Мы уже сообщали читателям о том, что по итогам прошлого года пять учебных учреждений Ульяновска вошли в список 500 лучших школ России. Наша газета решила посвятить каждой из городских школ, вошедших в «топовый» рейтинг, отдельную публикацию. Напомним, что в предыдущих номерах «УС» мы подробно рассказали о достижениях 2-й и 33-й гимназий.
Многопрофильность и метапредметность
В «пятисотку» лучших также вошел лицей №20 – одна из самых «густонаселенных» школ Ульяновска (почти 1100 учащихся!), которая последние пять лет лидирует по количеству победителей и призеров на региональных олимпиадах. Кстати, буквально на днях, 18 октября, этому учебному заведению исполнилось 33 года.
– Если говорить о нашей специфике и «изюминке», то в первую очередь следует назвать многопрофильность. Причем «мягкую» профилизацию мы вводим уже с восьмого класса, – отмечает заместитель директора 20-го лицея Оксана Мешкова.
Упомянутая «мягкость» означает, что учащиеся 8-9 классов еще могут поменять профиль, а вот старшеклассники должны определиться с жизненным выбором окончательно, ведь многие спецкурсы четко увязаны с конкретным направлением.
– В лицее четыре основных профиля – физмат, химико-биологический, филологический и и нформационно-технологический. Однако это не означает, что ученики, выбравшие конкретное направление, изолированы «глухой стеной» от изучения остальных предметов. Как раз наоборот: мы стараемся поддерживать дух метапредметности, – говорит наша собеседница.
Как это реализуется на практике, нам рассказала другой педагог лицея – учитель истории, замдиректора по научно-методической работе Ольга Алексеева.
– Уже пятый год преподаватели лицея работают по программе «Словари XXI века». В рамках данной программы наша школа приобрела около 30 типов самых современных словарей. При этом мы не просто работаем по упомянутым книгам с детьми, а создаем на их основе свои школьные словари. Так, в результате совместной проектной деятельности наши ученики подготовили и опубликовали «Словарь юного журналиста» и «Словарь юного читателя». Понятно, что дети иначе относятся к книгам, статьи для которых они писали сами. В частности, именно благодаря этой углубленной работе со словарями за последние четыре года средний балл ЕГЭ по русскому языку в нашей школе вырос на 15 позиций, – уверяет учительница.
Надо сказать, что такое внимательное отношение к пониманию и трактовке значений слов и терминов педагоги лицея прививают на всех предметах, а не только на уроках русского языка и литературы.
– Принцип метапредметности мы стараемся реализовывать и в проектной работе: к примеру, дети, которые выбрали математическое направление, с удовольствием готовят проекты и по музыке, и по экологии, и по генеалогии.
«Генеалогическое.древо» достижений
Одна из тем, о которой педагоги лицея готовы рассказывать бесконечно, – это достижения и победы своих воспитанников.
– Вот в прошлом году наша старшеклассница Люда Лагурева привезла золотую медаль с VIII Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», который проходил в Севастополе. В этом году десятиклассник Миша Азанов завоевал призовое место в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике, – приводит некоторые примеры Оксана Мешкова.
Что касается более «повседневных» результатов, то в рейтинге образовательных учреждений по результатам ЕГЭ 2014 года по обязательным предметам (русский язык и математика) лицей – на втором месте в Ульяновске и на четвертом месте – в регионе. В рейтинге же по предметам по выбору 20-я школа – в абсолютных лидерах и занимает прочное первоеместо в Ульяновской области.
Не отстают от своих учеников и учителя: помимо вполне понятных для педсостава «регалий» (заслуженные учителя РФ, отличники народного просвещения и т.п.), среди педагогов лицея – четырнадцать обладателей гранта Президента в рамках нацпроекта «Образование» и пятеро лауреатов Соросовской премии. Показателен и такой факт: преподаватели 20-й школы являются авторами 45 учебно-методических пособий. Только за последние несколько лет этот коллектив педагогов опубликовал более 1300 страниц научно-методических статей в различных центральных и местных изданиях.
– Также одно из общих «увлечений» нашей школы – это исследование и составление родословных. Дети охотно пишут проекты по проблемам генеалогии. Несколько таких проектов были представлены и награждены на Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества», которая прошла в Казани, – продолжает рассказывать замдиректора.
Выходим на международный уровень
Еще одна «изюминка» лицея – постоянный поиск новых подходов к организации образовательного процесса. В частности, 20-я школа – единственное в области муниципальное среднее учебное заведение, которое входит в Ассоциацию школ Международного бакалавриата стран СНГ.
– Пока мы имеем статус «интересующейся стороны» в этой организации, но со следующего года надеемся перейти на уровень кандидатов, и тогда уже можно будет провести отдельный набор ребятишек для обучения по системе международного бакалавриата, – комментирует куратор данного направления в лицее – учитель английского языка Евгения Шульга.
Учащиеся, прошедшие полный курс обучения по данной программе, получают дипломы международного образца, которые позволяют продолжить образование в лучших университетах мира, в том числе в Великобритании.
– Ассоциация предлагает три программы для обучения. Мы пока выбрали ту, что подходит для среднего звена, – с 5-го по 9-й классы. Участие в международном бакалавриате предполагает довольно серьезные требования как к педагогическому составу (к примеру, все учителя-предметники должны владеть английским), так и к оборудованию школы. В частности, в учебном учреждении должна быть современная библиотека с большим количеством литературы на иностранных языках. Плюс к этому – оборудование кабинетов в соответствии с международными стандартами. В прошлом году лицею были выделены средства из областного и городского бюджетов, что фактически позволило выполнить названные требования, – говорит учительница.
Стоит отметить, что в настоящий момент в названную Ассоциацию входят всего лишь 18 российских средних учебных заведений. Любопытно, что в 2015 году в Ульяновской области планируется провести конференцию школ, внедряющих в образовательный процесс систему международного бакалавриата. Скорее всего, практические занятия участников данной конференции пройдут на базе 20-го лицея и еще одного частного учебного заведения, которое также входит в Ассоциацию.
Школьные традиции
Естественно, жизнь лицея не может исчерпываться только инновациями – в школе существуют свои традиции и преемственность поколений.
– Если говорить о преемственности, то только в этом году у нас целый первый класс (один из четырех) полностью состоял из детей наших выпускников. Есть бывшие ученики лицея и среди педагогов. Вообще, выпускники не забывают свою алма-матер: например, ребята, которые сейчас учатся в московских вузах, с удовольствием приезжают к нам и помогают проводить олимпиады, участвуют в посвящениях, – уверяет Оксана Мешкова.
Кстати, различные «инициации» пользуются большой популярностью среди лицеистов: посвящают и в первоклассники, и в пятиклассники, и при получении статуса «старших». Все это дело проходит в форме различных сценок, концертных и кавээновских номеров.
Отдельно в календаре значимых дат школы стоит праздник «За честь лицея». Он проводится в конце года, весь смысл этого события – еще раз поздравить и дополнительно мотивировать победителей и призеров различных конкурсов и соревнований.
– А вообще, мы наш лицей просто очень любим! Может, в этом и состоит весь секрет успеха, – заключают наши собеседники.
Евгений Нувитов

НАША СПРАВКА
Лицей №20 дважды выигрывал грант в конкурсе «Лучшее образовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы» – в 2006 и 2009 годах.
Сайт школы в 2007 году был признан самым оригинальным в конкурсе школьных сайтов ПФО.
У выпускников лицея есть отдельная страничка в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/club356802), а у некоторых учителей 20-й школы – собственные оригинальные сайты (к примеру, у учителя математики – http://svetlic.ru).