В Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области констатируют рост жалоб жителей региона на качество услуг связи. Чаще всего речь идет о включении в договоры условий, ущемляющих права потребителей, а также навязывании дополнительных товаров и платных услуг. Причем грешат этим в основном операторы так называемой «большой тройки».
Признаемся, мало кто из нас при покупке сим-карты читал или хотя бы просматривал договор об оказании услуг мобильной связи перед тем, как поставить под ним подпись. Стоит ли тогда удивляться, если деньги на счете начинают утекать как песок сквозь пальцы?
Не так давно я стал абонентом одной из крупнейших сотовых компаний. Оператор сразу же решил преподнести мне подарок в виде ежедневной рассылки СМС с прогнозом погоды. Однако спустя десять дней пришло другое сообщение – с предупреждением о необходимости пополнить счет. Оказалось, что прогноз погоды был бесплатным лишь первые пять дней, с последующей тарификацией 25 рублей в день. И все это было прописано в моем договоре, но кто ж будет читать скучный текст, набранный, наверное, самым мелким из шрифтов?
В Роспотребнадзоре читают договоры, предлагаемые к подписанию сотовыми компаниями, по долгу службы и выявляют там много интересного.
– Составители таких договоров стараются по максимуму ограничить ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей, – говорит начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора Галина Соломко. – Часто операторы берут на себя право в одностороннем порядке изменять и расторгать договоры, что является нарушением статьи 310 Гражданского кодекса РФ. При этом бывает, что клиенту запрещается отказываться от исполнения договора в любое время без объяснения причин (статья 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Также исполнители в нарушение закона устанавливают исключительную подсудность по месту своего нахождения (как правило, это Москва), что серьезно затрудняет возможность отстаивания своих прав потребителем, ограничивают размер неустойки (менее трех процентов) за нарушение сроков и качества оказываемых услуг и тому подобное.
При наличии в договоре об оказании услуг связи условий, ущемляющих права потребителя, нужно предъявить письменное требование исполнителю о внесении изменений в условия договора. В случае отказа или же незаконных действий со стороны оператора, абонентам следует обращаться в Роспотребнадзор.
Довольно распространенным в последнее время стало явление, когда оказание той или иной услуги обуславливается приобретением какого-либо товара или же наоборот. Как заявляют в Роспотребнадзоре, это незаконно.
– Также оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату (например, «Автоответчик», «Антиопределитель номера» и другие услуги), – говорит Галина Соломко.
– Информация о порядке и условиях подключения абонентом дополнительной платной услуги должна быть доведена до абонента через публикацию в СМИ (в том числе на сайте оператора связи) и обязана быть доступной и достоверной.
Для оказания дополнительных платных услуг требуется прямое согласие абонента на их предоставление. Дополнительные платные услуги могут быть подключены не иначе как путем изменения договора (путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо посредством совершения абонентом конклюдентных действий, из которых должна прямо явствовать воля абонента), поясняют в Роспотребнадзоре.
При оказании потребителю дополнительных платных услуг он вправе отказаться от их оплаты, а если они уже оплачены – потребовать от исполнителя возврата денег. Для этого клиенту нужно обратиться с письменным заявлением к оператору. Если тот требование игнорирует, пишите заявление в Роспотребнадзор.
Дмитрий Минаев