Уважаемый Анатолий Александрович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые жители Ульяновской области!

В первую очередь хочу поблагодарить и депутатский корпус, и экспертов, и население за совместную работу при подготовке проекта бюджета. Убежден, что в сложившихся объективно тяжёлых макроэкономических показателях мы принимаем наиболее адекватный и максимально адаптированный к нынешней ситуации бюджет.
Понятно, что мы будем постоянно возвращаться к нему в течение года, так как ситуация меняется очень быстро, и мы обязаны оперативно реагировать на дополнительные угрозы и изменения макроэкономических условий.
Поэтому я хочу сегодня высказаться максимально откровенно, где-то даже жестко, но хочу сразу заявить: мы знаем, что и как нужно делать, где и в чем у нас есть резервы.
Угрозы, которые могут иметь место уже в самое ближайшее время, на мой взгляд, куда более серьёзные, чем были в 2004 и в 2008-2009 годах. Впервые за всю постсоветскую историю Российская Федерация столкнулась с сочетанием сразу нескольких неблагоприятных факторов.

Во-первых, углубление проблем в мировой экономике: рост государственного и корпоративного долга, замедление темпов роста ВВП (особенно в еврозоне и Восточной Европе). Имеются серьезные риски, связанные с дальнейшим снижением цен на нефть и газ.

Во-вторых, крайне неблагоприятная геополитическая ситуация. По большинству основных вопросов мировой политики мы вернулись к прямому противостоянию со странами Запада, как это имело место в советский период нашей истории.

В-третьих, экономическая ситуация в самой Российской Федерации.

Экономисты говорят о трёх параллельно развивающихся в нашей стране кризисах:

– Цикличном. Мы на пороге рецессии. Внутренний рынок затоварен, снижается спрос на продукцию и услуги. Налицо высокая закредитованность предприятий и населения.

– Структурном. Прежняя, так называемая «сырьевая» модель роста, которая опиралась на высокие цены на нефть, сегодня не работает и не генерирует экономический рост. Исчерпал себя как драйвер роста экономики и фактор дефицита.

– Внешнем. Следствие санкций для России – снижение кредитных рейтингов страны и российских компаний, существенное увеличение оттока капитала, замедление инвестиционных процессов. На фоне падения курса рубля ускорилась потребительская инфляция. Большой корпоративный внешний долг российских компаний увеличивает спрос на валюту и дополнительно давит на рубль.

Отсюда и осторожные, постоянно обновляющиеся в худшую сторону сценарии, которые озвучиваются экспертами.

Например, прогноз Центрального Банка Российской Федерации. В своей оценке Банк стал более пессимистичен, а количество возможных сценариев действий увеличил до шести: 5 основных и один стрессовый сценарий. Это связано с повышенной неопределенностью внешних факторов. К какому из них в реальности будет близка ситуация сегодня совершенно непонятно.

В качестве базового взят тот, при котором средняя цена на нефть стабилизируется на уровне в 95 долларов, а санкции сохраняются до конца 2017 года. Согласно ему в этом году рост экономики России будет в рамках статистической погрешности, около 0,3%, а в 2015 году – нулевым. Инвестиции будут снижаться, а отток капитала сохранится на высоком уровне.

При сохранении имеющихся на сегодня внешних условий (цены на нефть порядка 80 долларов и санкций) мы потеряем порядка 1% ВВП и 5-6% инвестиций, получим снижение уровня жизни и рост инфляции.

Любое дальнейшее ухудшение приведет к ещё более пессимистичным последствиям. При стрессовом сценарии (падение цены на нефть до 60 долларов за баррель и сохранение санкций) ожидается снижение ВВП как минимум на 4%.

Очевидно, что в случае сохранения негативных тенденций будут изменены и остальные документы, в том числе бюджет.

Коллеги! Все мы понимаем, что область не останется в стороне от кризисных явлений.

ВРП по итогам года не превысит 100%, т.е. останется на уровне 2013 года. В номинальном выражении это порядка 280 млрд. рублей (в 2004 году ВРП составлял 67,5 млрд. рублей).

Индекс промпроизводства пока находится на уровне ниже 100%, начиная с ноября 2013 года.

Вместе с тем, благодаря принятым совместно с депутатами Законодательного Собрания мерам есть показатели, по которым зафиксирован рост. Индекс продукции сельского хозяйства превысил уровень прошлого года – почти 102%. Производство пищевых продуктов растет на 9%, металлообрабатывающие производства – на 14%, производство машин и оборудования – более чем на 40%.

Продолжает оставаться успешной и наша инвестиционная политика. По итогам первых девяти месяцев объем привлечённых инвестиций вырос на 3,6% и превысил 44 млрд. рублей. Область занимает 2-е место в ПФО и 16-е по России.

Аналогичные позиции мы занимаем в России (16 место) и ПФО (2 место) по темпам роста объёмов строительных работ (более чем на 10% к прошлому году).

Однако все эти цифры не должны создавать иллюзий и скрывать от нас комплекс набирающих силу негативных тенденций

С чем мы столкнулись и что нас может ожидать?

Первое. Сжатие инвестиционной базы. Резко ограничиваются инвестиционные возможности российских регионов, как за счёт сжатия инвестиционной базы из-за падения курса рубля, так и за счёт геополитической ситуации.

В нашей Формуле Успеха важной составляющей является открытость всему новому, постоянное заимствование лучших практик (через Интеграцию и Интернационализацию), с ориентацией в значительной степени именно на европейских партнеров. Поэтому для нас подобный сценарий может стать особенно болезненным.

Сегодня у нас более 100 предприятий с участием иностранного капитала, на которых работает около 30 тысяч человек. При этом зарплата на них в полтора раза выше среднего по области. Предприятия имеют оборот более 115 млрд. рублей в год – это более 10% от всей экономики региона. Ежегодно эти компании инвестируют более 10 млрд. рублей в развитие. И если даже небольшая их часть закроется – мы ощутим это.

Что касается потерь региональных компаний из-за выросшего курса евро и доллара, то ослабление рубля на 30% означает удорожание регионального импорта на эту же величину. Оценочно это 150 млн. долларов. На эту сумму наши компании-потребители израсходовали больше, не потратив их на дополнительные инвестиции в экономику.

Второе. Усиление конкуренции между регионами. Это справедливо и в отношении инвестиционных, и в отношении человеческих ресурсов.

Третье. Сокращение доходности ульяновского бизнеса. Удельный вес прибыльных организаций сократился (с 71,5% до 69,3%). Убыточной является каждая вторая организация в металлургическом производстве, производстве транспортных средств и оборудования, топливно-энергетической отрасли, сфере гостиниц и ресторанов.

Это значит, что в этом году мы недополучили порядка 350 млн. рублей поступлений от налога на прибыль организаций в региональный бюджет. И это не только удар по бюджету. Для предприятий – это отсутствие дополнительных резервов на инвестирование, на зарплату работникам, другие выплаты. По нашей оценке годовой объём прибыли организаций будет на 2-3 млрд. рублей меньше 2013 года.

При этом в пределах ПФО Ульяновская область находится на высокой 4-й позиции по доле убыточных организаций. Иначе говоря, в 10 субъектах округа этот показатель ещё хуже.

В следующем году тенденция снижения объёма прибыли, скорее всего, продолжится, хотя и замедлится.

Четвертое. Изменение условий кредитования. Кредиты стали дороже. В настоящее время они предоставляются уже под 17-18% годовых. И судя по всему, это не предел.

Удорожание кредитов и более жёсткие требования к заёмщикам уже сказались и на общем объёме выданных кредитов – он снижается (минус 7 млрд. рублей за январь-сентябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Пятое. В худшую сторону меняется бюджетная ситуация: хронический дефицит, невыполнение плановых показателей по доходам, рост госдолга. Всё это происходит на фоне повышения обязательств бюджета.

В целом мы ожидаем исполнения бюджета по итогам года с индексом 105% по сравнению с 2013 годом. Это более 410 млн. рублей. Хорошо! Но явно недостаточно. При этом по ключевым для бюджета налогам (на прибыль и подоходному) ситуация останется крайне сложной.

Бюджет «худеет» и вследствие разгона инфляции. Расходы каждой отрасли, социальные расходы должны быть проиндексированы с учётом уровня инфляции. Каждый дополнительный процент роста приводит к увеличению расходной части нашего бюджета примерно на 200-300 млн. рублей.

Повышенная инфляция отразится и на жизни граждан – реальная зарплата в регионе по нашим прогнозам (т.е. с поправкой на инфляцию) вырастет всего на 2-2,5% (для сравнения, в 2013 году рост составил почти 5%).

Ситуация действительно тяжелая. Но это не повод для пессимизма и бездействия. Принципиально важно в условиях внешней неопределённости не только сохранить стабильность в регионе, но и продолжить развитие.

В условиях нарастающих кризисных явлений нужна новая с точки зрения качества экономическая и социальная политика. При этом речь не идёт об отказе от наших стратегических целей. Они остаются прежними: «Богатый регион, Сильная экономика, Счастливые люди»!

Как никогда необходимы смелые шаги к структурной реформе и позитивной повестке дня для роста экономики, повышения конкурентоспособности и создания высокопроизводительных рабочих мест.

Мы должны обеспечить реальное финансирование полюсов развития, используя самые разных механизмы и инструменты; льготы, участие в НИОКР, подготовка кадров. Решить проблемы инвестиционных и инновационных нужд в инфраструктуре. Мы должны реально улучшить функционирование рынка труда.

