Из цикла «История как факт».
..Как известно, весьма неплохой памятник Карлу Марксу в Ульяновске состоит из двух частей — верхней и нижней. Объясняют это местные краеведы тем, что во времена, когда памятник создавался, не удалось во всей громадной стране найти цельную гранитную глыбу. Вот и пришлось высекать массивную фигуру автора “Капитала” из двух…
Посочувствовать или горько усмехнуться? Невероятный, апокалиптический голод на Волге. Есть случаи людоедства. Американская миссия помощи дает в Симбирске бесплатные обеды полуживым людям. И в эти страшные дни местная советская власть озабочена чем? Крайне наиважнейшим делом —сооружением монумента Марксу. Как же — на родине Ильича без памятника Учителю!
До нас дошли рассказы, мемуары — якобы о громадном энтузиазме тех, кто участвовал в сооружении монумента. На самом же деле власти просто-напросто создали исключительные по тем временам условия труда: усиленные пайки, электрическое освещение. Ударными темпами, без оглядки на повальную нищету, разруху, голод памятник был возведен. И где! Между двумя главными соборами Симбирска!
Но покоя монумент безбожнику не обрел. В последние четверть века он уже два раза крутился на одном месте. Сперва стоял лицом на Север. По предложению краеведов был повернут в эпоху сооружения Ленинского Мемориала лицом на Восток. Затем, когда “раздвигали” путь от обкома КПСС до Мемориала, памятник опять перетащили — поближе к гимназии…
Нет покоя основателю “научного коммунизма”… Как впрочем, и его “гениальному ученику”.
И в завершении темы.
В апреле сорокового года об открытии памятника В. И. Ленину в его родном городе газета “Правда” писала о восторженных тонах. В отчете репортера фигурировали и ветер революции, и красные знамена, и конечно же, ликующие земляки Ильича.
О том же, что никак не могло быть упомянуто в репортаже об открытии монумента, жительница Ульяновска , пенсионерка с тридцатилетним педагогическим стажем рассказывала мне так:
— Храм на Соборной площади хорошо помню. За год до сооружения памятника Ленину его взорвали — готовили “достойное” место вождю. Мы, молодые, восприняли тогда этот факт без особых переживания — нас уже испортило безбожие советских лет. Даже интересно было — стояла церковь — и нет ее! А вот на бабушку моего мужа это так подействовало, что она даже разума лишилась…
Взрывали не просто прекрасный памятник архитектуры — разрушили в душах людей основу бытия. Добавлю к сказанному, что муж этой почтенной женщины имел самое прямое отношение — нет, не к разрушению Троицкого собора — а к увековечиванию памяти Ленина в Ульяновске: он был хранителем и пропагандистом культа вождя на его родине, заведывал музеем в только что открытом Мемориале, ради сооружения которого было еще много чего снесено в городе. Вряд ли этот человек не знал, о драме, приключившейся с его родной бабушкой в связи с открытием памятника вождю. Но всю жизнь он истово проповедывал безгреховность и благодатность и Владимира Ильича, и его великое учение. К изготовлению лапши был причастен.
Как, впрочем, и большинство из нас.