Проектирование рождения и «похорон»
Грядет День машиностроителя.
Мы поздравляем работников ульяновских предприятий машиностроительного профиля и желаем им всего самого доброго.
А на нашей «скамейке» – генеральный директор научно-исследовательского института «УНИПТИТМАШ» Владимир Быстрицкий, и, соответственно, говорить мы будем о новом в науке и производстве.
Уход от бумаги
– Владимир Евгеньевич, слышали, вы, кандидат технических наук, собрались «подрасти» до доктора? Знаний уже не хватает?
– Ну про доктора – это сильно сказано, а вот знаний, действительно, не хватает. Таково на дворе время, что, чуть отстав, ты рискуешь отстать навсегда. Соответственно, твое предприятие – тоже.
– Чем может помочь современная наука предприятию? конкретно?
– Ну я, например, сегодня чувствую необходимость заняться CALS-технологиями, которые хорошо развивают в нашем УлГУ.
– …?
– Если говорить простым языком, нужно путь изделия или продукта от начала проекта и до утилизации. То есть сопровождать своего «ребенка» всю его техническую и производственную жизнь. Сейчас Россия вступает в ВТО, требования к проекту такие, что документация, которая не переведена на электронный носитель, нигде всерьез приниматься не будет. В нашем, например, институте накоплен огромный архив на бумаге. Пропадать ему, что ли? Нет, конечно. Но для переделки его в электронную версию нужны современные специалисты. Ну и я как директор института должен в этом разбираться профессионально. Иначе завтра нам тот же ВАЗ категорически скажет: больше не вози к нам в багажнике центнеры килограммов бумаг, а вези электронную версию. Да еще и совместимую с нашими программами. Не умеешь, не хочешь, тогда извини… В общем, время диктует, и мы обязаны его требованиям соответствовать.
Очень хорошо – плохо!
– У нас в области об этом думают и на высшем уровне?
– Обязательно! Командой губернатора создана концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области. К участию приглашаются все, обещаны налоговые льготы, кредиты, деньги и т.д. И все это для того, чтобы подстегнуть науку вообще и машиностроение в частности заниматься современными методами не только проектирования и выпуска продукции, но и политикой продвижения этой продукции на самый широкий рынок.
– И здесь вы неминуемо попадете в состояние конкуренции, соревнования…
– И замечательно!
Вот, вспомним, в 70-е годы прошлого века шло соревнование Востока и Запада в сфере не только военной, но и в таком почти бытовом вопросе, как производство цеховой или складской погрузочной техники. Мы бежали за капиталистами, даже обгоняли их, а зачем?
– То есть как – зачем? Чтобы продукция наша была лучше…
– В чем лучше? Мы производили, например, кран-штабелеры высокие и мощные, как западные, но совершенно ненужные, непригодные для наших цехов. Производительность кранов была настолько высока, что она не увязывалась с общей производительностью завода. Возникали проблемы, технологические конфликты, и были очень высоки расходы на производство таких подъемников. Получалось, что очень хорошо – хуже, чем просто хорошо.
– Не очень понятно. Нужно понижать мощность и производительность?
– Именно так! Сейчас нужно понизить мощности до уровня производственной необходимости. Зачем делать краны, могущие поднять груз на 20 метров, если потолок на складе или в цехе на уровне десяти? Здесь возникают огромные возможности для ресурсосбережения, финансов и так далее.
Мы сейчас идем по этому пути. Проектируем и разрабатываем не гигантов, а такое оборудование, которое, собственно, необходимо. Ну, скажите, какой смысл достигать того, чтобы отдельный трамвай бегал бы втрое быстрее других? Рельсы-то одни. Понимаете? В этом смысле соревнование не только бесполезно, но даже и вредно.
Кадры решают все!
– Ваш институт научное учреждение, что нового в патентной части?
– Патентная проработка очень важна, потому что нужно выпускать на рынок именно патентно чистый продукт. Это очень актуально сейчас. Особенно в области инновационных и информационных технологий. Потому что уже столько друг у друга наворовали! И некоторые до сих пор рассчитывают на нечистоплотное заимствование. А воровать сегодня, поверьте, невыгодно. Потому что на патентный рынок выбрасывается практически вчерашний продукт. А бежать-то надо вперед.
– Бежать, а как?
– Надо вводить новое в самой структуре предприятий, в финансовых делах, в кадровых. Особенно важны кадры. В условиях применения инновационных технологий нужны новые люди, подготовленные специально для решения современных проблем. В этом вопросе мы имеем тесные связи с УлГУ и техническим университетом, уже многое делается. И на перспективу намечены совместные проекты.
Драка за бутылку
– Еще раз хочется вернуться к понятию сопровождения цикла жизни изделия. Особенно интересными мне показались ваши слова о проблеме утилизации.
– А как без этого? Например, если электродвигатели и любой металл тоже сегодня не валяются на улице, то вот пластик, полиэтилен просто засорил город. Почему? Потому что в процессе проектирования и производства как раз и не была продумана форма утилизации. К этому надо ученых и производственников обязывать, жизнь все равно заставит.
– Но как? Как сегодня справиться с тоннами пластиковых бутылок? Кто их будет собирать?
– Была бы решена проблема утилизации тары на момент проектирования технологических линий, за бутылками в очередь встали бы. Дай за нее рубль, и, поверьте, драка возникнет. Не только с улиц, с крапивных зарослей соберут пластик. И город сразу же станет чистым.
– Спасибо, Владимир Евгеньевич, за беседу, с Днем машиностроителя вас!
– Разрешите и мне поздравить своих коллег с нашим профессиональным праздником.