Часть решений, стимулирующих экономический рост, необходимо принять на федеральном уровне. В первую очередь это касается кластерной политики. Это наша основа, становой хребет. Это условие для поступательного прорывного развития любой территории. Используя площадку Законодательного Собрания Ульяновской области, я официально заявляю: необходим Федеральный Закон «О кластерной политике». Основой для его разработки может стать разрабатываемый сейчас ФЗ «О территориях опережающего развития».

Очень важно содействовать объединению и кооперации близких по отраслевому и территориальному принципу кластеров. Было бы правильно принять решение о создании специального Совета, объединяющего разные кластеры (или даже Управляющей компании). Совет мог бы стать площадкой для изучения передового зарубежного опыта, обмена опытом на уровне регионов.

На региональном уровне все кластеры мы формализуем и институализируем (стратегия, программы, система управления, подготовка кадров и т.д.). Эту работу мы уже проводим.

Ключевым индикатором своего развития на три ближайших года мы считаем рост региональной экономики выше среднероссийского. Принимаемый сегодня бюджета базируется на прогнозе в 0,5% роста ВРП. Однако это минимальная планка. Кроме того, удельный вес предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, должна достичь 40%.

Уверен, что у нас есть все возможности для того, чтобы расти в разы быстрее. Для этого сегодня необходимо перегруппироваться. Поддержать те направления, которые дадут наибольший мультипликативный эффект. Задача максимум на следующий год – показать 5% роста. Возможно, именно такой цифры мы и не достигнем, но обязаны стремиться к этому.

Новое качество нашей политики – это ещё и особые требования к её научности, программным документам. Главный документ разработан – «Стратегия социально-экономического развития области до 2030 года». Она будет подписана до конца 2014 года. С ней будут синхронизированы все действующие отраслевые стратегии и программы (их сейчас более 20).

Кроме этого мы разработаем новые. Это Концепция экономической и продовольственной безопасности региона, стратегии развития промышленности, внешнеэкономической деятельности, энергетическая, экологическая, развития конкурентных рынков, действий в интересах детей.

Определяющую роль в работе над этими и другими документами будет играть Научно-исследовательский институт по изучению проблем региональной экономики.

Сегодня мы во многом решаем вчерашние проблемы. У нас нет эффективной системы прогнозирования и быстрой адаптации к изменениям окружающей среды и бизнес климата. Цена потерь от этого очень велика. НИИ даст нам возможность минимизировать их.

Работа по формированию областных документов будет проведена в тесной увязке с программами развития ведущих областных предприятий.

В целом с учётом действующих муниципальных стратегий мы получим завершённую систему целей и задач развития региона.

Что касается наших действий в экономике. Доля расходов на экономику в областном бюджете 2015-2017 годов будет оставаться стабильной и приближаться к 14% от всех расходов областного бюджета. Однако, этим бюджетное стимулирование экономики региона не ограничивается. Суммарно из бюджетов всех уровней мы планируем привлечь на развитие региональной экономики порядка 25,6 млрд.рублей.

И это не окончательные цифры. Мы намерены корректировать их в сторону увеличения. Активно мы намерены использовать и другие источники, что позволит увеличить финансирование в разы.

Мы сконцентрируемся на следующих направлениях.

Первое. Увеличим расходы на создание инфраструктуры. В 2015 году на это будет направлено почти 50 млрд. рублей из всех источников.

За последние 4 года от реализации приоритетных и особо значимых инвестиционных проектов в консолидированный бюджет области поступило 9,2 млрд. рублей. Это более 10% всех собственных доходов региона. Одним из ключевых условий прихода всех этих инвесторов в регион было создание инфраструктуры.

Учитывая, что инфраструктурные проекты очень затратны, именно в этой сфере необходимо в наибольшей степени ориентироваться на механизмы ГЧП, концессионные соглашения. Подобный опыт мы уже имеем, необходимо расширять его применение. Будет утвержден региональный стандарт ГЧП.

Основная задача здесь на 2015 год – это старт реализации проектов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне.

Принципиально важно развивать инфраструктуру наших стратегических точек роста, рассчитанных на годы вперед.

В инфраструктуру Заволжской промзоны с 2007 года мы уже вложили в общей сложности более 1,3 млрд. рублей. Как результат – на ее базе реализуется 18 инвестиционных проектов с общим объёмом вложений более 44 млрд. рублей.

В ближайшие 3 года мы профинансируем 4-ю очередь строительства инфраструктурных объектов на территории промзоны (электроэнергия, газ, вода, дороги). Общая сумма средств на эти цели превысит 700 млн. рублей, в том числе 300 млн. рублей в 2015 году. Это позволит исполнить обязательства перед инвесторами, уже реализующими свои проекты, и привлечь новых на полностью подготовленные участки.

В объёме 2 млрд. рублей в 2015-2016 годах будет профинансирована инфраструктура ПОЭЗ.

Дальнейшие шаги будут предприняты по развитию новых индустриальных зон. Это касается ПЗ «Карлинская» и индустриального парка в Димитровграде. В следующем году утвердим проекты планировки их территорий. В 2016 году начнем строительство инфраструктуры. В промышленной зоне «Карлинская» строительство пойдёт за счёт средств инвестора в рамках ГЧП, в Димитровграде 250 млн. рублей будет выделено за счёт областного и муниципального бюджетов.

Повышению качества логистической системы региона будет способствовать открытие 2-х новых логистических центров компаний «ДАРКАТ» и «Бати Шерна».

Стимулом для развития региональной транспортной инфраструктуры станут спортивные события, которые ожидают нас в будущем (чемпионаты мира по хоккею с мячом в 2016 году и по футболу в 2018 году), а также наш главный туристический проект – «красный маршрут», который начинает свою жизнь в рамках международных соглашений между Россией и Китаем.

Продолжится реконструкция аэропорта имени Карамзина. В 2015-2016 годах будет реконструирована взлётно-посадочная полоса аэропорта. Средства в размере 1,6 млрд. рублей запланированы в федеральном бюджете (в том числе порядка 750 млн. рублей в 2015 году). В общей сложности на реконструкцию аэровокзала и взлётно-посадочной полосы будет направлено более 2 млрд. рублей.

Параллельно пройдёт модернизация железнодорожного вокзала Ульяновск – Центральный. Работы начнутся в следующем году и продолжатся в течение двух лет (до конца 2016 года).

Несмотря на сложные экономические условия на уровне текущего года сохранятся объёмы работ и финансирование дорожного хозяйства и транспорта. На эти цели на 2015 год запланировано почти 8 млрд. рублей средств из бюджетов всех уровней. Мы отремонтируем и перестроим только за 2015 год более полутысячи километров дорог! Здесь я хочу отметить, что с 2015 года мы начинаем строительство бетонных дорог.

Столько средств на дороги (8 млрд. рублей) мы расходовали только в 2007-2009 годах, когда достраивали мост. Однако, тогда это были преимущественно федеральные деньги, сейчас же половина из этого – наши собственные средства.

По-прежнему среди главных приоритетов нашей работы останется строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры, доступного жилья. Это и дополнительный спрос на продукцию областных предприятий стройиндустрии, услуги энергетической, жилищно-коммунальной и транспортной сфер, и условие для улучшения качества жизни в регионе.

В 2015 году мы совместно с муниципальными образованиями должны полностью выполнить свои обязательства по ремонту, реконструкции и строительству детских дошкольных учреждений, спортзалов при сельских школах и ФОКов. Это реализация тех обещаний, которые давала ведущая партия «Единая Россия» и Президент. В федеральном бюджете на следующий год на эти цели предусмотрены дополнительные субсидии. Регион рассчитывает их получить в размере не менее 500 млн.рублей. Необходимо в полном объёме использовать этот ресурс.

На создание новых объектов культуры в 2015-2017 годах суммарно из всех источников будет привлечено более 2 млрд. рублей. Подчеркну – это именно новые объекты, а не ремонт старых, который также будет продолжен.

Объём вложений в жилищное строительство только в 2015 году составит порядка 25 млрд. рублей. Показатели, на которые мы планируем выйти, действительно очень высокие: в этом году 712 тыс.кв.м., а уже в следующем год – 920 тысяч кв. м и более 1 млн.кв.м. в 2017 году. Таким образом, за 4 года (с 2014 года) вводимая площадь вырастет в 1,6 раза.

В ближайшие 5-7 лет мы намерены построить жильё более чем для 500 тысяч человек. У нас уже запущены проекты комплексного освоения территорий в городе Ульяновске (первые результаты этой работы можно положительно оценить уже сейчас). Аналогичные проекты запускаются и ещё будут запускаться и в других муниципальных образованиях. К примеру, только в городе Димитровграде мы построим жильё более чем для 100 тысяч человек. До конца этого года приступим к строительству нового крупного микрорайона.

Но самое важное – расширение масштабов жилищного строительства является важным сопровождающим элементом для наших прорывных проектов в самых разных сферах. Именно для этого и строится новое жильё – как стимул для того, чтобы к нам приезжали новые высококвалифицированные специалисты; чтобы сами ульяновцы оставались и работали здесь, на своей малой Родине. Причём, повторюсь, мы создаём и будем создавать целые районы и микрорайоны нового жилья, обеспеченного всей необходимой транспортной и социальной инфраструктурой. Это будут современные, благоустроенные и экологически чистые территории для благополучной жизни.

Что касается сферы благоустройства. Отдельно выскажусь о наших перспективах в решении такой насущной для региона проблемы как несанкционированное складирование мусора и твёрдых бытовых отходов. Со следующего года (впервые) в региональный бюджет начнут поступать значительные средства, собираемые в рамках экологического сбора. Эти дополнительные доходы бюджета будут направлены, в том числе, и на решение проблемы несанкционированных свалок. А кроме того, мы сможем нарастить наши возможности в части проведения иных благоустроительных и экологических мероприятий.

