично меня фестиваль этнической музыки) проходят и «Прислонись» (не более чем спорный эпизод Пластовской осени, получающий такие же деньги что и весь проект) или некий (не менее в потенциале нарицательный) «Картонный Город Картонии», когда из картона некая молодежь будет создавать некие картонные же фигуры. Это вообще о чем? Не о культуре точно.

PS. И еще. Я прошу прощения за возможные неточности и субъективизм в оценках проектов. Но, господа профильные культурные чиновники, Вы сами создали такую ситуацию, что для того что бы хоть что то узнать о проекте всерегионального и даже европейского (по Вашим заявлениям) масштаба, нужно проводить целое журналистское расследование и включать режим Штрилица. А несубъективные оценки возможно получить только в ходе открытого обсуждения общественности, которое Вы делаете невозможным полностью закрывая тему.