Сегодня мы беседуем с главным редактором газеты «Пионерская правда» Михаилом Баранниковым, почетным гостем прошедшей в Ульяновске читательской конференции «Библиотека и читатели: вместе в будущее», членом жюри Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков.
– Михаил, Вы были знакомы с Михалковым. Расскажите о нем.
– Это был удивительный человек. Личность. Сказочник, баснописец, переводчик, драматург, журналист… Он всегда помнил, что он родом из детства. Это было видно по тому, как он общается с детьми. Сергей Владимирович никогда не заискивал перед ними, он говорил с ними на каком-то своем языке, а ребятам этот стиль общения всегда нравился. Он притягивал их к себе. Умел прощать их ошибки. Приведу очень смешной случай. В 70-х годах наша газета объявила конкурс на лучшее стихотворение. Один мальчик нашел малоизвестное стихотворение раннего Михалкова и прислал под своим именем. Стихотворение всем понравилось, юному «поэту» не только присудили второе место, но и наградили его путевкой в «Артек». После объявления итогов конкурса в газете в редакцию звонит Михалков и, заикаясь (вы же знаете, что он заикался), спрашивает: «А почему за стихотворение (называет его) только второе место?».
– С чего начинался конкурс?
– Российский фонд культуры и Совет по детской книге, который опекает фонд, готовились к 95-летию Сергея Владимировича. Захотелось сделать ему нестандартный подарок. И решили подарить ему конкурс… его имени. Остановились на литературе для подростков. Согласитесь, что книг и писателей для этой категории у нас немного. Жюри конкурса возглавила Ирина Токмакова, Сергей Владимирович был избран почетным председателем. Нас поразило, что наш призыв к конкурсу был услышан. Мы получили огромное количество рукописей со всех концов страны. По условиям конкурса в нем приняли участие писатели от 18 лет и старше. Конкурс курирует вице-президент Российского Фонда Культуры, вдова Сергея Владимировича
– Юлия Валерьевна Субботина. Она – своего рода локомотив всего, что связано с именем Сергея Михалкова. Все работы, которые приходили на конкурс, были зашифрованы Оргкомитетом. Когда был определен шорт-лист победителей
– передали детско-юношескому жюри. После этого мы собрались на окончательное обсуждение, было приятно, что юные члены жюри умело отстаивали понравившиеся рукописи. Начиная со второго конкурса (а конкурс объявляется один раз в два года), оргкомитет сделал его уже денежным. За первое место – 1 млн. руб., за второе – 800 тыс. и за третье- 500 тыс. По итогам второго конкурса 1-ю премию никому не присудили, определили победителей 2-го и 3-го места. Возраст авторов конкурса старше 18 лет. А чтобы не обижать юных сочинителей, ребят от 7 до 17 лет, в рамках взрослого конкурса мы объявили и детский литературный конкурс «Пробуем перо».
– Где можно приобрести книги победителей конкурса?
– Книги 1 и 2 конкурсов выходили небольшим пробным тиражом, и те, кто обращался с просьбой прислать их, их получили. В дальнейшем, надеюсь, книги можно будет приобрести по подписке через каталог «Книги России». А библиотекам, которым присваивается имя Михалкова, Российский фонд культуры привозит книги победителей конкурса в подарок. Надеюсь, что книги лауреатов конкурса будут переиздаваться. На втором конкурсе появилось много достойных детских стихов, так, например, мы отметили Наталью Волкову, которая приехала в Ульяновск вместе со мной.
– Вы – редактор всероссийской газеты «Пионерская правда». Наверное, Вы начали писать в эту газету еще в детстве?
– Писать – нет, а вот читать эту газету я начал в третьем классе. Когда мне ее выписали, я караулил почтальона, чтобы получить ее как можно быстрее и чтобы ее кто-нибудь не стащил из почтового ящика. А вот свое первое письмо в прессу я написал, как ни странно, в журнал «Здоровье». Когда я учился в четвертом классе, у меня были попугайчики, и меня волновало, что они никак не размножаются. Полистав как-то «Здоровье», я увидел, что в журнале есть статьи о размножении людей и решил обратиться в редакцию с волнующим меня вопросом, как помочь птицам завести птенцов. Мне ответили, что не могут выполнить мою просьбу и посоветовали обратиться в журнал «Юный натуралист».