Хочу обратить особое внимание на то, что в следующем году на территории Ульяновской области стартует «Пятилетка благоустройства». С помощью этого проекта за пять ближайших лет (с 2015 по 2020 год) мы коренным образом должны изменить и обновить всю инфраструктуру благоустройства в наших населенных пунктах. Причём не только в городских, но и в сельских. Важно, чтобы на всей территории Ульяновской области был обеспечен максимально возможный уровень комфорта для проживания граждан.

Вместе с тем, мы должны помнить, что понятие комфортности – это не только материальная благоустроенность, это ещё и благоприятная социальная атмосфера в целом. Поэтому без вовлечённости в процесс благоустройства самих граждан нам не обойтись. В этом году мы уже начали процесс привлечения жителей к вопросам благоустроительных работ. Это и наш проект «Народный парк», и акция «Подарок малой Родине», и программа поддержки народных инициатив. Мы будем поддерживать в первую очередь те территории, где люди сами нацелены на улучшение условий своей жизни, где они не только проявляют инициативу, но и предпринимают конкретные практические действия по её реализации.

Поэтому, возвращаясь к проекту «Пятилетка благоустройства», я хочу обратиться не только к депутатам Законодательного Собрания области, но и к главам администраций муниципальных образований, к депутатам местного уровня. Уважаемые коллеги, к началу 2015 года для каждого населённого пункта Ульяновской области должны быть подготовлены комплексные пятилетние планы и «дорожные карты» благоустройства территорий. Мы всеми силами будем добиваться того, чтобы уже со следующего года все муниципальные образования закладывали в свои бюджеты необходимые на эти цели средства.

На развитие жилищно-коммунальной сферы, объектов водоснабжения, газификацию области направим из бюджета области более 300 млн. рублей. Рассчитываем, что с 2016 года эти средства будут удваиваться. Это даст нам возможность дополнительно привлечь в область из различных источников только в 2015 году более 1 млрд. рублей (около 700 млн. рублей средства Газпрома).

До 2019 года мы должны решить задачу повышения уровня газификации области до 70% (на начало этого года он составляет чуть более 61%) и увеличить долю населённых пунктов, обеспеченных сетевым природным газом до 79,2%.

Мы должны уйти от неэффективных мазутных котельных и продолжить модернизацию газовых котельных во всех муниципальных образованиях региона. К решению наиболее острой проблемы в г. Димитровграде мы приступили уже в этом году.

Ставку здесь делаем на наше современное государственное предприятие «Облкомхоз», которое при привлечении кредитных и лизинговых механизмов вложит в модернизацию систем теплоснабжения более 500 млн. руб. Всё это позволит уйти от генерации убытков и долгов за газ и электроэнергию

Подписываем соглашение с ОАО «Газпроммежрегионгаз» о реструктуризации задолженности за потребленный природный газ в размере 968 млн.руб. сроком на 5 лет. Это позволит нам «начать с чистого листа» работу организаций коммунального комплекса, а также продолжить газификацию региона.

Хочу поблагодарить Владимира Николаевича Камеко за проделанную работу. Ни одному из субъектов кроме Ульяновской области не предоставлено право провести реструктуризацию задолженности.

Перед нами стоит задача по модернизации инженерных систем всех бюджетных учреждений и систем уличного освещения всех муниципальных образований. Цель одна – экономия бюджетных затрат на содержание зданий и сооружений.

Ежегодно на данные цели расходуется более 2,5 млрд. руб. Основным механизмом решения поставленной задачи это реализация федерального закона об энергосбережении. При этом существенно минимизируется нагрузка на бюджет региона. Ежегодно мы будем проводить энергосберегающие мероприятия не менее чем в 100 учреждениях бюджетной сферы. Всего в 2014-2015 годах по линии энергосервисных контрактов планируется привлечь около 120 млн. руб. внебюджетных средств и достичь экономии потребления теплоэнергетических ресурсов в размере свыше 180 млн. рублей.

В 2014 году запущена региональная программа по капитальному ремонту с софинансированием взносов населения со стороны всех уровней бюджетов. Производится капитальный ремонт 100 домов ульяновской области на общую стоимость 135 млн.рублей.

В 2015 году будет произведён ремонт более 400 домов на сумму более 800 млн.рублей. Такие темпы мы должны сохранить и в последующие периоды. Также мы выходим на переселение жителей из ветхого и аварийного фонда в ближайшую трёхлетку более 1000 квартир.

Мы запустили реализацию Федерального Закона «О лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами». Это позволит нам перейти на более качественный уровень предоставления услуг по управлению многоквартирными домами и, как следствие, дисциплинировать управленцев.

С 1 мая 2015 года управляющие компании, не соответствующие жестким требованиям Закона, не будут допущены к управлению жилищным фондом. Это значительно повысит ответственность должностных лиц и вернёт понятие здоровой конкуренции в сферу ЖКХ.

Реализация мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения в 2015-2017 году позволит построить и реконструировать более 50 км сетей водоснабжения и улучшить качество предоставления услуги для почти 15 тысяч человек, проживающих на территории области.

Наконец, в кратчайшие сроки мы выйдем на принятие нормативных актов по созданию благоприятных условий для инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство. До конца этого года будет утвержден план привлечения инвестиций в эту сферу – туда, где они в первую очередь необходимы.

Убеждён, что расходы на инфраструктуру помогут нам преодолеть непростые времена и стимулировать рост нашей экономики.

Второе. Важнейшим приоритетным направлением должна стать работа по импортозамещению, стимулированию экспортной активности предприятий и организаций.

В 2013 году в регион было ввезено продукции на 20,5 млрд. рублей. Это важнейший шанс для наших производителей по расширению номенклатуры и объёмов производства.

Здесь мы будем ориентироваться как на традиционные для нас отрасли (такие как авиастроение, автомобилестроение, сельское хозяйство), так и на новые, только создаваемые направления (прежде всего: высокотехнологичное станкостроение, центр разработки и внедрения программного обеспечения, производство лекарственных форм и др.). Все они жизненно важны для нашей страны – и, к сожалению, в значительной степени заняты импортными товарами.

При этом мы не намерены ограничиваться только товарным импортозамещением (хотя и эта задача должна решаться). Существенным позитивным фактором для нас является позиция иностранных инвесторов, работающих в регионе. Практически все они высказали интерес к локализации комплектующих в Ульяновской области и России.

Нами разработана дорожная карта мероприятий по импорто-экспортозамещению на 2015-2017 годы. Будет создан областной информационный ресурс по вопросам производственной кооперации и аутсорсинга.

Часть решений находится в стадии реализации.

Во-первых. Проводится мониторинг и анализ структуры поставок на наши традиционные предприятия сырья, оборудования, комплектующих материалов. Результаты этой работы станут основой для принятия дальнейших решений.

Во-вторых. На этапе подготовки находятся региональная программа и план импортозамещения (будет принят до 1 февраля 2015 года). Он будет ориентирован не только (и не столько) на региональный рынок, а на потребности России в целом.

В-третьих. На базе Центра кластерного развития формируется региональный Фонд поддержки промышленности. Задача Фонда – поддержка проектов НИОКР на действующих предприятиях на этапе предбанковского финансирования. Юридическое оформление Фонда закончится до конца текущего года. В 2015 году начнем его наполнение финансами. Сумма, на которую мы будем ориентироваться на начальном этапе – направить в Фонд не менее 50 млн. рублей, в перспективе эта сумма будет увеличена до 500 млн.рублей

Напомню также, что в Федеральный «Фонд развития промышленности» направлено 20 млрд.рублей. Мы окажем необходимую поддержку предприятиям региона, чтобы они смогли стать получателями средств этого Фонда.

В-четвертых. В завершающей стадии находится разработка нового регионального закона о промышленной политике. Он будет направлен в Законодательное Собрание до конца этого года. Вскоре будет принят аналогичный закон федерального уровня, что даст нам возможность поддержать предприятия, промышленные парки через заключение специальных инвестиционных контрактов, налоговые льготы и преференции для новых комплексных проектов; механизм возвратного финансирования долгосрочных займов.

Всего на развитие промышленного комплекса области (обрабатывающих отраслей, ОПК) в 2015-2017 гг. будет инвестировано из разных источников порядка 50 млрд. рублей.

Безусловно, мы продолжаем работать и над задачей выхода нашей промышленной продукции на внешние рынки.

Сегодня товары (работы, услуги), произведенные в регионе, экспортируются более чем в 60 стран. Однако, это пока не тот результат, который бы нас удовлетворял. В регионе всего порядка 120 предприятий успешно занимаются экспортом продукции. Это лишь 0,5% от организаций области.

По итогам 2013 года мы давали только 0,06% от общероссийского экспорта. Это в 10 раз меньше, чем наша доля в ВВП страны. Необходимо существенно нарастить долю области в общероссийском экспорте. В перспективе до 2020 года мы должны довести ее хотя бы до 0,5%, пропорционально нашему вкладу в экономику страны.

Замечу, что мы уже достаточно активно работаем в плане поиска дополнительных механизмов поддержки производителей, ориентированных на экспорт. В том числе (отчасти в опережение федерального тренда) нефинансового характера. У нас уже действует Региональный центр поддержки экспорта, который помогает экспортёрам информационно, юридически и административно.

Однако убежден, потенциальные возможности для улучшения этой работы, по-прежнему велики. Нам предстоит перенастроить наши институты, отвечающие за межрегиональное и международное сотрудничество. Кроме задачи привлечения инвесторов в регион, их задачей должно стать продвижение наших производителей на новые рынки. При этом особое внимание мы уделим Азиатско-Тихоокеанскому региону и внутрироссийской кооперации.

