Ульяновский Минтранс намерен за счет федеральных денег открыть сеть зарядных станций для электрокаров. Конкретной привязки, где именно они будут установлены, пока нет – специалисты смотрят пропускную способность сетей. Сейчас в регионе насчитывается около 100 владельцев электромобилей и очередей на уже имеющихся бесплатных станциях нет даже зимой. Сами владельцы “электричек” говорят, что зарядок нет ни на трассах, ни на выездах из города, что для многих становится проблемой.
Ульяновская область вошла в федеральную программу по субсидированию строительства быстрых зарядных станций для электромобилей. В 2023 году на эти цели региону выделят почти 50 млн рублей. Субсидию можно будет направить на возмещение затрат, связанных с закупкой оборудования для объектов зарядной инфраструктуры и технологическим присоединением объектов к электросетям.
Максимальная сумма, которую юрлица и ИП смогут получить на одну станцию — 2,76 миллиона рублей: до 1,86 миллиона на закупку оборудования (60% от фактических затрат) и до 900 тысяч на присоединение к сетям (до 30% от затрат). По нашим данным, стоимость одной быстрой станции — 3-3,5 млн рублей, плюс установка, затраты на которую зависят от месторасположения.
Как уточнил министр промышленности и транспорта Ульяновской области Сергей Воронцов, в 2023 году в регионе планируется построить 18 зарядных станций.
— Конкретной привязки, где именно они будут установлены, пока нет: специалисты смотрят пропускную способность сетей. Планируется, что зарядные станции появятся, в том числе, в Димитровграде. Инвестор намерен построить здесь сеть газовых заправок и на их базе открыть зарядки для электромобилей, — рассказал Воронцов.
Пока отклика от компаний и предпринимателей, готовых построить зарядные станции, нет. По словам министра, времени прошло слишком мало (постановление областного правительства о предоставлении субсидий датировано 30 декабря 2022 года), деньги до региона ещё не доведены. Разработать точную схему станций планируется до конца февраля.
По данным Минтранса, общий объём ассигнований из федерального бюджета для развития зарядной инфраструктуры Ульяновской области в 2023 году составит 49,68 миллиона рублей, в 2024 – 41,4 миллиона.
Сейчас в Ульяновске действуют две быстрых зарядных станции для электромобилей (в ТЦ «Аквамолл» и на заправке «Татнефть» на Октябрьской, 27) и три «медленных» (две на парковке ТЦ «Спартак» и одна в отеле «Рэдиссон»). На «Татнефти» зарядка будет бесплатной в течение 2023 года (тестовый период); с будущего года электромобилистам придется платить.
Самая дорогая электроэнергия сейчас в «Аквамолле» — 15 рублей за киловатт (при себестоимости 7-8 рублей). В «Спартаке» и «Рэдиссоне» киловатт стоит 10 рублей.
Время заряда зависит от автомобиля и ёмкости батареи. На «медленной» станции аккумулятор ёмкостью 60 кВт•ч будет заряжаться 3-6 часов, 100 киловатт — 5-8 часов. На быстрой 60-киловаттная батарея зарядится за час, 100-киловаттная — за полтора.
— Хочется, чтобы к разработке схемы зарядных станций привлекли самих электромобилистов. Устанавливать их надо там, где есть потребность и где это удобно. Например, у ТЦ «Самолет» в Новом городе планировали обустроить станцию между торговым центром и «Вкусно и точка». Но это перегруженное место, где заряжаться будет очень сложно, — говорит активист ульяновского клуба электромобилистов Артем Тимофеев.
По его словам, в Ульяновске сегодня более ста владельцев электрокаров. Очереди на зарядных станциях, в том числе, на бесплатной, даже зимой (когда расход электроэнергии повышенный) бывают редко. Но если, к примеру, в Ульяновске запустят электротакси, ситуация кардинально изменится.
— На мой взгляд, станции должны быть в центре, на выездах из Ульяновска (в Баратаевке, Новом городе, на севере, проспекте Гая), а также на трассах. Сейчас на двух направлениях — на восток, по дороге в Самару и на юг, в Сызрань, нет ни одной станции. Для многих электромобилистов это проблема, — говорит Артем.