Генеральная схема очистки города Ульяновска была разработана 5 лет назад. (http://www.dyhanie.ru/content/view/58060/) И вдруг в 2013 оду возникла необходимость её доработать. Исполнитель-разработчик ООО «Финансово-проектная компания» создавала схему по определенному техническому заданию, которое составляется, как правило, органами жилищно-коммунального хозяйства совместно с проектными организациями, органами санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и утверждается местными органами самоуправления.
Сам документ в полном объеме в соответствие с условиями муниципального заказа должен был готов к 31 декабря 2013 года. Но документ так и не был утвержден администрацией города Ульяновска.
Генеральная схема должна была определять очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество специализированных машин, механизмов, оборудования и инвентаря. При этом до сих пор не представлена в полном объеме схематическая картографическая основа этого документа. Что являлось основным продуктам в рамках муниципального заказа на выполнение работ по разработке Генеральной схемы.

В ней отсутствует утвержденная схема расположения контейнерных площадок, которая должна быть согласована с Роспотребнадзором Ульяновской области, т. е. законность данного документа находится под вопросом. Следует отметить, что в графической карте указаны не все населенные пункты. Норматив накопления отходов разработан, но также не был согласован. И как можно вообще разрабатывать такой документ без официально утвержденного норматива норм накопления отходов?

В схеме представлено очень много лишнего материала. Такие данные как: демографическое положение, общие сведения о городе и природно-климатических условиях, и т.п., которые можно было расположить на пол страницы, занимают практически весь объем Генеральной схемы. Здесь был просчитан резерв имеющихся полигонов ТБО, которых хватит на 15 лет.
Также в документе указаны маршруты для мусоровозов, водители которых не согласны с ними, т. к. с годами они уже проложили удобный для себя маршрут. И для чего дублировать логистику мусорных компаний?
Разработчиками предлагается раздельный сбор отходов, что представляется практически не выполнимым занятием: то, как будет происходить на кухнях горожан сортировка мусора в четыре разных пакета и потом выбрасываться все это в один мусоропровод, представляется смутно.
Не забыли в схеме уделить внимание и по контролю численности безнадзорных животных.

Всего к документу «Генеральная схема очистки территории муниципального образования «город Ульяновск» было представлено около 64 замечаний, которые на данный момент не устранены, а исправленный вариант документа на сайте Администрации города Ульяновска так и не был предоставлен. В настоящее время документ не работает.

Известно то, что на разработку данной программы было выделено 1, 9 млн рублей из государственного бюджета. В соответствии со всем вышесказанным встает вопрос о целесообразности расходования бюджетных средств на выполнение данной работы.
Комментарий Александра Брагина, «на мой взгляд выполнение данной работы имеет не целевое расходование средств, и коррупционную составляющую. К примеру, сам документ в полном объеме в соответствие с условиями муниципального заказа должен был готов к 31 декабря 2013 года. По настоящие время как мы видим, этот документ не готов, и не принят администрации города Ульяновска. А главное где сама Генеральная очистки и уборки города? Ее просто нет, есть лишь «реферат» с кучей фактических ошибок, и откровенного бреда».
А 2 миллиона рублей, которые городские чиновники решили потратить на разработку документа, лучше направить на благоустройство парков и скверов, где играют наши дети. Может пора закончить порочную практику «выкидывания» бюджетных денег на ветер в городе Ульяновске?

Комментарии главного эколога Ульяновской области Дмитрия Васильевича Фёдорова.

К.: Дмитрий Васильевич, нужно ли разрабатывать Генеральные схемы очистки и уборки территории области?
Д. В.: Для всех муниципальных образований федеральное законодательство предусматривает разработку и утверждение генеральных схем очистки территории муниципалитетов от твердых бытовых отходов, в которых проработан механизм сбора, транспортировки и размещения отходов на полигонах. Большинство муниципальных образований Ульяновской области разработали и утвердили соответствующие генеральные схемы очистки в 2008-2010 годах. Эти документы – большой плюс для муниципальной системы жилищно-коммунального комплекса, который имеет положенные на карту района объекты сбора (контейнерные и бункерные площадки), объемы образующихся отходов и логистику по их транспортировке. Все большее значение приобретает проблема перевозки отходов на большие расстояния. Максимально рентабельное “плечо” перевозки отходов для муниципальных образований составляет до 40 км. Соответственно, строительство полигона, удаленного на более 40 км от муниципального образования, будет фактически не рентабельно и потребует дополнительного субсидирования субъекта бизнеса, или коммунального предприятия.

Генеральная схема очистки территории Ульяновской области от твердых бытовых отходов была бы логичным документом для решения аналогичных проблем межмуниципального характера. В тоже время, если бы в каждом муниципальном образовании и поселении был свой полигон отходов, то это привело бы к загрязнению больших площадей территории области с нарастающим экологическим ущербом.
К.: Будет ли данный документ эффективным?
Д. В.: Данный документ ответил бы в первую очередь на существующие вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Например, как организовать доставку твёрдых бытовых отходов от самых отдаленных пунктов региона? И как их утилизировать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями к размещению, обустройству, технологий, режима эксплуатации и рекультивации мест обезвреживания и захоронения отходов? Многие муниципальные образования в силу в первую очередь финансовых проблем, просто не в состоянии это сделать самостоятельно. А региональная генеральная схема очистки ответила на вопрос, где должны быть расположены межмуниципальные объекты утилизации отходов в точке пересечения трёх-четырёх муниципалитетов. Кроме того, этот документ станет хорошим инвестиционным предложением для крупного бизнеса в сфере утилизации отходов.

К.: Ваше мнение о новой Генеральной схеме очистки города Ульяновска?
Д. В.: Я не принимал участие в разработке и согласовании данного документа. Министерством природы также не была дана оценка данному документу.
К.: Данный документ планировалось разработать до 1 декабря 2013 года, но, как известно, он до сих пор не утвержден администрацией города Ульяновска. Как Вы думаете, почему?
Д. В.: Причины могут быть совершенно разными: организационные, финансовые и т.п. Но без этого документа однозначно затруднена работа у муниципальных образований в системе жилищно-коммунального комплекса.