На уровне России следует расширять нашу договорную базу с регионами, стремиться к тому, чтобы такие договоры были максимально конкретными.

Сейчас остро необходимы любые возможности лоббирования интересов регионов, продвижения законодательных инициатив, координации наших действий, согласования решений, обмена опытом и внедрения успешных практик. Действенным инструментом решения этих задач является создание Ассоциации Ульяновского бизнеса, которая начнет работать в 2015 году.

Другой инструмент – активное взаимодействие с федеральным центром. Сегодня у нас есть достаточное число представителей на федеральном уровне. Это и депутаты Государственной думы, и члены Совета Федерации, и многие из здесь присутствующих депутатов Законодательного Собрания области. Это и просто наши земляки, которые достигли определенных высот.

Благодаря их усилиям в регион сегодня приходит дополнительно порядка 10 млрд.рублей. Эти средства идут по линии ФАИП, федеральных госпрограмм, ФЦП, межбюджетных трансфертов, в рамках взаимодействия с различными фондами, банками, государственными корпорациями.

Считаю, что объем привлеченных в регион средств с федерального уровня – это главный и единственный показатель эффективности наших представителей в Москве. И я уверен: наши лоббистские возможности имеют огромные резервы. Можно добиться удвоения привлекаемых из федерального центра средств уже в трехлетней перспективе, в том числе в следующем году дополнительно привлечь не менее 2 млрд.рублей сверх уже достигнутого уровня в 10 млрд.

Несколько слов об импортозамещении в сельскохозяйственной отрасли. Эта задача тесно переплетается с темой продовольственной безопасности области. Она не является для нас новой. Но мы впервые столкнулись с ней в такой острой форме. Если в прошлые годы можно было не задумываясь замещать недостаток своей продукции импортной, то в нынешних непростых условиях эти возможности существенно ограничены.

Мы должны активизировать свою работу в направлении развития АПК именно сегодня – в том числе и потому, что сейчас в нашем обществе постепенно зреет важная и, считаю, очень правильная, своевременная мысль о том, что мы в состоянии прокормить себя сами.

Ряд соответствующих идей и предложений мы уже изложили в региональном докладе о продовольственной безопасности. При этом, как и в промышленности, мы не должны двигаться изолированно. Решая проблемы продовольственной безопасности на уровне области, необходимо понимать специфику рынка окружного и федерального.

Общий объем средств, которые мы направим на отрасль, составит 852 млн. рублей это на 64% больше, чем мы планировали при принятии Бюджета-2014.

Средства пойдут не только на рост объемов производства. Ещё одна масштабная задача, в рамках которой нам необходимо продолжить работу, касается вопросов комплексного развития сельских территорий. Получат продолжение все наши ключевые программы по газификации, строительству и реконструкции дорог, социальной инфраструктуры (школ, дошкольных учреждений, ФАПов, спортивных объектов), программа «Чистая вода».

Что касается расходов на 2015 год – это не окончательные цифры, в течение года они будут увеличиваться. Государственная Дума, принимая федеральный бюджет в 3-м чтении, направила на отрасль и поддержку импортозамещения дополнительно 20 млрд.рублей. Плюс – взносы в уставной капитал Россельхозбанка – еще 5 млрд. От нас с вами зависит, насколько эффективно мы ими распорядимся.

Третье. Малый и средний бизнес.

Это особенно важно сейчас, когда резко сокращаются возможности доступа к банковским кредитным продуктам.

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объёме ВРП, выросла с 13,3% в 2007 году до 23,3% в 2013 году (больше, чем показатель в среднем по России).

Объем налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в структуре доходов бюджета с 2011 года вырос в полтора раза (с 4% до 6%). Важно сохранить эту динамику, обеспечить стабильный налоговый режим, защиту от избыточного контроля.

В связи с этим я еще раз хочу повторить свою позицию: вводить новые и повышать действующие региональные налоги для бизнеса в Ульяновской области мы не будем! Это наша принципиальная позиция.

Было бы также правильно вернуться к идее об обеспечении стабильных условий ведения бизнеса. И прежде всего, это касается фискальной системы.

В то же время любые противоправные действия, попытки ухода от налогов, выплаты теневых зарплат – все это нужно активно выявлять и пресекать.

По оперативным данным, кредитование малого бизнеса снизилось за последние месяцы почти в 2 раза. Исчезли инвестиционные кредиты. Мы должны оперативно подстроиться под эту ситуацию и компенсировать бизнесу ухудшение финансовых условий. В связи с этим общий объем средств, которые мы направим на малый бизнес в 2015 году, будет в 2,5 раза больше текущего года и приблизится к 500 млн.руб. (областные и федеральные средства). Так много мы давно не закладывали.

Поддержка будет оказываться по 3-м направлениям:

– Микрофинансирование – 75 млн.рублей (с учетом федеральных средств).

– Предоставление поручительств – так же 75 млн. рублей (областные и федеральные средства). С учетом коэффициента – мультипликатора общая сумма средств, на которые будут выданы поручительства, достигнет 225 млн.рублей.

– Компенсация в полном объеме первого взноса по лизингу оборудования. Для этого создана и с января 2015 года начнет работать Лизинговая компания. С учетом федеральных средств на компенсацию мы направим 125 млн.рублей.

Дополнительно хочу выступить с системной инициативой, поддержанной предпринимательским сообществом области, о создании Региональных Банков Развития на базе существующей государственной инфраструктуры поддержки МСП, имеющейся во всех регионах РФ. Это сформированные Фонд Микрофинансирования и Гарантийный фонд, учредителем которых выступает региональная власть.

Данные организации представляется целесообразным реорганизовать на первом этапе в небанковскую кредитно-депозитную организацию с участием в качестве учредителя структур Внешэкономбанка с организацией предоставления новой дочерней компании траншей для последующего кредитования субъектов МСП на условиях ставки рефинансирования плюс 1%.

Вторым этапом развития данной системы может стать создание полноценного кредитного учреждения Регионального Банка Развития как полноправного субъекта финансовой системы с основной функцией стимулирования развития приоритетных экономических направлений регионального и муниципального уровня.

Было бы правильно, если бы Государственная корпорация «Внешэкономбанк» рассмотрела вопрос о возможности совместного участия в ее создании.

Четвертое. Повышение производительности труда. Это важнейший источник роста и главный резерв развития. Если раньше мы создавали новые рабочие места, и главными были количественные показатели, то сегодня, когда официальная безработица у нас очень низкая, основной задачей становится качество этих рабочих мест и производительность труда.

По итогам 2012 года уровень производительности труда в области составляет порядка полумиллиона рублей на человека в год. Это тот объем добавленной стоимости, который приходится на каждого занятого в экономике региона. Ульяновская область лишь 8-ая в ПФО и 62-ая по России. Для сравнения – средняя по ПФО величина – почти 700 тысяч рублей в год, по России – более 900 тыс.рублей. Другими словами – наша производительность труда в 1,8 раз ниже, чем по стране в целом.

Однако мало понимать место региона только в рамках России. Сегодня конкуренция идет на международном уровне, и мы должны видеть наши позиции в масштабах всего мира. Здесь наши позиции таковы: область находится где-то на уровне Бразилии и Сербии, то есть стран со средним развитием экономики.

Да, мы опережаем Китай, Индонезию почти в полтора раза, однако значительно отстаем от лидеров. Например, чтобы достичь уровня производительности Норвегии, нам необходимо повысить отдачу с каждого рабочего места в 4,5 раза, для того, чтобы сравняться с Германией – в 3 раза. Чтобы достичь уровня Малайзии или Чехии, мы должны повысить производительности в два раза.

Показатель производительности труда – один из тех, динамика по которому закреплена майскими Указами Президента РФ (Указ 596). Цель – рост производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. По нашей оценке рост показателя за 3 года (с 2012 по 2014) составляет не более 4-6% (от необходимых 50%). Это совершенно недостаточно и ставит под угрозу исполнение регионом Указа в этой части.

Если бы уже сегодня был достигнут целевой показатель производительности труда, закрепленный Указом, то в практическом плане для нас это бы значило следующее:

Во-первых, рост доходов населения. Средняя зарплата превышала бы 26 тысяч рублей, и мы бы занимали второе-третье место в округе по уровню заработной платы вместо нынешнего десятого-одиннадцатого.

Во-вторых, более высокий уровень производительности позволил бы предприятиям региона активнее инвестировать в развитие. А это порядка 20 млрд.рублей потенциальных инвестиций сверх имеющегося уровня.

Наконец, в-третьих. Уже сегодня бы мы имели дополнительно 7-8 млрд.рублей в доходной части областного бюджета.

В настоящее время Министерством экономического развития области готовится план мероприятий по повышению производительности труда в регионе. Мы намерены проанализировать состояние дел по каждой отрасли в отдельности и определить главные направления, целевые ориентиры по годам и самые быстрые способы роста этого показателя на ближайшие три года, механизмы участия в этом процессе региональных органов власти.

Уже со следующего года, используя механизм регионального Фонда поддержки промышленности, мы намерены субсидировать часть расходов, связанных с обучением, профессиональной подготовкой и переподготовкой работников субъектов промышленной деятельности с целью повышения производительности труда на 40 крупнейших предприятиях области. Дополнительно совместно с вузами вернемся к созданию отраслевых центров и специальных кафедр на предприятиях различных отраслей. Сейчас таких кафедр 41. Задача на 2015-2016 годы – создание еще не менее 10 кафедр по востребованным специальностям в промышленности и в сельском хозяйстве.

