Многие придерживаются мнения, что борьба с преступностью во всех ее проявлениях – это дело сугубо правоохранительных органов, и, в частности, органов внутренних дел. Это утверждение полностью опроверг «круглый стол», состоявшийся в минувшую пятницу в Колонном зале Правительства Ульяновской области.
Обсудить тему теории и практики взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления с органами внутренних дел в становлении и развитии государственной системы профилактики и правонарушений собрались первые лица УВД по Ульяновской области, Законодательного Собрания, мэрии г. Ульяновска и Димитровграда, ВНИИ МВД России, духовенства, представители высших учебных заведений и члены Общественного совета при УВД.
В Ульяновской области данная тема с участием представителей различных ветвей власти и общественности обсуждалась впервые. Целый ряд вопросов, касающихся взаимодействия органов внутренних дел и местного самоуправления по профилактике правонарушений, в настоящее время остается без ответов из-за несовершенства законодательства.
К примеру, в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что: «органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения». Исходя из данного положения, одни главы районов закладывают на осуществление профилактических мероприятий большую сумму, понимая всю важность и необходимость этой работы, а другие – ничего. Однако и те и другие, как это ни парадоксально, действуют в рамках закона.
То, что профилактика правонарушений может сработать эффективно лишь в том случае, если в ней активно участвуют органы исполнительной, законодательной власти, а также сами граждане, доказала практика.
Пример отечественного и мирового опыта показал, что ни одно государство, кроме СССР, не обладало столь мощной государственной системой по предупреждению правонарушений. В профилактической деятельности до 1991 года были задействованы не только правоохранительные, но и другие органы исполнительной власти всех уровней и звеньев, предприятия и учреждения, общественные организации, средства массовой информации. Важная роль в профилактике алкоголизма и пьянства принадлежала медицинским учреждениям.
Конкретные задачи по профилактике правонарушений возлагались на советы общественности, товарищеские суды, комиссии по трудоустройству, по борьбе с пьянством, домовые комитеты, внештатных сотрудников милиции, добровольные народные дружины, наставников и общественных воспитателей и так далее. О масштабности такой работы говорят и цифры – ранее в ДНД были вовлечены более 12 миллионов граждан.
Даже при наличии в работе общественных формирований определенного формализма и заорганизованности, органы внутренних дел постоянно получали от них деятельную помощь и активную поддержку. Этот отлаженный механизм позволял достаточно эффективно противодействовать криминальным процессам в обществе, устранять или нейтрализовывать причины и условия, способствующие совершению правонарушений, обеспечивать защиту граждан и их имущества от противоправных посягательств.
Однако в начале 90-х многие удачные наработки в этой области и накопленный годами положительный опыт были незаслуженно забыты или вовсе утрачены.
История восстановления системы профилактики началась с 2005 года. На Выездном заседании Государственного Совета Российской Федерации, состоявшемся в августе 2005 года в Казани, Президентом страны поставлена задача о воссоздании единой государственной системы профилактики правонарушений, консолидации усилий государства, общества, бизнеса и граждан в предупреждении преступности и оздоровлении обстановки в стране.
В целях более эффективного решения этой задачи Министерством внутренних дел России разработана четырехуровневая базовая модель профилактики правонарушений: на уровне субъекта Федерации, города, районного звена, муниципального объединения. Иными словами, профилактика должна базироваться на активном участии федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, организаций, предприятий, учреждений различных форм собственности, политических партий и движений, религиозных конфессий, ассоциаций и фондов.
По итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации в августе 2005 года Президент Российской Федерации поручил главам регионов, используя базовую модель, с учетом местных условий разработать комплексную программу профилактики правонарушений, инициировать ее рассмотрение в местных законодательных собраниях и сделать все для успешной реализации.
В нашем регионе в данном направлении разработана нормативно-правовая база, применение которой уже дает свои результаты.
Только за последние три года приняты законы «О профилактике правонарушений в Ульяновской области», «О добровольном участии граждан в охране общественного порядка на территории Ульяновской области», «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда физическому, духовному и нравственному развитию детей», «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях».
В настоящее время реализуются комплекс целевых программ, касающихся предупреждения детской преступности, таких как «Дети и семья Ульяновской области», «Адресная помощь малоимущим категориям населения», «Дети – сироты Ульяновской области», «Развитие системы государственной поддержки детей Ульяновской области». Активизирована деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Налажена профилактическая работа с родителями, организован досуг детей, что особенно было заметно в летний период. В результате принятых мер сократилось количество совершенных подростками преступлений.
