Недавняя попытка оспорить в ульяновском суде введение платы за капитальный ремонт была, как известно, быстро отбита чиновничеством. Но вопрос правомерности принуждения граждан ремонтировать за свой счет места общего пользования в жилых домах с повестки дня не снят.
С иском о незаконности взимания этой платы произошло примерно то же, что и с попыткой оспорить ОДН, предпринятой ветераном прокурорской службы Владимиром Земсковым в прошлом году. Мы писали о том процессе. От имени истца выступала прокуратура. Земсков просил суд отменить плату за услуги на ОДН – на том, в частности, основании, что оказываться они могут лишь там, где есть необходимая инфраструктура (трубы и краны). Районный суд удовлетворил иск частично. Истцы оспорили решение в Облсуде, требуя полной отмены платы. Земскова в те дни в городе не было, Областному же суду не оставалось, на мой взгляд, ничего другого, как согласиться с его доводами, и тут неожиданно представитель истца отзывает из суда жалобу, и производство по делу прекращается.
Автор искового заявления о капремонте юрист Константин Толкачев просил суд признать областную программу проведения ремонта необоснованной и недействительной. По ходу развития этого процесса чиновники оперативно навносили в программу каких-то поправок, и на судебном заседании, на котором Толкачев отсутствовал, суд вынес решение об отказе в удовлетворении его требований. Хотя факт остается фактом: предлагаемый способ оплаты капремонта есть по своей сути финансовая пирамида.
Причина такой судьбы обоих исков, Земскова и Толкачева, думаю, одна и та же. Это огромные деньги. Сколько сейчас собирается по городу за услуги на ОДН, сказать сложно.
Где-то, возможно, по пять-десять млн рублей в месяц. По капремонту масштаб другой: по ориентировочной оценке – до 80-90 млн ежемесячно. То есть миллиард в год. Кто-то этим «миллиардом» будет управлять, распределять, пилить и, в общем, неплохо жить. Потому и срыва этого куша так просто не допустят.
Однако если Константин Толкачев в своем иске апеллировал к тому, что областная программа капремонта подготовлена без проведения необходимых по закону экспертиз и исследований, то есть ведь и другой аспект этой проблемы. По Жилищному кодексу гражданин несет бремя расходов по содержанию принадлежащего ему недвижимого имущества. Само имущество указано в специальном документе, называющемся «Свидетельство о регистрации права собственности на недвижимое имущество». У меня лично – это двухкомнатная квартира такой-то площади по такому-то адресу. Документов на какую-либо еще собственность, принадлежащую мне, нет, то есть никакой другой собственности у меня нет.
Можно где-то там продекларировать, что мне принадлежит, кроме всего прочего, еще то-то и то-то, но чем это подтверждено? Когда и каким актом мне передано? Где зарегистрирована сделка по передаче? Где моя подпись, подтверждающая приемку? Никаких юридических процедур по изменению собственника общего имущества в моем доме не было, и никто из его жильцов не имеет на этот счет никаких бумаг. С таким же успехом можно, например, объявить, что планета Марс стала собственностью россиян, и принять закон о распределении этой собственности в форме общедолевой на всех, кто в стране живет. А на собственниках лежит, дескать, обязанность нести расходы по содержанию своей доли и уплаты налога на нее. В общем, платите. Чушь же! Но не меньшей чушью является, по-моему, и все, что связано со статусом общедомового имущества.
Если кто-то из профессиональных юристов что-либо в этом понимает, будем благодарны за отклик – уж очень надоела эта невнятица.
Василий Мельник
Константин Толкачёв
Хорошая статья. Спасибо за позитивную оценку. Но я лично не совсем понял, на что именно надо откликнуться. Более подробная разъяснение про общее имущество?
Аноним
Уважаемый юрист, Константин Толкачёв, вы не хотите знакомиться с Жилищным Кодексом Российской Федерации?
ЖК РФ ст. 30 п. 3 “Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором”.
ст. 36 п. 1 “1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности”.
ст. 37 п. 1 “Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения”.
ст. 39 п. 1 “Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме”.
ст. 154 п. 2 “Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги”.