Аналогично мы поступим и в сельскохозяйственной отрасли. Уже с января 2015 года на базе Ульяновской сельхозакадемии мы открываем «Школу руководителей АПК». Уверен, по прошествии времени мы увидим существенную разницу между показателями работы хозяйств до и после прохождения обучающего курса.

Обращаюсь к областным вузам и предприятиям с просьбой поддержать наши усилия в этом направлении.

Пятое. Дальнейшая отраслевая диверсификация экономики.

Диверсификация — это, прежде всего, многовекторность развития. И это даст нам возможность снижать влияние различных негативных факторов на экономику.

В настоящее время в основном сделан упор на развитие отраслей обрабатывающий промышленности (почти четвертая часть от всей экономики региона). При этом структура промпроизводства области такова, что порядка 40% всей промышленности приходится на машиностроение, т.е. на тяжелые для воспроизводства продукции виды деятельности.

В самом крупном виде деятельности обрабатывающих производств – производство транспортных средств и оборудования 70% всего производства дают 4 крупнейших региональных предприятия: ОАО “УАЗ”, ОАО “ДААЗ”, ОАО “Ульяновский моторный завод” и ЗАО “Авиастар-СП”. При этом они обладают высокой зависимостью от наличия госзаказа, а также от производственных планов группы компании ГАЗ и АВТОВАЗ.

К примеру, снижение производства только на АВТОВАЗе приводит к стагнации производства как минимум на 100 региональных предприятиях, специализирующихся на производстве комплектующих.

Принцип диверсификации необходимо внедрять на 3-х уровнях.

Первый уровень – общеобластной. Для сбалансированного функционирования экономики мы намерены стимулировать развитие и иных отраслей, в том числе: строительство, оптовую и розничную торговлю, туризм, транспорт и связь, информационные технологии, образование, культуру, фармпроизводство и деловые услуги.

По большинству из этих направлений у нас уже разработаны специальные программы и предпринимаются конкретные шаги. В туризме – это так называемый «красный маршрут», в торговле –программа строительства крупных деловых и торговых центров с брендами премиум и люкс класса. Это также поможет встроиться в систему межрегионального и международного туризма.

Стратегия развития кластера информационных технологий подготовлена непосредственно IT-сообществом. Её главная задача заключается в кооперации компаний всей технологической цепочки. От создания элементной базы микроэлектроники до программного обеспечения, в том числе, это касается систем, применяемых в сфере кибербезопасности и в оборонном комплексе. Наши ведущие компании уже сделали первые шаги к налаживанию связей и исследованию потенциальных возможностей.

Не случайно Ульяновская область была выбрана в советское время как территория для создания Центра микроэлектроники. Сегодня ничего не потеряно – и мы создадим новый, единственный в России подобный кластер.

Наша сверхзадача – превращение территории области в территорию, которая бы привлекала инвесторов и лучшие умы в сфере микроэлектроники и программного обеспечения.

Второй уровень – отраслевой. Принципиально важно развивать многовекторность и в обрабатывающем производстве. Это не только возможность ослабить негативное воздействие на экономику региона проблем, которые могут возникать у головных компаний, но и условие для роста производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, в особенности современных высокотехнологичных промышленных предприятий.

В определенной степени этот вектор уже присутствует в нашей инвестиционной политике. Сейчас необходимо его усилить.

Ряд пришедших в регион новых предприятий стали играть значительную роль в экономике. Это касается компаний Эфес и MARS, которые совокупно занимают более 33% в пищевой промышленности, Хенкель-баутехник занимает 10% в отрасли производства прочих неметаллических минеральных продуктов, Бау-Мотор и Таката-рус совместно занимают почти 5% в отрасли производства транспортных средств и оборудования и т.д.

За последние 5 лет вклад новых предприятий и организаций в областное промпроизводство вырос с 9% в 2009 году до 15% в 2013 году. Объем промышленного производства по организациям, реализующим инвестпроекты, увеличился с 8,4 млрд.рублей до 26,4 млрд.рублей, т.е. в 3,1 раза.

Третий уровень – диверсификация производства на конкретных предприятиях.

Образец такого подхода демонстрируют сегодня некоторые наши ведущие предприятия. В частности, ЗАО “Авиастар-СП”. Объем инвестиций на предприятии за 3 года (2015-2017) составит 14 млрд.руб. Завод работает или участвует в кооперации сразу по нескольким типам самолетов. В перспективе на базе Авиастара будет собираться новый сверхтяжелый транспортный самолет, разработку которого сейчас ведет КБ «Илюшина».

Кроме того, открытие на базе Авиастара Центра транспортной авиации позволит дополнительно привлечь сюда новые для нас компетенции – проектирование и конструирование воздушных судов, развитие летно-испытательной базы, центров специализации по общесамолетным системам. Это обеспечит более тесную кооперацию с зарубежными партнерами.

В 2017 году предприятие будет давать 22%-25% всего валового продукта региона против 10% сегодня.

Отрадно, что по аналогичному пути сегодня идут еще целый ряд предприятий. Это УАЗ, на площадях которого формируется индустриальный парк «Фирма Русь» (создание крупнейшего в Поволжье индустриального парка «Индустрия детских товаров» на базе реорганизованной производственной площадки), УКБП.

Со своей стороны мы всегда будем поддерживать эти начинания.

Шестое. Обеспечение сбалансированности пространственного развития.

Мы намерены формировать пространственное развитие области на принципах полицентричности, что предполагает создание новых точек роста и зон опережающего развития регионального и межрегионального значения.

В 2015 году мы начнем формировать специальную экономическую (аграрно-промышленную) карту региона. Она даст возможность понять, какими компетенциями обладает та или иная территория. Будет работать на развитие кооперационных связей. Способствовать установлению партнерских отношений с зарубежными и российскими компаниями.

Наша экономическая политика изменится в отношении наиболее «отстающих» муниципалитетов. Для этого будут созданы территории опережающего экономического развития, создан особый экономический режим работы. Он предполагает:

– упрощенную процедуру получения статуса крупного инвестиционного проекта, а значит и получения налоговых льгот,

– улучшение условий софинансирования при участии в государственных программах,

– приоритетное получение средств по линии малого и среднего предпринимательства.

Статус ТОР будет закреплен во всех наших ключевых стратегических документах развития.

В направлении поддержки развития «точек роста» в сельской местности будет сориентирована наша региональная ведомственная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ульяновской области», рассчитанная на период до 2017 года. Она предполагает поддержку 100 ключевых «точек роста» (населенных пунктов), которые будем развивать в приоритетном порядке. Их отбор завершен, разрабатываются конкретные мероприятия для их поддержки.

Седьмое. Сохранение положительной динамики в привлечении зарубежных и российских инвестиций.

С учетом геополитических рисков необходимо гораздо более плотно работать с российскими инвесторами по привлечению внутренних инвестиций, особенно бизнесом, расположенным в нашем регионе.

По этому направлению мы будем максимально использовать ресурс и возможности госкомпаний. Понимание того, какие позиции они закупали за рубежом и что готовы отдать на аутсорсинг – вот один из ключей к стимулированию внутренних инвестиций. Считаю, что должны быть составлены и размещены на общедоступных ресурсах в Интернете соответствующие списки номенклатуры изделий. Это даст возможность заключения контрактов по каждой позиции на несколько лет.

Кстати, по такому пути уже идут некоторые наши ключевые предприятия, например «Авиастар». По одному только модернизированному Ил-76МД-90А завод на аутсорсинг готов отдать порядка 10 тысяч единиц позиций. По нашим расчетам, подобная практика даст в течение ближайших 5 лет возможность привлечь к производству продукции авиазавода порядка 400 поставщиков.

Инвестиции – это драйвер экономического роста, его основа, которая позволит нам минимизировать прогнозные риски.

Сегодня мы одни из лучших в стране и по работающим институтам, и по созданным механизмам поддержки инвесторов, и по площадкам, которые мы предлагаем для них. Объём инвестиций растет на протяжении 12 (!) кварталов подряд (3-х лет). Необходимо сохранить этот рост.

В активной стадии строительства сейчас находятся около 70 производственных объектов. Их запуск позволит создать в ближайшие 3-4 года дополнительно 36 тысяч новых рабочих мест.

Несмотря на сложные условия, мы рассчитываем, что вектор роста в интервале 100-102,5% сохранится вплоть до 2017 года, а в абсолютных цифрах объем инвестиций приблизится к 100 млрд. руб. Такой оптимистичный прогноз базируется на данных реестра инвестиционных проектов и бизнес-предложений, имеющихся в регионе.

Восьмое. Необходим рывок в институциональной реформе и улучшении делового климата.

Мы понимаем, что мы сегодня должны поддержать бизнес не только материально, но и организационно.

Качество российских и региональных институтов остаётся крайне низким. Избыточное регулирование, несоразмерный контроль и карательное отношение к бизнесу мешает развитию, повышает трансакционные издержки бизнеса. Необходимо пересмотреть роль государства, нужен рывок в повышении качества институциональной среды.

Парадокс в том, что сама по себе институциональная среда и на федеральном, и на региональном уровнях сформирована: у нас есть развитое законодательство, созданы условия и институты для консолидации интересов бизнес-сообщества, имеются различные площадки взаимодействия власти и бизнеса, разрабатывается комплекс мер по снижению административной нагрузки на бизнес, заработала система открытости власти.

Но при этом все отмечают слабость этих институтов. В них отсутствует важнейший элемент институциональной среды – нормативные практики. Вроде бы институты есть, нормы, по которым они должны работать, разработаны, а конкретные практики, то есть действия конкретных людей искажают саму сущность всей институциональной среды.

Совершенно очевидно, что необходима мобилизация политической воли, партийного и административного ресурсов для улучшения качества институтов.

