Свое мнение о ситуации в профильной сфере высказали главные коммунальщики Ульяновска
20 декабря «Комсомолка» с целью обсудить текущие проблемы и самые актуальные тенденции собрала за большим круглым столом самых известных и влиятельных коммунальщиков города: представителей областного правительства и мэрии, руководителей профильных предприятий, управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. Областную власть представляли директор Департамента жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Сергей Гигирев, советник губернатора по вопросам ЖКХ Вячеслав Ярош, начальник Государственной жилищной инспекции Ульяновской области Татьяна Картузова, а муниципальную -председатель городского комитета ЖКХ Андрей Павлов. Оживленное общение продолжалось больше двух часов. К сожалению, газетный формат не позволяет в полной мере отобразить всю обсуждавшуюся проблематику. Поэтому сегодня мы знакомим наших читателей с самыми важными мыслями, которые прозвучали в ходе этой встречи.
УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА»
♦ Сергей ГИГИРЕВ, директор Департамента жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
♦ Виктор САКУН, директор ульяновского филиала «Регионального информационного центра» (РИЦ).
♦ Александр ЗАХАРОВ, генеральный директор «ДК № 1 Засвияжского района».
♦ Николай ГУРЬЯНОВ, генеральный директор «ДК Железнодорожного района».
♦ Василий ЖУКОВ, директор УМУП «Теплоком».
♦ Валентин РОЖКОВ, генеральный директор «ДК Ленинского района».
♦ Сергей АФАНАСЬЕВ, генеральный директор «ДК № 2 Засвияжского района».
♦ Дмитрий ЕГОРОВ, генеральный директор «ДК Заволжского района».
♦ Вячеслав МИТРОФАНОВ, председатель ТСЖ «Вектор».
Кризис не только проблема, но и возможность
Директор Департамента жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Сергей Гигирев:
Меня радует то, что в нашем регионе хорошие обороты набирает реализация 185-го федерального закона о капитальном ремонте жилого фонда, согласно которому капитальный ремонт проведен в 14 муниципальных образованиях Ульяновской области. Итог года – 378 домов, в которых произведен полный или частичный капитальный ремонт, освоено 438 миллионов рублей, полученных Ульяновской областью за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Огорчают же растущие задолженности предприятий ЖКХ перед энергетиками, причиной которых являются неплатежи населения. При этом текущий процент собираемости (98 процентов) не позволяет говорить об уменьшении долговой суммы. Такими темпами не вытянем. Также внушает опасения мировой экономический кризис, который в той или иной мере коснется всех. Мониторинг за прошедшую неделю показывает увеличение задолженности на 10 процентов – это серьезный звонок. Однако, как давно было верно подмечено, выгоду необходимо извлекать из любой ситуации. У областной администрации родилась, на мой взгляд, отличная идея: в следующем году официально зафиксированных безработных направлять на работу по благоустройству города в управляющие компании и подрядные организации с выплатой минимальной заработной платы. За каждого принятого человека работодателю 1700 рублей компенсирует Центр занятости, еще какие-то суммы (размер сейчас определяется) дадут областной и муниципальный бюджеты. В итоге коммунальщикам работник по уходу за придомовыми территориями обойдется примерно в тысячу рублей в месяц. То есть и люди при деле и получают зарплату во время кризиса, и город чище станет. Поэтому я уже сейчас обращаюсь к представителям управляющих компаний с просьбой серьезно рассмотреть наше предложение.
Права и обязанности
Директор ульяновского филиала «Регионального информационного центра» (РИЦ) Виктор Сакун:
– В работе РИЦ хотелось бы отметить следующие моменты: за-работал многофункциональный центр на бульваре Фестивальном, 12, специализирующийся на предоставлении 48 видов государственных и муниципальных услуг населению. За основу взят принцип «Единого окна» – гражданин просто сдает пакет документов и после в определенное время приходит за результатом. Такой подход не только делает обслуживание клиентов более эффективным, но и является антикоррупционной мерой. Создана биллинговая система, в которую вошли ведущие банки региона и практически все предприятия ЖКХ: начиная от жилищных организаций, заканчивая «Регионгазом» и «Ульяновскэнерго». В Ульяновске функционируют 22 участка по обслуживанию населения и 86 окон РИЦ.А в области их – более 600. Платежи осуществляются через 58 банкоматов Сбербанка, 55 платежных терминалов, 62 почтовых отделения, а также через 53 отделения Сбербанка в Ульяновске и 29 отделений в Димитровграде.
Среди негативных моментов я бы выделил следующее: многие граждане по-прежнему не хотят исполнять закон. Все знают свои права, но не все помнят о возложенной на каждого ответственности: заплатить за предоставленные услуги. Также необходимо сказать, что все еще не работает механизм взыскания задолженностей. Вероятность их взыскания через судебных приставов очень низка, а другие рычаги воздействия либо не работают, либо неэффективны.
