Артур Таниев
Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил ввести запрет на покупки отечественными авиакомпаниями самолетов, произведенных за рубежом. Чего-то они по верхам все.
Предложение, понятное дело, популистское и нацеленное на то, чтобы укусить Запад, поскольку «произведенные за рубежом» – это лайнеры американской фирмы «Боинг» и европейской «Аэрбас». И еще это желание польстить российским самолетостроителям, пообещав им убрать с рынка их конкурентов. Но, как считает ряд серьезных экспертов, предложение опоздало. Разработки современной гражданской авиатехники последние 25 лет в России, можно сказать, не велись, и страна в этом деле безнадежно отстала. Кроме того, в одиночку ни одно государство в мире не способно на сегодня на создание таких самолетов, и «Боинг» с «Аэрбасом» строят их в рамках международной кооперации, в которой участвует и Россия.
Но идея Рогозина – в нынешнем тренде, выражающемся во все более нарастающей самоизоляции, и, если рогозинские мысли воплотятся в жизнь, удивительного ничего не будет. Эти контрсанкции, как и продуктовые, направлены тоже против собственного населения, которое пересадят на отечественные самолеты, разработанные 30-40 лет назад. Российские компании, утратив лайнеры иностранного производства, будут выдавлены с международного рынка авиаперевозок и захиреют. У государства денег на их поддержку либо уже нет, либо скоро не будет. Граждане России перестанут летать в Таиланд и Доминикану, поскольку наши самолеты туда не долетят. По своей же стране будут перемещаться на Ан-2, если заводы сумеют возродить их производство. И в итоге Россия всего лишь приблизится к уровню Северной Кореи.
В общем, катастрофичного ничего не произойдет и все будет соответствовать состоянию угасающей экономики. Но меры эти какие-то половинчатые, и если уж бить по Западу, то показательно запретив ввоз автомобилей из США, Европы, Японии и Южной Кореи. Отверточную сборку этих моделей у нас тоже ликвидировать, и чтобы все население ездило на наших криводверных седанах. Вот тогда удар почувствуют и презренные немцы с их «Мерседесами», «БМВ», «Ауди» и «Фольксвагенами», и шведы с их «Вольво», и англичане с их «Роллс-Ройсами», и американцы с их «Фордами», и японцы с их «Тойотами» и целым семейством разных других моделей, и корейцы с их «Киа». И наши ненавистники Запада будут на 9 Мая вывешивать растяжки со словами «На Берлин!» не на бортах «мерсов» или черных «бумеров», а на родных «Калинах» и «Нивах». Вот тогда картина маслом будет завершенной.
Но в этом случае на «бобик» производства «УАЗ» придется пересаживаться с «Тойоты Ланд Крузера» и самому Дмитрию Олеговичу Рогозину, и его шефу Дмитрию Анатольевичу Медведеву. На «ГАЗ-21» должны будут пересесть миллиардеры Алексей Борисович Миллер из «Газпрома», Игорь Иванович Сечин из «Роснефти», Герман Оскарович Греф из «Сбербанка» и многие-многие еще на просторах России, привыкшие почитать себя новым русским дворянством. В общем, не нужно, Дмитрий Олегович, лицемерить и объезжать свой личный интерес на кривой козе – запрещайте иномарки. И если народ увидит Вас на «бобике» и Вам будет приятно, тогда, может, и ему будет приятно.