Мы должны снять ВСЕ барьеры, препятствующие развитию бизнеса. Внедрить самые передовые практики упрощения процедур и сокращения сроков их прохождения. Для этих целей при правительстве региона будет создана специализированная уполномоченная проектная группа по внедрению этих практик.

И я обращаюсь к руководителям муниципалитетов и федеральных органов исполнительной власти, а также представителям сетевых организаций и естественных монополий максимально сотрудничать с членами данной группы. Как показали итоги пилотного национального рейтинга, именно во взаимодействии с вами бизнес испытывает серьезные проблемы, и именно здесь нас опережают многие регионы. Я лично буду курировать эту рабочую группу.

Дополнительно мы намерены предпринять следующие шаги:

Во-первых, полностью модернизировать региональную систему контрольно-надзорной деятельности. В течение ближайших трех лет перейти к риск-ориентированной модели государственного контроля, уходя от репрессивной модели.

Во-вторых, мы будем и дальше повышать прозрачность действий власти, идти по пути реализации проекта «открытое правительство», формировать механизмы обратной связи с обществом. В частности, развивать систему общественной оценки результативности деятельности членов Правительства области, глав ИОГВ и муниципалитетов, которая у нас уже действует с 2011 года. Считаю, что будет правильным выйти с инициативой на уровень федерального центра о введении аналогичной системы оценки и для федеральных территориальных органов власти, работающих в регионе.

Если мы хотим, чтобы институты федеральной власти чувствовали ответственность за происходящие процессы на территории региона, то необходимо менять их отношение к самой территории. Прямой диалог с людьми, выступление с отчетом о своей работе (например, на площадке Законодательного Собрания, Общественной палаты области) – это верные и нужные шаги в данном направлении. Я уже обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с более конкретными предложениями о том, что необходимо сделать, предложив в качестве пилота Ульяновскую область.

Возвращаясь к кадровой политике региона, озвучу еще один шаг, который мы сделаем. Любой кандидат на должность министра в областном правительстве должен будет проходить «испытания общественностью». Встречи с людьми на местах, депутатами всех уровней дадут, администрациями муниципалитетов возможность и кандидату понять проблемы «изнутри», и людям оценить будущего министра. Каждый кандидат будет проходить своеобразные «выборы».

Нам необходимо продолжить борьбу с привилегиями и преодолевать отчуждение, возникающее между населением и представительными органами управления на местах. Я имею в виду ситуацию, когда депутатский корпус, особенно в городах, получает совсем неплохое вознаграждение в виде зарплаты, премий, компенсаций. Вознаграждение за что? За то, что депутаты представляют интересы общества, людей, которые поверили им и выбрали их?

И надо сказать, что средства на содержание «слуг народа» уходят очень и очень большие. Это совершенно неправильная ситуация! И с финансовой, точки зрения, поскольку это серьёзная нагрузка на бюджеты, и с чисто человеческих позиций. Как только депутаты начинают получать зарплаты, они становятся чиновниками. Самая близкая власть становится самой далекой, самой отчужденной от тех, кто их, так сказать, породил. Считаю, будет правильным, если депутатский корпус в представительных органах местного самоуправления будет работать полностью добровольной, неосвобожденной основе.

В-третьих, мы разработали, утвердили и уже начали внедрять «Стандарт деятельности по обеспечению благоприятного делового климата в Ульяновской области».

В-четвертых, необходимо вести решительную борьбу с коррупцией, преодолевать криминализацию экономики, коррумпированность государственного и муниципального сектора, руководствуясь при этом антикоррупционными стандартами международного уровня. Мы начнем настоящую борьбу с бытовой коррупцией.

В-пятых, с 2015 года мы приступаем к реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в Ульяновской области. Результатом должно стать развитие таких важных для нас сфер как дошкольное образование, предоставление медицинских услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, розничная торговля, жилищное строительство, пассажироперевозки и сфера услуг связи.

Подробно на наших действиях по формированию благоприятной бизнес-среды я намерен остановиться в своем ежегодном инвестиционном послании в конце декабря.

Отдельно остановлюсь на вопросах эффективности. Сегодня это не менее важная задача. Обозначу лишь основные направления.

Во-первых, представляется, что настало время провести работу по анализу расходных полномочий и доходного потенциала бюджета региона и муниципалитетов. Качественно это осуществить можно к формированию бюджета 2016 года.

Во-вторых, необходимо строже подходить к нарушениям в сфере государственных и муниципальных финансов. Считаю, что необходимо установление жесткой административной ответственности за приемку некачественно выполненных работ, оплачиваемых из бюджетных средств. Сегодня такой нормы нет, а доказать умышленность этого деяния практически невозможно. В связи с этим, мы с вашей помощью подготовим и направим на федеральный уровень соответствующую законодательную инициативу.

В-третьих, считаю необходимым дальнейшее совершенствование работы по линии госзакупок. Сегодня мы живем в условиях контрактной системы, однако для организаций с государственным и муниципальным участием закупки регламентируются федеральным законом №223-ФЗ. Он является более закрытым и сложным для потенциальных поставщиков. В связи с этим мы также с вашей помощью намерены выйти на федеральный уровень с предложением следующих изменений в закон:

– установить минимальные стандарты закупок для всех заказчиков. Более четко определить нормы, которые обязаны присутствовать в положениях о закупках этих организаций (например, долю средств, которые должны пройти через электронные торги);

– определить обязательные лимиты закупок у малого бизнеса;

– ввести элементы контроля, то есть установить обязательным общественный контроль и общественные обсуждения.

В-четвертых, мы начинаем переход к «Бюджету народных инициатив». Это означает, что в наших бюджетах будет зарезервирован определенный процент расходов, целевое назначение которых будет определяться жителями конкретного муниципального образования. А это значит, что бюджетные деньги пойдут именно на то, что здесь и сейчас больше всего необходимо нашим согражданам.

До конца текущего года будет разработана вся нормативно-правовая база. В следующем году начнется конкурсный отбор проектов развития в пилотных муниципалитетах, подготовленных на основе местных инициатив граждан. Областной бюджет будет софинансировать до 85% расходов на проекты, которые выберет население.

В-пятых. Эффективность – это не только расходование средств, но и их привлечение. Сегодня один из основных механизмов для этого – участие в федеральных госпрограммах. Сегодня по этой линии привлекается 8,8 млрд.рублей. Однако, все эти расходы требуют софинансирования и распределяются, как правило, на конкурсной основе. При этом не учитываются средства частных инвесторов и муниципальных бюджетов. Считаю это неправильным и в ближайшее время хочу вместе с Законодательным Собранием Ульяновской области выйти с предложением к федеральному центру: ввести эти средства в число критериев, по которым отбираются заявки от регионов.

Наконец, в-шестых. Финансовые взаимоотношения с муниципалитетами. По итогам рассмотрения муниципальных бюджетов в комитете Законодательного Собрания Ульяновской области по бюджету и экономической политике было предложено несколько шагов по повышению эффективности работы с финансами на местном уровне. Я их полностью поддерживаю. Наиболее важными из них считаю:

– сократить сумму финансовой помощи из областного бюджета муниципальным образованиям на величину недоимки по местным налогам и сборам. Это ресурс муниципалитетов и такой шаг будет дополнительным стимулом для его использования.

– усилить контроль за резервными фондами в муниципальных образованиях. В кратчайшие сроки пересмотреть положения о резервных фондах в муниципалитетах и создать Советы фондов, включающие представителей как муниципалитетов, так и Министерства финансов области, депутатов Законодательного Собрания области.

Уважаемые коллеги!

Совершенно понятно, что нам уже сейчас придется учиться жить и развиваться в новой экономической парадигме, в иных экономических условиях. Пришло время для реализации сложных социально-экономических решений в условиях нарастающего бюджетного дефицита и отказа от лишних бюджетных трат.

Но мы не должны примитивно и бездумно начинать экономить. Сложность управленческих решений, сложность финансовой политики заключается в том, чтобы в условиях глобальной турбулентности суметь на региональном уровне сохранить социальную стабильность, не растерять, а даже преумножить человеческий капитал и обеспечить единство регионального социума.

Именно поэтому мы должны совершить прорыв в социальной и культурной политике региона, перейти к её новому качеству. К новой социальной политике.

Напомню, что у социальной политики есть две основных цели. Первая – это преодоление бедности. Это борьба с низкообеспеченностью семей. Это государственная помощь тем, кто попадает в трудные жизненные ситуации.

Вторая цель социальной политики направлена на развитие человеческого потенциала нашей области. Это помощь семьям уже не для того, чтобы они выбрались из нищеты и бедности, а для того, чтобы они встали на ноги и могли сами без посторенней помощи, без помощи государства быть самодостаточными и опираться на собственные силы и возможности, самостоятельно обеспечивать себе достойное существование. Хочу сказать – не выполнив первую задачу, очень трудно браться за вторую.

Долгие годы основные усилия государственных органов власти, бюджета Ульяновской области были направлены на борьбу с бедностью. По официальным данным в конце 2004 года почти 32% населения области находились ниже порога бедности, были малоимущими. Вдумайтесь – 32 процента! Почти каждый третий житель нашего региона! И в основном это были люди пожилого возраста, пенсионеры, инвалиды… Поэтому в основе социальной политики была простая идея – помочь как можно большему числу людей. Именно для этого всю вторую половину 2000-х годов региональная власть брала на себя все новые и новые социальные и материальные обязательства. И вы все прекрасно об этом знаете.

Сейчас ситуация совершенно иная. Наша прежняя социальная политика выполнила свою основную задачу. На середину 2014 года в Ульяновской области проживает чуть более 13% бедных или малоимущих. А вы знаете, в основном кто это? Граждане трудоспособного возраста! Не пенсионеры, не люди с ограниченными возможностями, а те, кто работают, получают очень низкие заработные платы и растят детей.

