Споры о переименовании Ульяновска еще не утихли, и в газетах то и дело появляются полемические материалы. Но переименование стало предметом внимания не только ученых и общественных деятелей. Так, студентка 4-го курса технического университета провела маркетинговое исследование возвращения исторического имени городу, но «под углом ФИНАНСОВЫХ затрат». Изучив истории переименования других городов, студентка пришла к выводу: расходы на этот процесс для Ульяновска составят около 104 миллионов рублей.
Конечно, студенческая работа не может претендовать на полноту расчетов. Однако студентка – тоже житель Ульяновска и имеет полное право на свою точку зрения. Тем более, что никто из чиновников до сих пор не попытался дать более-менее вразумительный ответ на вопрос: сколько это будет стоить? В рублях?..
Маркетинговое исследование подробно не процитируешь. Однако некоторые сведения из него мы дадим в изложении. Итак, в студенческой работе напоминается, что еще в 2005 году соцлаборатория «Перспектива» выявила, что соотношение сторонников и противников переименования составляет примерно 30 к 50%.
Более свежие цифры представлены областным центром социсследований (март 2008 года): 54% категорически против, 44% – «однозначно ЗА».
Упоминаются и результаты опроса «Фонда общественного мнения» («ФОМ»), проводившего изучение мнения в 100 населенных пунктах 46 областей России в апреле 2008 года. 14% опрошенных россиян одобряют идею переименования, 41% – не одобряют, 45% затруднились с ответом. Впрочем, мнением людей, не живущих в Ульяновске, можно было бы и вовсе пренебречь, если бы не еще один интересный результат опроса. Оказалось, что 61% опрошенных затруднились с ответом на вопрос (или не знали ответ): «Вы знаете, какое название носил Ульяновск до 1924 года? И, если знаете, то как он назывался?» Лишь 31% дали правильный ответ – Симбирск…
Далее есть смысл процитировать: «Когда в 2005 году перед жителями Краснодара стояла такая же проблема, что и у ульяновцев (мэр города заявил, что необходимо переименовать город в Екатеринодар, а народ был против), была подсчитана общая примерная сумма финансовых затрат на сей проект – порядка 200 млн. руб. И это была далеко не окончательная цифра».
И далее: «По опыту переименования городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, а также городов, находящихся на территории бывшего Советского Союза, можно составить приблизительную смету расходов на подобное мероприятие. Я могу проиллюстрировать это на примере калькуляции на прогнозируемое переименование г. Караганды (в 2000-м году – Г. А.)».
«Иллюстрация» маркетингового исследования построена на цифрах, обнаруженных студенткой в Интернете и озвученных казахскими специалистами. В затраты на переименование вошли:
– смена образцов отчетной и учетной документации;
– обновление компьютерных баз данных;
– печать новых бланков документов (от технической документации до ведомственных и отраслевых бланков);
– обновление интернет-сайтов и электронной отчетности;
– внесение исправлений в ныне действующие нормативные, юридические документы и коммерческие договоры и т.д.;
– перерегистрация граждан по месту жительства;
– перерегистрация недвижимости и юридических адресов;
– замена печатей и штампов;
– замена указателей и прочего…
Итого, делается вывод в исследовании – 104426239 руб. Вот так. С точностью до рубля.
Поскольку в студенческой работе присутствует и анализ федеральных законов, то есть и вариант – как ульяновцам уйти от таких затрат: «…избежать денежных потерь Ульяновский бюджет может только в том случае, если инициатива о переименовании будет исходить из федерального центра».
От автора
Сколько же можно метаться инициаторам переименования? Зачем будоражить людей – то нужен референдум, то не нужен? Зачем говорить о дешевизне этого процесса, если проще простого взять и рассчитать? И почему снова начинается с обмана? Ведь и за выступление Сергея Ермакова в программе Соловьева «К барьеру» деньги заплачены (или я ошибаюсь?), и на местных каналах сотни тысяч рублей потрачены на «социальную рекламу» в виде роликов за переименование? А при этом талдычат о «дешевизне»…
Многократно дешевле, например, будет выпустить газету тиражом 300 тысяч экземпляров, в которой человеческим языком подробно расписать всю процедуру и вытекающие из нее проблемы. Проблемы или их отсутствие (если есть такая уверенность) для каждого конкретного ульяновца: собственника жилья, участка, гаража; студента, пенсионера, инвалида и так далее, и так далее…
В этой же газете можно опубликовать мнения «за» и «против» краеведов, партий, общественных деятелей. Пусть говорят о брэнде Ульяновска, о духовности. В общем, пусть поспорят. Но сначала разъясните на элементарном, простите, бытовом уровне все плюсы и минусы. Как это сделала студентка 4-го курса…