В ноябре прошлого года при Управлении внутренних дел области открыт новый, один из лучших в стране Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, в котором созданы комфортные условия пребывания, часто незнакомые ранее его посетителям. Действуют прекрасно оборудованные: игровая комната, медпункт, спортивный зал и спортивная площадка на улице.
По инициативе аппарата УВД Законодательным Собранием области принят Закон Ульяновской области «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда физическому, духовному и нравственному развитию детей», ограничивающий нахождение несовершеннолетних, в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах и помещениях юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
С момента вступления в силу данного закона в органы внутренних дел доставлено 1738 несовершеннолетних, составлено 1708 протоколов по ст. 141 КоАП Ульяновской области, в том числе 5 протоколов в отношении должностных лиц. В результате в ночное время на 50,3% (со 145 до 72) сократилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 27,3% (с 275 до 200) уменьшилось количество уличных преступлений в отношении несовершеннолетних.
В целом в Ульяновской области подростковая преступность снизилась на более чем 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Другой пример – это меры по борьбе с пьянством. Депутатами Законодательного Собрания области поддержано предложение Управления внутренних дел по ограничению времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов с 20 часов вечера до 8 часов утра для всех предприятий розничной торговли. Кроме того, по поручению Губернатора области ограничена розничная продажа алкогольной продукции 25 мая, 12 июня, 1 сентября с 13.00 до 8.00. В настоящее время разработан проект регионального закона о полном запрете продажи алкогольной продукции в данные дни.
Результатом применения указанных нормативно-правовых актов явилось снижение «пьяной» преступности на 1,4%, в том числе на 16,5% тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве.
Одним из важных звеньев формирования государственной системы профилактики правонарушений является стимулирование участия населения в поддержке правопорядка. В последнее время проявляется позитивная тенденция к возрождению и увеличению численности общественных объединений правоохранительной направленности. В настоящее время на территории области образованы и действуют 214 добровольных народных дружин, общей численностью 3419 человек. В ходе проведения совместных с милицией мероприятий выявлено 6775 административных правонарушений.
Управлением внутренних дел совместно с областным штабом ДНД, Департаментом труда и занятости населения проработан механизм привлечения безработных граждан к охране общественного порядка. На сегодняшний день в его охране на платной основе осуществляют свою деятельность более 100 человек, которые получают денежное содержание из федеральных средств.
Крайне ценно участие общественных формирований в предупреждении безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Доказательством тому может служить проведенная в г. Ульяновске акция «Молодежь ЗА правопорядок!». Ее результаты показали огромную пользу от деятельности студенческих отрядов. В то же время, чтобы направить энергию молодых в нужное русло, необходимы определенные затраты, в том числе и материальные. Помимо того, что со студентами должны заниматься опытные, компетентные, ответственные, способные увлечь предстоящей работой сотрудники милиции, остается открытым вопрос о материальном стимулировании их деятельности.
В муниципальном образовании «Инзенский район» за счет средств администрации района (150 тысяч рублей) в текущем году на центральной площади города Инза установлены три видеокамеры с выходом на дежурную часть ОВД.
В целом в регионе отмечается снижение на 7,5% числа зарегистрированных преступлений, в том числе на 10,3% тяжких и особо тяжких.
Наметилась тенденция к стабилизации ситуации на улице и в других общественных местах региона. Так, за 9 месяцев текущего года уличная преступность снизилась на 2,8% (с 3322 до 3229).
Результаты могли бы быть намного лучше, но, к сожалению, органы местного самоуправления не всегда создают благоприятные условия для эффективной деятельности органов внутренних дел.
По инициативе УВД только в 2008 году на имя глав районов направлено более 30 персональных писем об имеющихся проблемах и недостатках в организации профилактической работы, путях их решения.
В текущем году эта работа приобрела дополнительный импульс. Ежедневно ответственными по УВД осуществляются выезды в районы области, где проводятся рабочие встречи с главами муниципальных образований по вопросам реализации системы профилактики.
К сожалению, лишь отдельные руководители муниципальных образований (Новоспасского, Майнского, Старомайнского, Базарносызганского, Радищевского районов) отреагировали на данные обращения. Большинство же не смогли принять адекватные меры.
Самое неблагополучное положение сложилось в областном центре. Коррективы в целевую программу «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории города Ульяновска на 2006-2010 годы» с момента ее утверждения в 2006 году не вносились.
Отсутствие освещения в ночное время, поддержания должного порядка можно наблюдать на территории большинства парков (имени Александра Матросова, в Прибрежном, Молодежном, парке Победы, Винновской роще). Темные скверы, дворы, улицы являются благоприятной средой для совершения уличных правонарушений.