От чего зависит качество услуг ЖКХ?
Генеральный директор управляющей компании «Засвияжье-1» Александр Захаров:
– На данный момент общая задолженность наших абонентов по оплате услуг ЖКХ -более 102 миллионов рублей. И с этим злом мы, как и другие управляющие компании, вынуждены сражаться в одиночку. При этом на нас самих давит долговое бремя: «Засвияжье-1» должна 19 миллионов ВоТГК, 17 миллионов «Теплосервису», и эти суммы увеличиваются – в ноябре энергетики выставили новый счет на 19 миллионов рублей. В таких условиях работать очень сложно.
Безусловно, мы предпринимаем меры: вручены более 40 тысяч предупреждений о погашении задолженности. С теми, кто намерен платить, заключаются договоры о погашении в рассрочку на полгода или на год без начисления пени. Есть очень большие долги (более 100 тысяч с одной квартиры – люди не платят по 4-5 лет) – по этому поводу поданы 281 исковое заявление в суд. А суды -это пошлины, причем немалые, которые опять-таки ложатся на наши плечи.
Результат уже есть: 72 исполнительных листа направлено в службу судебных приставов. Но увы -пока еще не было ни одного фактического взыскания. Наиболее возмутителен тот факт, что среди злостных неплательщиков люди, которые сдают квартиры, комнаты. Не считаю эту категорию населения неплатежеспособной: в большинстве случаев это достаточно обеспеченные люди. Есть среди должников, конечно, и пенсионеры, в квартире которых прописаны дети. Таким людям очень сложно оплачивать коммунальные услуги за тех, кто не проживает в этой квартире. Но таков закон, увы. Пусть этот грех остается на совести нерадивых чад. Еще одна категория неплательщиков – неблагополучные и многодетные семьи. Тут тоже все очень сложно, но списать эти долги мы не можем – нам их не спишет никто.
И самое интересное – должники не стесняются выдвигать требования! Живые примеры: Станкостроителей, 25 – выполнен ремонт на сумму более 200 тысяч, а сумма же сбора на текущий ремонт с жильцов этого дома на первое ноября составляет 68845 рублей. Задолженность по квартплате за жильцами данного дома на 09.10 2008 года составляет более двух миллионов рублей. Улица Пушка-рева, дом 22 – долг больше 1,3 миллиона рублей! Полбина, 49 -930 тысяч! Этот список можно еще долго продолжать. На обслуживании нашей управляющей компании 592 дома! И жильцы таких домов ходят и жалуются вместо того, чтобы гасить свою задолженность.
В подобных условиях обеспечить более качественное обслуживание мы просто не в состоянии. Управляющая компания занимается обслуживанием домов, ну а каково будет качество предоставляемых услуг – зависит только от собственников жилья, от своевременной оплаты.
Началось переселение из ветхого жилья
Генеральный директор управляющей компании Железнодорожного района Николай Гурьянов:
– Самую большую надежду я возлагаю на реализацию 185-го закона это, на самом деле, пример комплексного подхода к проблемам ЖКХ, это то самое внимание со стороны государства, которого все так долго ждали. Однако есть лично у меня серьезные вопросы по этой теме. Не могу понять, почему мусоропровод не считается инженерной сетью и не входит в перечень объектов, подлежащих капремонту по этому закону. Также в этом акте не упоминаются, например, отмостки, крыльца, фундаменты – а ведь на их восстановление нужны большие деньги, которых у наших абонентов нет. Еще один пример: в доме шесть подъездов, но менять систему отопления нужно только в одном из них. Стоимость замены – порядка миллиона рублей. 185-й закон в таком случае не работает – а что теперь делать жильцам? Где им взять миллион?
Еще о положительном: начала работать программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.В зоне ответственности «Южного» в уходящем году были расселены два таких дома -и это уже успех, по моему мнению. Необходимо усиливать работу в данном направлении, потому что ветхое жилье – серьезная проблема нашего города.
Наша компания в этом году установит 14 приборов учета тепловой энергии. После этого можно будет говорить о формировании на нашей территории централизованной системы учета. Для нас это серьезный шаг вперед.
ТСЖ: кто у руля?
