В конце мая, после прошедших дождей, в Ульяновске вновь «поплыл» волжский косогор. Оползень оставил свой разрушительный след в районе речного порта, где находятся, кроме прочих важных объектов, железнодорожные пути.
По словам специалистов, злосчастный косогор относится к числу опасных объектов «номер один». Пять километров железной дороги, которые расположены около набережной, постоянно подвергаются «атакам» со стороны Куйбышевского водохранилища. В период интенсивного таяния снегов и сезон дождей косогор «ползет», увлекая за собой сооружения. Угрожает он и уникальным историческим зданиям, которые находятся на Венце. Так, оползень подошел почти вплотную к жемчужине Ульяновска — зданию областной филармонии.
Напомним нашим читателям, что первый серьезный оползень произошел в Симбирске в 1902 году. Тогда в Волгу сползло свыше 300 тысяч кубометров грунта. Сильно пострадали некоторые городские строения, а также железнодорожное полотно. Спустя два года, оползень вновь дал о себе знать: разрушил пристанскую ветвь так, что пришлось отказаться от восстановления ее северной части.
В 1915 году Симбирская гора «поплыла» в очередной раз. Подвижка грунта зарегистрирована на площади 1 миллион квадратных метров! Оползень разрушил подходы к строящемуся железнодорожному мосту через Волгу, частично повредил уже установленные конструкции.
Небывалую агрессивность оползни проявили во втором десятилетии прошлого столетия. Время от времени на волжском склоне можно было видеть удручающие картины: завалены землей кюветы, сдавлены водоотводные лотки, разрушены бетонные перепады, искривлены строения деревянных мостов. Некоторые из симбирян были склонны считать, что таким образом Мать-Природа реагировала на великую смуту в обществе, политическую и социальную нестабильность.
Летом 1955 года в результате подвижки грунта на волжском косогоре пришлось на 30 часов прервать движение поездов. В 1979 году по этой же причине движение поездов прекращалось на четверо суток. Значительные подвижки грунта зарегистрированы в 1991 году. И снова некоторые местные наблюдатели связывают природные явления с политической нестабильностью в обществе. В стране началась перестройка…
С 1995 года в оползневой зоне ведутся капитальные работы по отсыпке контрбанкета. В первую очередь предстоит укрепить находящуюся в воде нижнюю часть волжского косогора каменной бермой. Горизонтальная площадка надежно защитит от размыва вышележащую часть сооружения, в том числе и железнодорожный путь. По официальным данным, в текущем году на укрепление косогора в Ульяновске предусматривается выделить свыше 75 млн. рублей. В всего на эти цели до 2012 года будет инвестировано порядка 775 млн. рублей.
Наш корреспондент побывал в оползневой зоне Ульяновска. Здесь высокими темпами ведутся комплексные работы. Специалистам подрядных организаций в течение дня приходится неоднократно спускаться в старые штольни — на глубину свыше двадцати метров. Работа тяжелая, как у шахтеров.
– В связи с тем, что железная дорога находится на волжском склоне, и до водохранилища рукой подать, приходится постоянно укреплять косогор, – поясняет Инженер ООО «РемСтройтоннель» Владимир Корниенко. – Помню, в конце 70-х годов был сильный оползень, неделю с ним боролись, а затем все лето восстанавливали разрушенные объекты. Разумеется, нет ничего вечного на земле. Сейчас вновь обновляем всю дренажную структуру, демонтируем старые штольни, строим новые, создаем благоприятные условия для отвода грунтовых вод. На этот год запланировано сделать 824 метра дренажных систем. Мы половину объема уже выполнили.