Это наша боль, это наша основная проблема. Именно на эти категории и направляются сейчас основные усилия государства – необходимо вывести их из этой маргинальной зоны полунищеты, создать условия, чтобы наши земляки не выживали, а жили полноценной жизнью. Именно поэтому наша задача – научиться максимально эффективно и адресно расходовать наши с вами бюджетные деньги. Давать их только тем, кто в этом остро нуждается. Тем, кто готов, опираясь на поддержку государства, самостоятельно прилагать усилия и стремления что-то изменить в своей жизни.

Такой подход позволяет перейти от «всеобщей» поддержки граждан, поддержки по «категориям» к поддержке конкретных граждан и семей. Тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Тех, кто живет достойно и мотивирован на рождение и воспитание детей. Тех наших земляков, кто имеет значительные заслуги перед Большой и Малой Родиной.

Поэтому важнейшими принципами новой социальной политики ставятся не уравниловка, а адресность и нуждаемость.

Для этого мы разработали и внесли на рассмотрение в Законодательное Собрание проект регионального закона «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области», который существенно меняет сложившуюся систему социального обслуживания населения. Конкретный гражданин, конкретная семья будут иметь разработанную индивидуальную программу социальной реабилитации. А решение о предоставлении социальной помощи и социальных услуг будет принимать не чиновник на основе справок и документов, а коллегиальный уполномоченный орган, большую роль в котором играют представители общественных организаций (ветеранских, инвалидных, общественных палат, представители общественного контроля).

Еще одним новым принципом социальной политики становится возможность выбора гражданином поставщика социальных услуг. Закон предусматривает, участниками социальной политики могут быть не только государственные органы, но и негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Мы рассчитываем, что в результате разгосударствления социальной политики качество социальной помощи повысится благодаря развитию конкуренции государственных и негосударственных организаций.

В связи с этим перед нами стоит важнейшая государственная задача – развитие негосударственного сектора в социальной сфере. Необходимо создавать регуляторные условия для привлечения частных негосударственных инвестиций в систему социальной защиты населения, в культуру, в спорт, образование. По необходимости следует уже в самое ближайшее время изменять нормативную базу по системе дошкольного образования.

Я прошу социальный блок правительства региона совместно с профильным комитетом Законодательного Собрания в самое ближайшее время подготовить «дорожную карту» по развитию негосударственного сектора в социальной сфере. Такое «разгосударствление» социальной сферы позволит привлечь частные инвестиции, создаст условия для повышения качества услуг в социальной сфере, сократит дефицит социальных услуг. Социальная сфера должна стать площадкой для развития механизмов частно-государственного партнерства.

Важным элементом новой социальной политики станет социальный демографический контракт. Это будет касаться распоряжения средствами именного капитала «Семья», выплачиваемого из регионального бюджета. Такой контракт предполагает взаимные обязательства государства и семей: государство предоставляет меры социальной поддержки, а родители обязуются использовать эти средства на повышение благосостояния своих детей.

Считаю, что мы должны внедрить в регионе практику оценки регулирующего воздействия в отношении региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, связанных с мерами социальной поддержки населения. Я уже дал поручение Министерству экономического развития Ульяновской области проводить оценку регулирующего воздействия всех социальных законов на предмет определения их эффективности и воздействия на социальное благополучие жителей Ульяновской области. Это тоже будет одним из важных принципов нашей новой социальной политики.

Еще одной важнейшей составляющей является развитие социальной сплоченности. Еще в 2012 году Ульяновская область стала первой в России площадкой внедрения принципов социальной сплочённости. Два года подряд, в 2012 и 2013 годах, мы проводили Международный форум социальных работников. Итогом проведенных форумов стала Концепция социальной сплочённости, подготовленная в ходе широких общественных обсуждений, а также ряд законодательных инициатив, направленных в Государственную Думу.

Сейчас мы должны пойти дальше.

Уже до конца текущего года на основе Концепции развития социальной сплоченности будет разработана Стратегия развития социальной сплоченности до 2020 года.

Особое внимание в 2015 году необходимо уделять муниципальному уровню. Именно в непосредственном взаимодействии людей друг с другом – среди коллег, соседей, в семье – формируется социальная сплоченность. Или наоборот, концентрируется ее дефицит, дефицит доверия людей друг к другу.

Я уже дал поручение, до конца 2014 года разработать Социальные стандарты обеспечения жизнедеятельности жителей региона. Стандарт будет включать нормы и нормативы обеспеченности базовых потребностей личности в Ульяновской области, включая социокультурные потребности. Ни в одном субъекте Российской Федерации такого стандарта нет.

Теперь о второй задаче, второй стороне социальной политики – развитии человеческого потенциала. Ее суть заключается в том, что государство, Правительство Ульяновской области даёт нашим гражданам уже не «рыбку», а «удочку».

Мы должны кардинально изменить основания социальной политики. Отойти от политики раздачи государственных денег и перейти к политике создания условий экономического роста и возможностей для различных категорий населения самим обеспечивать достойную жизнь.

И главными вопросами, которые мы намерены решать, становятся вопросы мотивации граждан к личной активности, к личным усилиям, которые смогли бы обеспечить и достойную занятость, и достойный уровень жизни, и достойное воспитание и образование детей. Мы не приемлем иждивенчество.

Ведётся работа по прогнозированию баланса трудовых ресурсов Ульяновской области на период до 2020 года. Разработан проект Стратегии развития трудовых ресурсов Ульяновской области до 2020 года, который прошёл широкое общественное обсуждение. Кроме этого, утвержден стандарт достойного труда, в 2015 году для его внедрения планируется принять программу «Приоритетные направления достойного труда в Ульяновской области».

Важнейшим шагом перенастройки социальной политики является переформатирование центров занятости. Формирование муниципальных реестров потребностей в кадрах, синхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг, сокращение и искоренение «теневой» занятости и «теневых» схем оплаты труда, развитие социального партнёрства – вот основные новые направления работы служб занятости в 2015 году.

Особо хочу сказать о еще одном важнейшем направлении социальной политики. Любой человек, проживающий на территории Ульяновской области, должен иметь возможность реализовать себя. Поэтому во главу угла мы ставим работу с талантами. Причем мы не ограничиваемся только талантливыми учениками и студентами. Замечательный проект «Ковровая дорожка», который уже четвертый год реализуется в регионе, охватывает спортсменов и тренеров, художественно одаренных людей и их педагогов, талантливых рабочих, людей с ограниченными физическими возможностями, пенсионеров.

Работают уникальные учебные заведения дополнительного образования – Детские академии (правовая, авиационная, ядерная, архитектурная). На очереди создание еще одной Инженерной Академии (или Технической школы).

О новой культурной политике

Я убеждён, что стратегическим пространством, от которого во многом будет зависеть будущее нашего края, нашей губернии, является не столько пространство финансов и экономических расчетов, сколько пространство культуры. Именно культурой определяются основополагающие символы и смыслы жизни наших граждан, если хотите идеология нашей области.

Мы должны превратить культурную политику в ключевой компонент стратегии развития Ульяновской области, направленный на повышение качества самого человека, его развитие на основе использования потенциала отечественной и мировой культуры.

Именно культура способна придать целостность и смысл усилиям региона, направленным на его развитие, динамику. Только культура способна объединить население вокруг основных направлений развития территории.

Мы должны переходить к новой культурной политике.

Новая культурная политика ЭТО:

Первое – повышение статуса культуры. Мы не сможем ничего добиться, если не изменим отношение общества и власти к культуре, к ее роли в обществе. Культура не будет восприниматься как бесправный, к тому же и затратный придаток экономики. Она не будет развиваться по «остаточному принципу». Мы должны преодолевать представление о культуре как об «отрасли», как о совокупности государственных и муниципальных учреждений, которые тяжким финансовым бременем лежат на бюджете.

Считаю, что очень серьёзным шагом в повышении статуса культуры этом направлении станет принятие в 2015 году областного закона «О культурной политике Ульяновской области»

Статус культуры непосредственно связан с уровнем ее финансирования. Поэтому следует ставить задачу по увеличению ее финансирования как бюджетного, так и частного. Я уже говорил о необходимости привлечения частных инвестиций и развитии частно-государственного партнерства.

В связи с этим выступаю с инициативным предложением о создании принципиально нового механизма финансирования культуры. Необходимо создать на федеральном уровне государственный Фонд по поддержке программ инновационного развития культуры субъектов РФ (по аналогии с фондами по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, фонд реформирования ЖКХ, Дорожного фонда). Для получения государственной поддержки регионы представляют Программы развития культуры, инновационные модели культурной политики, которые отбираются на конкурсной основе. Аналогичные фонды должны создаваться и на уровне регионов. Мы готовы с опережением федерального уровня создать свой региональный фонд. Через такие фонды можно сконцентрировать бюджеты разных ведомств на ключевых направлениях, привлечь межбюджетное финансирование, частные инвестиции, развивать корпоративную и индивидуальную благотворительность.

Кроме того, считаю, что необходимо распространить имеющиеся инструменты поддержки инвестиционных проектов, промышленных инвесторов на инвестиции в сфере культуры, снизив для них порог объема инвестиций, которые необходимы для предоставления режима льготного благоприятствования.

Еще одной мерой материального стимулирования может быть законодательное закрепление возможности предоставления на безвозмездной основе площадей учреждений культуры для предпринимателей. При условии, что бизнес будет обязан инвестировать в эти объекты и сохранять их профиль.