– А о чем сейчас пишут в «Пионерскую правду»?
– Обо всем, что интересно современному ребенку. О событиях в классе, о том, что ребят волнует. Современных детей замучили разными проектами. Мы просим стихи, а нам шлют отчеты о про’ ектах. Меня это расстраивает.
– Присылают по почте или по электронке?
– Чаще – по электронке. Но иногда мы получаем трогательные письма по почте.
– Михаил, читала, что Вы принимаете участие во вступительных экзаменах на журфак. Как Вам будущие журналисты?
– По-разному. Но, к большому моему огорчению, вынужден констатировать, что молодые люди, мечтающие о журналистике, мало читают. Заходит молодая девушка, рассказывает, как много статей она уже написала. Решил спросить ее о том, кто автор «Дяди Степы». «Если не ошибаюсь, – отвечает, – Солженицын». Я не нахожу слов, молчу. Она переспрашивает: «Я не ошибаюсь?». «А как бы вы хотели?» – говорю я. «Я бы хотела, – уверенно отвечает она, – чтобы я не ошибалась». Мне вдруг расхотелось разубеждать ее в том, что она не сумела впитать в себя в детстве (я был потрясен, что кто-то не знает стихи Михалкова) и сказал «Ну, тогда пусть будет по-вашему…». Самое смешное (или страшное?) было потом. Все следующие молодые абитуриенты начинали с того, что знают, что Солженицын написал «Дядю Степу».
– Сочувствую Вам…
– Это еще что. Решил я пойти дальше. Спрашиваю у ребят, кто написал гимн нашей страны, отвечают: «Ленин». «А как это случилось?», – интересуюсь я. «Ну, Ленин его написал, а Ельцин отменил, а музыка была без слов». «Может быть, музыку написал Глинка?» – спрашиваю я. «Какой еще Глинка, – возмущаются будущие журналисты, – гимн-то ведь без слов был». «А что было потом?» – уже обреченно спрашиваю я. «А потом пришел Путин, отменил гимн без слов. И опять стал гимн, который написал Ленин».
– Когда будет объявлен 4-й конкурс? Может быть, уже известен его девиз?
– Подготовкой и организацией конкурса занимается Оргкомитет, который формируется Российским фондом культуры. Оргкомитет определяет жюри, и вместе с жюри вырабатывает Положение о конкурсе. Оргкомитет берет на себя всю титаническую работу: объявляет конкурс, популяризирует его, собирает рукописи, шифрует их, чтобы члены жюри не знали авторов работ, ведь дело нешуточное, призовой фонд конкурса достаточно весом. Девиз конкурса, как и название литературного проекта Российского фонда культуры, в рамках которого проводится конкурс, неизменен: «Сегодня – дети, завтра – народ». IV конкурс будет объявлен в 2013 году, как только Оргкомитет сформирует жюри и будет утверждено Положение о конкурсе.
– Какая из присланных на конкурс рукописей понравилась Вам больше всего?
– Мнение каждого члена жюри по той или иной рукописи, конечно же, субъективно: у каждого из нас есть свои вкусовые литературные пристрастия. На третьем конкурсе все члены жюри были единогласны в отношении «Луноликой матери девы», а вот у ребят – членов детско-юношеского жюри – в отношении этого произведения мнения разделились.
– Приятно отметить, что автор этой книги – Ирина Богатырева – родом из Ульяновска и в прошлом году она стала одним из лауреатов гончаровской премии. А какой жанр литературы Вам ближе? Что Вы сейчас читаете?
– Мне больше близка проза. Люблю хорошую литературу. По духу мне очень близок Чехов, его рассказы всегда современны. По «долгу службы» читаю много повестей и рассказов для детей и подростков. Дома с ребенком читаем детскую литературу для самых маленьких, для души – что-то перед сном. Недавно с огромным удовольствием перечитал в энный раз Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества».
– А сами пишете?
– Литературные произведения для детей или взрослых не пишу. Делаю для себя небольшие заметки, но они, как правило, больше используются в моей журналистской деятельности.
Беседовала Людмила Дягилева