Не решаются вопросы создания и внедрения на территории областного центра отдельных элементов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Не устанавливаются системы тревожной сигнализации и экстренной связи с милицией в общественном транспорте, школах, детских садах, больницах и других местах с массовым пребыванием граждан.
Не созданы советы общественности из числа депутатов, представителей организаций и учреждений, старших жилых домов в целях профилактики правонарушений, оказания помощи органам внутренних дел в борьбе с преступностью.
Из выделенных в рамках городской целевой программы профилактики трех миллионов 931,5 тысячи рублей, более половины направлены на оплату коммунальных услуг и телефонной связи. И только на сумму один миллион 748,8 тысяч рублей отремонтировано три участковых пункта милиции в Засвияжском, Железнодорожном и Ленинском районах.
Условия для нормального исполнения милицией своих служебных обязанностей не создаются. В соответствии со статьей 36 Федерального Закона «О милиции» городская исполнительная власть обязана предоставить участковым уполномоченным милиции помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудовать их мебелью, оргтехникой и средствами связи, обеспечивать техническую эксплуатацию и капитальный ремонт. Однако только три из 50 участковых пунктов милиции города Ульяновска отвечают предъявляемым действующим законодательством требованиям. Из-за отсутствия помещений работа восьми УПМ не организована.
Управлением внутренних дел по Ульяновской области содержится три медвытрезвителя. Чтобы десятки людей не замерзали пьяными на улицах города, не стали жертвами и участниками преступлений, их доставляют в данные учреждения. Мэрией Ульяновска не выделяются средства на ремонт помещений и закупку необходимых медицинских препаратов.
Игнорируются требования федерального законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения.
На 806 улицах г. Ульяновска утверждено только 36 проектов организации движения, что привело к стихийной установке дорожных знаков в несанкционированных местах. На улично-дорожной сети города отсутствует порядка 35% дорожных знаков, в первую очередь знаки приоритета.
Не отвечает мерам безопасности организация перевозок общественным транспортом. Только за одиннадцать дней, с 30 сентября по 10 октября этого года во время проведения надзорно-профилактической операции «Автобус», выявлено более трех тысяч нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями автобусов, в том числе около 430 технически неисправных транспортных средств. Решение проблемы требует создания крупных пассажирских автотранспортных предприятий, что обеспечит их жесткий контроль, улучшит качество обслуживания населения.
Особую тревогу вызывает некачественное нанесение разметки
в г. Ульяновске. Через 30 дней после выполнения работ ее износ составил более 50%. Использование современных износостойких материалов внедряется крайне медленно.
Городской администрацией не исполняется и статья 30 Закона «О милиции». В текущем году участковым уполномоченным выдано лишь две квартиры в городе Ульяновске, причем одну из них сотрудник органов внутренних дел отсудил у городских властей.
На фоне такой «заботы» о милиции в 2009 году из мэрии г. Ульяновска в УВД направлено более 180 обращений с требованиями о выделении сотрудников для обеспечения общественного порядка на мероприятия с массовым пребыванием граждан, которые, как правило, проводятся в выходные и праздничные дни. Сверхнормативная переработка лимита рабочего времени сотрудников составила 98 тысяч часов.
Несмотря на это, предложения от городской администрации о материальном поощрении сотрудников милиции общественной безопасности, в том числе участковых уполномоченных, за их труд по охране общественного порядка в выходные дни, не поступало.
Подобная ситуация сложилась далеко не во всех муниципальных образованиях областного центра. О положительных результатах взаимодействия органов местного самоуправления г. Димитровграда с органами внутренних дел в становлении и развитии многоуровневой системы профилактики правонарушений поделился с участниками «круглого стола» глава г. Димитровграда Николай Горшенин. В дискуссии приняли участие и гости из столицы. Начальник ВНИИ МВД России профессор, заслуженный деятель науки РФ, генерал-майор милиции Сергей Гирько рассказал о проблемах взаимодействия органов внутренних дел и органов исполнительной власти других субъектов Российской Федерации.
Участники «круглого стола» сошлись в едином мнении – нормативно-правовая база, регулирующая полномочия органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений, недостаточна и нуждается в существенной доработке. Принятие целого пакета нормативных документов в рамках государственной системы профилактики, а также создание нормальных условий деятельности милиции общественной безопасности позволит значительно уменьшить уровень правонарушений в Ульяновской области.
По итогам заседания планируется издать сборник, в который войдут тексты выступлений, а также рекомендации по решению обсуждаемых проблем. Издание будет направлено в органы законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления Ульяновской области.
Пресс-служба УВД по
Ульяновской области