Убежден, что необходимо перевести отрасль «культура» с муниципального уровня на региональный. Это, несомненно, приведет к повышению статуса работников культуры.

Конечно, повышение статуса культуры невозможно без внимательного подхода к кадровым вопросам. Следует целенаправленно проводить кадровую политику в сфере культуры – привлекать, удерживать, обучать и переобучать квалифицированных специалистов. Учреждения культуры должны стать привлекательным рабочим местом для талантливой молодежи, для талантливых менеджеров. Считаю, что должна быть разработана федеральная программа «Президентская тысяча культурных менеджеров России», в рамках которой на конкурсной основе обучались бы и проходили стажировку в лучших российских и мировых организациях культуры и бизнеса наиболее перспективные управленцы в сфере культуры. После завершения обучения по программе «Президентская тысяча» должно быть обязательное трудоустройство в регионы России. Статус выпускника президентской программы должен быть достаточно высоким. Они должны занимать ключевые менеджерские позиции в сфере культуры, и иметь определенные финансовые и организационные ресурсы.

Эти предложения я намерен озвучить на Госсовете при Президенте по вопросам культурной политики, который состоится в декабре.

Второе. Новая культурная политика – это всемерное развитие творческих индустрий, превращение культуры в полноценный элемент экономики региона.

Убежден, что наш ульяновский опыт работы в направлении развития творческих индустрий заслуживает того, чтобы стать примером для других регионов. Поэтому я выхожу на уровень Правительства Российской Федерации с предложением о создании на территории Ульяновской области Всероссийского центра компетенций в сфере управления культурой и управления инновационными изменениями в культурной политике. Более того, я считаю, что Ульяновская область должна выступить в качестве пилотного региона по развитию творческих индустрий, представлять этот опыт другим регионам, которые готовы сделать акцент на социально- экономическое развитие территории через активизацию творческого потенциала. На площадке кластера творческих индустрий можно предложить апробировать механизмы налогового протекционизма в отношении малого и среднего бизнеса в сфере культуры с целью последующего их внедрения в практику на территории регионов России

Третье. Новая культурная политика – это обеспечение культурной безопасности страны и региона. Это обеспечение условий, в которых культура способна выполнить свою основную миссию – сформировать развитую позитивную региональную идентичность.

О культуре, пожалуй, впервые за многие годы с высоких трибун стали говорить как об одной из главных составляющих национальной безопасности нашей страны.

Для того чтобы сохранять национальный суверенитет, независимость недостаточно обеспечивать экономическую, продовольственную, экологическую, военно-оборонную, инженерную, научную безопасность. Все это будет просто ненужным и бессмысленным. Мы полностью уязвимы без обеспечения культурной безопасности. Это наше духовное, историческое наследие, национальная идентичность, ценностная, нравственная основа жизни. Именно культура гарантируют независимость и целостность государства, объединяют народы, делают нас неуязвимыми и непобедимыми перед любыми угрозами. Как совершенно справедливо отметил в своё время известный физик, академик Валерий Алексеевич Легасов, мы на плечах Пушкина и Толстого подняли Гагарина в небо.

Воспитание и просвещение, вовлечение человека в культуру формирует духовный иммунитет нации.

Уважаемые коллеги!

Всё последнее десятилетие Ульяновская область неизменно демонстрирует устойчивое развитие и динамичный рост основных социально-экономических показателей. При этом Правительству области неоднократно приходилось сталкиваться с различными кризисами и кризисными явлениями. Самые серьезные из них – в 2005 и 2008-2009 годах.

Сегодня ситуация ещё более сложная. Но я убежден, что и сейчас мы с честью и достоинством преодолеем все трудности – сумеем обеспечить в регионе социальную и политическую стабильность. Мы обязательно сохраним межнациональный мир и согласие. Мы закрепим статус Ульяновской области как региона-лидера, как региона-новатора. Обеспечим достойные условия для жизни наших граждан, для благополучия и роста ульяновских семей.

У нас есть политическое видение того, как мы это сделаем. Для достойного ответа на вызовы времени необходима консолидация всех здоровых и конструктивных сил в регионе, всех наших ресурсов.

Россия вновь столкнулась с жёстким давлением со стороны извечных «доброжелателей», во все века хотевших подчинить нас своей воле, навязать нам свои правила и мировоззрение. Воздействие происходит не только через экономические рычаги и международные политические и финансовые институты. Под угрозой – наша духовная безопасность. Нас хотят подорвать изнутри.

Каждый раз, анализируя ситуацию, я вспоминаю про пресловутый План Аллена Даллеса периода Холодной войны. Этот документ ставит такие задачи как «подмена ценностей», «прославление низменных чувств«, «культивация предательства» и уничтожение основ нашей народной нравственности. Даже если это и не подлинный документ, как считают некоторые, его реализация, направленная против России, сейчас идёт полным ходом.

Мы рады всем нашим зарубежным партнёрам в экономической и культурной сферах, всегда рады гостям, готовы к сотрудничеству. Приходите к нам торговать, строить, творить, но не навязывайте нам своего взгляда на мир, свои политические модели.

Мы – древняя великая цивилизация, нас не надо ничему учить. Мы прекрасно различаем добро и зло. Называем фашизм фашизмом, и не проходим стыдливо мимо его проявлений в современном мире! Уму непостижимо, чтобы страны антигитлеровской коалиции (США и Канада), а также бывшая советская республика Украина отказались голосовать в ООН против героизации нацизма! А это, увы, – сегодняшняя реальность, противостоящая России!

Что мы должны делать в таких условиях на уровне региона?

Во-первых, мы не должны ставить наши личные и партийные амбиции выше интересов области и интересов Отечества.

Нас ждёт новый избирательный цикл. Важным политическим событием 2015 года станут выборы депутатского корпуса в ряде муниципальных образований, главные из которых – выборы депутатов Ульяновской городской Думы. В последующие годы нас также ждут выборы в Государственную Думу, губернаторские выборы и подготовка к президентской кампании.

Обращаюсь к представителям политических партий и руководителям фракций: прошу вас не использовать избирательную агитацию в качестве инструмента для дестабилизации ситуации. Нам нужна здоровая политическая состязательность, нужны ответственные и конструктивно настроенные лидеры, заботящиеся об общественном благе.

Вот почему мы будем расширять максимально искренний и честный диалог с общественностью, создавать условия для развития и расширения деятельности некоммерческих организаций и общественных лидеров.

У нас уже есть замечательный опыт использования и учета гражданских инициатив при принятии управленческих решений, опыт работы с общественными и экспертными советами. Совместно с областной Общественной палатой мы реализуем уникальный в Российской Федерации проект создания отраслевых общественных палат.

Сейчас наша задача – конвертировать доверие населения к власти в конкретные результаты в различных сферах общественной жизни. Считаю, что новый политический цикл мы должны максимально использовать для решения многих актуальных вопросов: улучшения работы жилищно-коммунального комплекса, общественного транспорта, улучшения состояния дорог, повышения качества образования и медицинского обслуживания.

Именно такой надпартийной политической стратегии придерживаются наш Президент Владимир Владимирович Путин и созданный им Народный фронт. Наша с вами задача поддержать этот курс – курс, направленный на повышение уровня и качества жизни наших земляков, на преумножение славы Великой России.

Помимо политической консолидации перед лицом ментальной агрессии мы должны, как я уже сказал, делать всё для сохранения собственной идентичности, фундаментальных культурных ценностей и духовных скреп общества.

В следующем году мы отмечаем целый ряд дорогих нашему сердцу, ключевых для нашей цивилизации дат и событий. Это год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы в регионе объявляем его Годом национальной памяти и славы. Обращение к героическому прошлому должно способствовать укреплению нашего духовного единства.

Во всей Российской Федерации 2015 год также посвящён ещё и нашему языковому наследию. Это Год литературы, в который в нашей области будет продолжена начатая ранее работа по продвижению чтения, по культивированию интереса к русскому языку и русской литературе.

В 2015 году произойдет поистине эпохальное событие для всех жителей Ульяновской области, прежде всего, для православных – открытие Спасо-Вознесенского Кафедрального Собора. Это событие будет иметь и огромное символическое значение – мы восстанавливаем разрушенную еще в 30-годы прошлого столетия (вместе с уничтожением в 1936 году Троицкого Собора) связь времён, преодолеваем духовный разлом нашей национальной истории, возвращаемся к благодатному источнику наших сил.

Уважаемые коллеги!

Дорогие жители Ульяновской области!

Впереди нас ждет большая и ответственная работа, серьезный экзамен на зрелость! Я не сомневаюсь, что вместе мы сумеем преодолеть все трудности. Сделаем Ульяновскую область более благополучной, комфортной, счастливой. Здесь, на нашей земле, мы можем и должны реализовать наши мечты. Но для этого мы должны доверять друг другу! Понимать друг друга! Верить в собственные силы!

Я хочу, чтобы эти простые истины понимала и наша молодежь, – те, кто придет после нас. Без преемственности поколений, без осознания единства целей, без любви к родному краю у нашей губернии не может быть будущего. Молодёжь должна создавать условия для своего будущего у себя. Велика Россия, мир – бескраен, но место, которое мы называем домом, – только одно. И мы должны строить и содержать в порядке свой дом сами.

Не всё, но многое зависит в этом и от слаженной консолидированной работы управленческой команды Ульяновской области: Правительства, местного самоуправления, региональных законодателей. От того, насколько мы сможем мобилизовать все ресурсы на достижение экономического роста, повышение производительности труда, улучшение условий ведения бизнеса, привлечение инвестиций, повышение качества управления будет зависеть личное благополучие, семейное счастье всех жителей нашего региона.

Давайте продолжать работать во имя нашего общего дома – Ульяновской области!