История Ульяновского моторного завода тесно связана с судьбой автозавода имени Сталина – «УльЗИС».

Летом 1941 года Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации части цехов Московского автомобильного завода им. Сталина в Ульяновск. На территории, занимаемой сейчас ОАО «Ульяновский моторный завод»,размещались склады Государственного таможенного управления.

В конце октября – начале ноября на станцию Кивдяковка начали прибывать эшелоны с оборудованием и основными кадрами из Москвы.

Основной задачей для коллектива эвакуированного предприятия было приспособить местность под производственные и вспомогательные цеха, оснастить их оборудованием и начать выпуск продукции для фронта. Для решения этой проблемы потребовался геройский труд работников и руководства предприятия (директор – П.И. Щварцбург, начальник производства – П.И. Смирнов, заместитель директора – Е.А. Дудунков).

К январю 1942 года был готов план размещения цехов и внутризаводского оборудования. Остро встал вопрос о возобновлении выпуска боеприпасов, которые ранее производил московский ЗИС. В феврале 1942 года специализированный цех начал выпускать первые бронебойные снаряды.

Рядом с опытными работниками предприятия трудилась местная молодежь, женщины, подростки. Все вместе они фактически выполняли двойную норму. Любопытна судьба Алексея Пыхтенкова, который пришел на завод в 1942 году (пятнадцатилетним подростком) и проработал 66 лет – вплоть до 2008 года. Он считался лучшим токарем-расточником на УМЗ.

В марте 1942 года заработал инструментальный цех. Из Москвы прибыла большая партия инструментов, что позволило в месячный срок организовать производство стационарных малолитражных двигателей Л-3/2 для нужд фронта. Выполнение задачи осложнялось отсутствием чертежей данного агрегата. Начальником нового механосборочного цеха был назначен К.И. Протопопов, который в октябре 1942 года наладил с нуля выпуск двигателей Л-3/2 с водяным охлаждением мощностью 3 л.с., что стало основой современного моторного завода. До конца года было направлено на фронт 1064 двигателя.

6 сентября 1944 года из состава Ульяновского автозавода было образовано самостоятельное предприятие «Ульяновский завод малолитражных двигателей». За время войны было собрано свыше 25 тыс. двигателей Л-3/2.

Несмотря на трудности в последние годы войны, завод не снижал темпы производства. Коллектив предприятия стабильно занимал 3-е место в соревновании предприятий Народного Комиссариата среднего машиностроения и получал переходящее Красное знамя Обкома ВКП (б) и Облисполкома.