Владимир Воронин
…имхо, увязать на годы в борьбе за наведение порядка в отденых дакументах жилищном законодательстве стратегически бессмысленно…
…тактически правильнее перестать полностью платить за ЖКУ до тех пор, пока всё Жилищноое законодательства не будет приведено в соответствие с Основным законом и не возвращено ранее переплаченное…
…миллиарды перестанут поступать, и власть вынуждена будет реагировать…
…а на её реакцию будут массова реагировать граждане…
…только тогда процесс наведения порядка в сфере ЖКХ сдвинется с мёртвой точки…
…если в результате принятия любого нормативного акта были умалены конституционные права хотя бы одного гражданина РФ, хотя бы на 1 копейку без предварительной полноценной компенсации – этот нормативный акт должен быть отменён с даты принятия…
Владимир Воронин
…скрытые внутренние резервы для софинансирования капремонта:
https://twitter.com/Sandy_mustache/status/479259052116299776
Константин Толкачёв
Аноним , спасибо! Вы хорошо знаете Жилищный Кодекс :)
блюститель
Аноним хорошо перекачал ЖК РФ, но суть статьи увы не уловил.
А суть очень проста – муниципалитет легким движение законодателя освободился от обязанности содержать общее имущество, которую в свою очередь приобрели жильцы то бишь собственники, а вот тут уже идут одни вопросы. Что делать если отопление мест общего пользования есть, а батареи отсутствуют? Что будете делать, когда к вашему домовому электросчетчику “присосется” сторонний ларек, либо в вашем придомовом участке ушлые ребята организуют парковку? И главное многие люди суды уже выиграли по тому обстоятельству, что при передаче (приватизации) муниципального имущества, муниципалитет должен был передать его в надлежащем состоянии (т.е. произвести сначала хотя бы текущий ремонт), а ремонта то и не было. И теперь за все общее имущество, ненадлежащим образом переданное (или “сбагренное”) муниципалитетом, отвечают только жильцы.
Возникает резонный вопрос, а зачем “пирамидить” снова, уже обманув не единожды? ДУК, УК, ТСЖ и так собирают на текущий ремонт – вопрос с капитальным ремонтом могут решать либо они (под контролем представителей собственников – старшего по дому, старших по подъездам, Совета дома) либо сами жильцы. Зачем создавать отдельный фонд, тратить деньги на содержание его штата, у которого к тому же будет “вагон возможностей” запустить руку в общий котел?
Налицо явная коррупционная составляющая нововведений, которые дай им Бог с треском проваляться.
Владимир Воронин
“…теперь за все общее имущество, ненадлежащим образом переданное (или «сбагренное») муниципалитетом, отвечают только жильцы…”
…не совсем так: за неприватизированное муниципальное жильё отвечают по-прежнему муниципалитеты в лице наймодателя-собственника…
!!!!!
http://misanec.ru/2014/06/19/moshennikov-pozhurili-i-otpustili/
Народ везде проигрывает!!!! Барыги что хотят, то и творят!!!!!
Эксперт
По поводу платы за кап ремонт. Ситуация конечно сложная. В том виде, который прописан в законе, это чистая пирамида. Доказательство элементарное: если возьмите региональную программу, где первыми подлежат ремонту МКД 60-70 летней давности, площадью максимум 800-1000 кВ. Метров. Так вот, на ремонт такого дома необходимо порядка 4 млн. Значит авансовый ремонт жители этого дома должны воз вернуть за 100 лет, но через 30 лет нужен новый кап ремонт. Что это значит: за ремонт этого дома должны заплатить собственники домов, стоящих в программе через 7,8 и т. д. Лет. А значит к тому времени, когда подойдет срок их ремонта, денег просто не будет. На мой взгляд это очевидно, как говорится ничего личного просто арифметика. Власти конечно на ближайшие годы проблему решат, имею в виду этими домами, а потом будет колапс. Мой прогноз: через 4-5 лет программу признают неудачной и всем все “простят”.
С другой стороны, доверять деньги УК тоже нельзя. К примеру’, возьмем УК площадью в управлении 500 тыс. Метров, даже за три года сумма сбора составит 90 млн. Рублей, пусть половину по тратят на ремонт, но даже 40-50 млн хороший задел на будущую пенсию.