В Россию с госвизитом приезжал Президент Германии Кристиан Вульф. Событие это в череде периодических приездов в нашу страну мировых лидеров мы в нашей глубинке могли бы просто и не заметить. Во-первых, человек на своем посту он совсем новый – избран только минувшим летом, так что политическим «тяжеловесом» его вряд ли назовешь (с этой точки зрения даже ситуация вокруг Лужкова в принципе способна была стать для нас более важной). Во-вторых, не секрет, что Президент Германии, являющейся парламентской республикой, по сути своей, – что та «английская королева», то есть представительский атрибут власти, гарант ее стабильности и преемственности. Иными словами, фактор в реальности скорее внутренний, чем внешний. Общеизвестно, что на «неметчине» фактически все решает федеральный канцлер, то есть глава правительства… В точности так и было бы, и Кристиан Вульф не стал бы героем нашей публикации, если бы не одно обстоятельство: свой почти недельный визит в Россию он неожиданно завершил не где-нибудь, а в нашем родном Ульяновске…
«Червь» сомнения
Разумеется, все началось со столицы. Выступление Вульфа перед студентами с программной речью, встреча с первыми лицами и Патриархом, потчевание в Кремле (именно там, на приеме в честь большой немецкой делегации, тверской губернатор и разглядел в тарелке скандально известного червяка, информация о котором потом моментально распространилась в Интернете). А кроме того, множество пафосных разговоров о российской модернизации и даже имя Дмитрия Медведева, озвученное в ряду таких отечественных реформаторов, как Петр Великий, Екатерина II и… Михаил Горбачев. Потом поездка в Тверь на немецком же скоростном поезде, обоснованная желанием посмотреть город-побратим своей собственной малой родины. На вопросы об Ульяновске Вульф, кажется, в тот момент так и не ответил ничего определенного.
Надо сказать, что ничего «личного» в вояже пятидесятиоднолетнего германского руководителя по России не было. Судя по информации в прессе, этот визит был запланирован еще его предшественником, Хорстом Келером, и просто перешел «десятому Президенту Германии» (между прочим, самому молодому в ее истории) Кристиану Вульфу по наследству.
Окончательный мотив
Ульяновская программа пребывания немецкого лидера в целом напоминала российскую, но как бы в миниатюре. Здесь тоже состоялась встреча с преподавателями и студентами, только нашего УлГУ. Президент ознакомился с историей вуза – программа знакомства, очевидно, лишь сэкономила президентское время. Беседовали на немецком, так что, как указано в пресс-релизах, наши земляки получили хорошую языковую практику. В общем, уже неплохо. Лучше уж язык «в руке», чем инвестиции «в небе»… «В мире можно решить многие проблемы с такими учеными и специалистами, как в России», – отметил Президент на встрече со студентами. А если решить можно, почему же они не решаются?!
Трудно сказать, что явилось побудительным мотивом приезда Вульфа – и регион из всех областей Поволжья у нас вроде бы не самый «немецкий», не Саратов же. И не самый крупный промышленный центр. Не сказать, что и германских предприятий у нас как-то заметно больше, чем в других уголках России. Все-таки магазины «Метро», что бы ни говорили, есть уже практически везде – вряд ли это послужило истинным критерием выбора. Да и германских диализных центров по всей стране уже десять. И немецкие технологии и оборудование на российских предприятиях – давно и практически повсеместно.
А вот «доступ к телу» европейского лидера, похоже, «подарили» не всем. Нашу редакцию, например, соответствующим приглашением вроде бы не осчастливили, вероятно, «не внушаем», больше полагаются на «приличное поведение» тех, кто знает свое место, – СМИ, подконтрольные администрации. Зато для жителей левобережья визит Вульфа стал настоящим бедствием, поскольку старый мост был перекрыт, а на переправе и в самом городе образовались большие пробки, пока кортеж Президента колесил по разным уголкам Ульяновска. «Он не любит бегать на короткие дистанции. Он марафонец, и поэтому придет к цели», – вот так еще в 1997 году отозвался о своем соратнике по партии Вульфе тогдашний канцлер Германии Гельмут Коль. Что ж, российские «каникулы» немецкого Президента только подтвердили этот давний прогноз.
