Ульяновская ГИБДД опубликовала статистику ДТП с автобусами за три месяца этого года. Цифры напрягают – 22 аварии и 34 пострадавших.

Как правило, последствия ДТП с участием общественного транспорта всегда тяжелее, чем от столкновения легковых автомобилей больше людей оказывается под угрозой. Самые тяжелые аварии с большим количеством пострадавших в Ульяновской области случались в основном с микроавтобусами на трассах. Например, в прошлом году в Новомалыклинском районе погибли три человека и семеро были ранены после того, как в «Газель», ехавшую в Новую Малыклу из Димитровграда, на большой скорости врезался «Форд Фокус». Произошло это 19 сентября. Примеров можно привести очень много, причем зачастую в страшном ДТП виноваты именно водители автобусов.

Казалось бы, для перевозки пассажиров надо набирать исключительно дисциплинированных водителей, которые никогда не позволят себе сесть за руль в пьяном виде, будут бдительно следить за дорогой и соблюдать правила безопасности движения. Иное показывают проверки, проведенные региональным УГИБДД. С 1 по 15 апреля сотрудники ГИБДД привлекли к административной ответственности 3946 водителей автобусов (сюда включаются и городские маршрутки, и автомобили дальнего следования). Из них трое управляли машинами пьяными, трое были лишены прав. 1312 человек оштрафовали за превышение скорости, еще 27 – за нарушение правил перевозки пассажиров. Пугает число нарушений, связанных с управлением неисправным автобусом, который просто нельзя было выпускать на маршрут – 820 раз инспекторы штрафовали водителей за это.

– Основная причина создавшегося положения – невыполнение владельцами требований, регламентирующих порядок пассажирских перевозок, – пояснили в отделе пропаганды регионального УГИБДД. – У перевозчиков отсутствуют элементарные условия для поддержания автобусов в технически исправном состоянии: базы не оснащены должным образом, оборудование не соответствует требованиям для предрейсовой и послерейсовой проверки технического состояния.

Среди претензий, высказанных ГИБДД предпринимателям, значится и то, что автобусы после окончания рейса паркуются на стихийных стоянках и во дворах домов. Очень часто водители выходят на маршрут без медицинского освидетельствования, прохождения предрейсовых мероприятий и оформления документации. А срок эксплуатации «Газелей», которые являются основным средством перевозки – более пяти лет, причем новые автомобили, хотя и появляются, не заменяют старенькие маршрутки.

Итог – в шести процентах всех ДТП, произошедших в области за три месяца этого года, их участниками стали автобусы. Семь процентов от общего числа пострадавших были пассажирами общественного транспорта.

Однако стоит посмотреть и на другую сторону медали. Профессия водителя нынче не очень-то и доходна. Если те, кто ездит на межрайонных рейсах, частенько не все пассажирские деньги отдают в кассу, а кладут в карман, получая таким образом дополнительный, хотя и незаконный, заработок, то водители при школах, учреждениях культуры или, допустим, «Скорой помощи» вряд ли имеют большую зарплату. Так, по сведениям службы занятости населения Ульяновской области, водителю детско-юношеской спортивной школы «Старт» в Заволжском районе города предлагают зарплату от 5200 рублей. Станция скорой медицинской помощи в Засвияжском районе ищет шофера за 6368 рублей в месяц (причем таких незаменимых людей нужно аж четыре).

Выше средней зарплаты по области водителям предлагают в основном на частных предприятиях, которым регулярно нужно осуществлять поставки, да в районных отделах МВД.

Постоянно «воюют» за повышение платы за проезд частные перевозчики в городе – дескать, без этого никакого улучшения автопарка не ждите. В прошлом году одно подобное сражение было выиграно, когда стоимость проезда в маршрутках повысили до 16 рублей, однако меньше жалоб на работу общественного транспорта не стало.

Сергей Гурьянов