Грустную историю о судьбе нашего земляка, эмигранта первой волны Алексея Абуткова (1874-1945) рассказал 4 апреля в музее «Симбирские типографии» профессор из Латинской Америки Диего Боскет.
В наш город этого аргентинского гостя привело желание изучить неизвестные подробности жизни в России композитора, музыкальное творчество которого он открыл для себя шесть лет назад.
Юрист по образованию, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ученик композитора Римского-Корсакова, Алексей Абутков бежал из Симбирска в 1919 году после того, как три дня был в заключении по обвинению в белогвардейском заговоре. По счастью, большевики его отпустили.
В 1923 году Абутков уже был в Аргентине. Как убежденный толстовец он организовал в провинции Мендос колонию, вместе с единомышленниками занимался сельским хозяйством. В той же провинции в 1928 году Алехо, как его теперь стали называть, открыл частную консерваторию, где был единственным преподавателем. Обучал крестьян игре на фортепиано, виолончели, скрипке, гитаре, мандолине, других инструментах, а также учил вокалу, композиции, теории музыки, сольфеджио.
Как композитор он работал, что называется, «в стол». Его крупные произведения, при отсутствии в Мендосе оркестра, исполнить было невозможно. Интересно, что Абутков еще к 100-летию победы в войне с Наполеоном написал симфонию «Память вечная вам, братья». Кроме того, он автор двух десятков романсов на стихи русских поэтов.
Как свидетельствует Диего Боскет, русским композитором Алехо Абутков остался до конца своих дней. Все его произведения созданы в традициях музыкального искусства оставленной родины, и он как композитор ничего не почерпнул для себя в латиноамериканской музыке. О глубоком патриотизме композитора говорит и тот факт, что в годы второй мировой войны он организовал в Аргентине «Международный антифашистский центр».
Умер Абутков в одиночестве, всеми забытый, в глубокой провинции на чужбине.
И только более чем через полвека о нем заговорили в Аргентине. Как вспоминал на встрече в музее Диего Боскет, профессор университетов Аргентины и США, руководитель трех хоров, однажды ему позвонили из музея провинции Мендос и предложили посмотреть случайно попавший к ним архив из партитур, писем и каталогов неизвестного человека. Знакомство с документами показало, что речь идет о личности выдающейся.
И Диего стал собирать об Алехо Абуткове материалы. Правда, вскоре выяснилось, что информации о его жизни, особенно российском периоде, крайне мало, и очень часто она противоречива. Тем не менее, сама музыка русского композитора уже нашла своего слушателя. Благодаря стараниям Боскета в Аргентине стали устраиваться концерты, на которых звучат произведения Абуткова. И, как отметил профессор, эта музыка нравится слушателям.
Он мечтает о том, чтобы ее услышали и в России. Но на родине Абуткова познакомиться с ней не спешат. Диего поведал о сложившейся в связи с этим ситуации. Три года назад Русский дом в Буэнос-Айресе предложил ему и его музыкальному коллективу приехать в Москву с концертами музыки Абуткова. Но никаких действий за этим не последовало. Профессор разослал множество писем со своими предложениями в различные культурные и образовательные организации России, в том числе и в наш УлГУ. Но в ответ было молчание. Это выглядит по меньшей мере странно, потому что музыканты готовы приехать в нашу страну даже за свой счет.
На встрече краевед Сергей Петров предложил Боскету подготовить материал об Абуткове для предстоящей вскоре в Ульяновске краеведческой научной конференции. А другой краевед Константин Новеньков пригласил заокеанского гостя съездить на родину Абуткова в Сурский район, где до революции было имение старинного дворянского рода, к которому принадлежал композитор.