Конкуренты нам помогут?
Президент, прибывший в Ульяновск вместе с молодой супругой, осмотрел региональный учебный центр «Бош», диализный центр «Фрезениус» для больных с почечной недостаточностью и побывал на многострадальном «Авиастаре». Он также посетил учебно-технический центр компании «Бош», созданный на базе одного из профтехучилищ, даже лично заходил в мастерские. Все это в раз навело его на мысль, что сегодня «Ульяновск олицетворяет техническую компетенцию». По словам Президента, «Ульяновск – город с древней историей» (может, это цитата из речи для Твери?), а «в Германии даже дети знают, что здесь строятся самолеты «Антонов» и «Туполев», которые отвечают всем мировым стандартам». Интересно, а знают ли они, с какими трудностями постоянно сталкивается авиационное производство в Ульяновске?! Каково реальное количество выпуска этих самых всемирно известных авиалайнеров? А может, в нашем регионе нет «бюрократии» и «коррупции», названных Вульфом в числе главных российских бед на встрече с президентом Медведевым?!
Говорят, что представители немецкого бизнеса были так впечатлены информацией по экономическому потенциалу региона, что обещали «транслировать опыт Ульяновска в Германии». Интересно, какой же именно? Уж не по строительству же плохих дорог или «раритетных» автомобилей?! Или будем учить немцев десятилетиями строить мосты? Чего они сами не умеют-то, будучи «локомотивом общеевропейской экономики»?
Без сомнения, Ульяновская область действительно крайне заинтересована в расширении контактов с Германией. Исторически, в том числе в силу своего промежуточного положения между Западной и Восточной Европой, именно эта страна оказывалась теснее всего «завязана» с Россией в экономике и культуре. Другое дело, чем может ответить немцам наш отдельно взятый регион – в недалеком прошлом один из российских аутсайдеров? Вопрос, как говорится, далеко не однозначный, ведь обмен опытом предполагает взаимное обогащение. Или в самом деле западным немцам хочется так вот безвозмездно опекать жителей более технологически и социально «отсталых» территорий, как они это до сих пор делают с землями бывшей ГДР?
Да и у Европы вроде бы уже есть свой, далеко не совершенно беспроблемный «Аэробус», в росте продаж машин которого заинтересована и Германия, где расположено одно из двух основных сборочных производств европейского концерна. В качестве конкурента «Аэробусу» вполне хватает американского «Боинга»: зачем им еще наши «Тушки» поднимать? Европейский производитель самолетов – не благотворительный фонд. Тем более что российский рынок по объему спроса – лакомый кусок, шестой в мире. И большинство авиасудов, эксплуатируемых отечественными компаниями, уже импортного производства.
Впрочем, оказывается, нынешний Президент Германии уже «давно вынашивал планы выпуска в Германии самолетов совместно с Россией» и даже предлагал это начинание предыдущему правительству, которое, впрочем, навстречу не пошло. Это что, отказ от членства в «Airbus» и поиск новых стратегических партнеров в нашей стране? В данном случае практически на наших глазах свершилась прямо-таки революция в мировой авиационной отрасли – согласитесь, предположение выглядит смешным. Или европейцев интересует только уникальный «Руслан», крупнейший в мире серийный транспортный самолет, который в Ульяновске не выпускается с 1995 года, но, кстати, до сих пор может успешно служить в целях военной транспортировки (правда, как в этом случае быть с «подельщицей» Украиной, непонятно)? А может, речь идет только о конвертации все того же популярного «Аэробуса-320» на площадке завода «Авиастар» (но это не есть совместный проект по производству, а ни что иное, как дальнейшее гнобление отечественных авиационных разработок в пользу проникновения на рынок западных)? Тогда все вроде бы встает на свои места, и интересы германского бизнеса, кажется, прочитываются… Ответы на все эти вопросы мы, надеюсь, вскоре узнаем.
София МОРЖОВА