О том, что в Нью-Йорке есть статуя Свободы, нам известно со школьной скамьи. Однако вряд ли многие знают, что одно из самых крупных инженерных сооружений в Европе, расположенное в Ульяновске, носит название «моста Свободы».

Речь идет о железнодорожном мосте через Волгу, которому в октябре исполнилось 90 лет. Поначалу он назывался «Романовский». Но пришла Февральская революция, и стратегический объект, соединяющий на протяжении двух с лишним километров западную и восточную части страны, переименовали.

Через два года, как планируется, все 15 пролетов железнодорожного моста через Волгу в Ульяновске будут полностью заменены на новые. От старого строения, возведенного по проекту знаменитого русского инженера и ученого Николая Белелюбского в 1916 году, останутся только мощные опоры, которые прослужат еще не меньше ста лет. И тайна, которую пока никому не удалось раскрыть…

О необходимости железнодорожного моста через Волгу впервые заговорили в конце XIX века, после того, как к Симбирску была подведена железная дорога. Перевозимые по ней грузы выгружали из вагонов и переправляли на другой берег либо по льду, либо на баржах, а затем доставляли до ближайшей станции и вновь грузили в вагоны. Понятно, что так долго продолжаться не могло. Государство решило возвести мост и выделило на это часть средств. Остальное добавили симбирские купцы.

Строительство началось весной 1913 года. В нем участвовали б тысяч человек. Люди охотно соглашались на тяжелую работу, так как одним из ее условий было хорошее питание. Пролеты собирались на месте, прямо над водой. За три года без всяких мощных машин и механизмов мост возвели.

Для сборки пролетов был использован миллион заклепок. По имеющейся легенде, одну из них сделали из драгоценного металла. Заплатили за это местные купцы. В те времена существовала традиция – делать тайники на грандиозных сооружениях, так как считалось, что чем дольше «кубышку» не найдут, тем дольше прослужит мост. Есть и другая версия легенды о том, что в одну из бетонных опор замуровали серебряную плиту, на которой были выбиты имена первых мостостроителей.

Как бы там ни было, но никто не знает, правда это или выдумка. Тем не менее, во время замены пролетов монтажники пытались найти драгоценную заклепку. Но пока тщетно. Ведь только на одном пролете – 12 тысяч заклепок. Все они не один раз покрывались специальной краской. Кроме того, в процессе эксплуатации моста заклепка могла «выстрелить» и упасть, например, в Волгу.

– Золотая клепка, я думаю, существует, – считает заместитель начальника дистанции Сергей Фокин. – Как мне кажется, она может быть в трех последних старых пролетах, которые мы еще не заменили. По крайней мере, – это очень красивая версия или легенда. Думаю, что один пролет или его фрагмент все-таки нужно оставить на память. Ведь у моста такая история!

По словам Сергея Фокина, железнодорожный мост прослужит еще не меньше ста лет. Он спокойно выдерживает нагрузку в 6 тысяч тонн (состав с грузом), хотя когда его проектировали, то закладывали нагрузку в 3 тысячи тонн максимум, но при этом учли многократный запас прочности.

Кстати, расчеты и формулы инженера и профессора Николая Белелюбского легли в основу теории сопротивления материалов. Он также стоял у истоков строительной механики. Прогрессивную инженерную мысль русского ученого, у которого за плечам было уже около сотни спроектированных мостов, высоко оценили за рубежом. В 1905 году в Париже на международной выставке за конструкторское решение моста в Красноярске (потом построили по аналогии такие же мосты в Симбирске и Омске) ему вручили золотую медаль. Ее тогда же получил инженер Эйфель за свою знаменитую башню в Париже.

Почти вековая история Симбирского железнодорожного моста связана с несколькими трагическими событиями. В июле 1914 года, когда он еще возводился, произошел сильный пожар, повредивший леса вокруг опор. В мае 1915 года грандиозный оползень, сползший с горы, разрушил подходы к мосту и повредил уже установленные конструкции. В июне 1983 года в мост врезался пассажирский теплоход «Александр Суворов».

Поврежденный в результате аварии пролет был заменен в нынешнем году. А всего из 15 пролетов на мосту установили 10 новых (четыре заменят в следующем году и последний – в 2008-м). Каждый новый пролет весит 1204 тонны, легче, чем первоначальный вариант (1598 тонн). Сокращен и срок службы. Старые пролеты были рассчитаны на 100 лет, а новые – на 50-60 лет.

Замена пролетов началась в 2003 году, после того, как специалисты выявили так называемую «усталость металла». Под воздействием нагрузок на нем появились микротрещины, расслоения, что небезопасно для эксплуатации железнодорожного моста.

Новые пролеты изготавливают из высоколегированной стали на заводе «Мостостальконструкция» в столице Бурятии Улан-Удэ. Пролеты доставляются в Ульяновск на поезде. Здесь их собирают, используя болты и сварку. Занимаются этим специалисты московской компании ОСК «Мост», которые параллельно возводят несколько объектов в городах России.

Старые пролеты мостостроители разрезают и сдают на переплавку в ульяновский «Вторчермет». Вырученные деньги поступают в ОАО «Российские железные дороги».

В пятницу на торжественной церемонии по поводу 90-летнего юбилея железнодорожного моста региональный министр промышленности Виктор Шемет сообщил, что вместе с муниципалитетом Ульяновска готов проработать вопрос о том, чтобы оставить на память небольшой фрагмент моста, который можно было бы установить в одном из парков областного центра.

А сам мост в первоначальном виде, вернее, его макет, теперь можно только увидеть в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, где хранится вся информация, в том числе и о других мостовых сооружениях.

Наталья Жидких