Директор УМУП «Теплоком» Василий Жуков:
– Не буду оригинальным, но все же скажу – самой большой проблемой жилищно-коммунального комплекса я считаю неплатежи . Мы сотрудничаем с большим количеством управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. К сожалению, приходится констатировать, что иногда у руля этих организаций стоят случайные люди, совершенно не владеющие ситуацией, а зачастую и просто недобросовестные. И рычагов воздействия на них нет. Так, например, ТСЖ «Вымпел» должно нам 7281611 руб., ТСЖ «Союз» – 1999598 руб., а ЖСК «Комплекс» – 35981508 руб. Вы только вдумайтесь в эти цифры! Сколько собирается денег, на какие нужды они расходуются – совершенно непонятно. Очевидно только одно – нет платежей за поставляемые услуги. И от этого прежде всего страдают простые граждане. Возможно, более активную позицию нужно занять органам местного самоуправления: проводить среди жителей разъяснительную политику, может быть, призывать к ответу нерадивых управленцев. Но запускать ситуацию нельзя, она и так уже усугублена до предела. Управляемость ТСЖ и ЖСК, их прозрачность и добросовестность -это то, на что я бы хотел обратить особенное внимание.
Не оставляйте людей без ремонта!
Генеральный директор управляющей компании Ленинского района Валентин Рожков:
– Вынужден отметить, что, к сожалению, при формировании тарифов зачастую не учитываются интересы управляющих компаний – ив итоге, интересы населения. Объясню это на сле-дующем примере: за вывоз твердых бытовых отходов в прошедшем году мы платили по 39 копеек с каждого квадратного метра. Новый год -это всегда пересмотр тарифов в сторону их повышения, к этому все уже давно привыкли. Существует распоряжение мэра: граждане в новом году не должны платить сумму, превышающую прошлогоднюю более чем на 24 процента. Начинаем рассматривать внимательно новые цены – а вывоз ТБО теперь стоит в три (!!!) раза больше! С людей мы не можем столько взять – это противозаконно. А не будем столько платить – транспортники просто откажутся работать, и район утонет в мусоре. Что делать? Единственный выход -урезать другие расходы. То есть либо содержание, либо ремонт. На содержание меньше денег выделять тоже нельзя – иначе все начнет сыпаться. Остается только ремонт. В итоге – горожане остаются без ремонта. Но это не единственный случай, когда происходит подобное. А что будет завтра при таком подходе? Считаю, что к тарифной политике необходимо подходить с большей вдумчивостью и обязательно учитывать интересы управляющей компании, а значит, населения.
Давайте говорить по существу!
Генеральный директор управляющей компании «Засвияжье-2» Сергей Афанасьев:
– Мне бы хотелось заострить внимание на еще одном больном вопросе – на негативном отношении населения к деятельности коммунальщиков. Со страниц газет и с экранов телевизоров просто-таки льются потоки отрицательной информации. Взбудоражить народ «жареными» фактами очень легко, это очень простой способ сделать себе рейтинг – но разве это профессионально? Постоянно одна и та же картина: берут интервью у тех, кто жалуется, а к нам даже за комментарием не обратятся. Или же обращаются, но потом так слова из контекста вырвут, так их преподнесут, что в следующий раз просто не хочется ничего говорить и объяснять. Создается атмосфера враждебности. А ведь мы – не враги и не вредители, в коммуналке работают грамотные и достойные люди. Да, есть большие проблемы, есть недочеты и недоработки. Но давайте говорить по существу, давайте вместе искать ответ и выход. Очень хочется, чтобы подобное отношение изменилось. Думаю, это будет на пользу всем: и нам, и гражданам, и журналистам.
Тепло – на учет!
Генеральный директор управляющей компании Заволжского района Дмитрий Егоров:
ОДНОЙ из самых больших проблем всех управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК является задолженность перед теплоснабжающими организациями, возникающими из-за разницы в тарифах. То есть мы получаем определенное количество теплоносителя, которое фиксируется приборами общего учета, а население с нами расплачивается по установленному тарифу. Разница между тем, что мы собираем, и теми счетами, которые обязаны оплатить, – колоссальная. Раньше эти выпадающие доходы компенсировались из городского бюджета, потом такая практика прекратилась. И эта разница повисла на управляющих компаниях. Полностью эту проблему, может решить только установка внутридомовых приборов учета, однако подобное мероприятие очень дорогостояще, и нам в одиночку оно не под силу. В данном случае необходима масштабная областная или может даже федеральная программа, подобная 185-ому закону. Если эту проблему оперативно не решить, она просто вгонит нас в еще более глубокий кризис.
За ТСЖ будущее!
Председатель ТСЖ «Вектор» Вячеслав Митрофанов:
– Товарищества собственников жилья, по мнению нашего; правительства, являются оптимальной формой управления жилым фондом. На местах по этому поводу много дискуссий. Но все же думаю, что 2008-й год многим показал, что ТСЖ при основательном и грамотном подходе может эффективно решать проблемы своих^ членов. ТСЖ «Вектор» этот год завершает без долгов перед поставщиками услуг. Мы ведем мощную разъяснительную и контролирующую работу. Это не значит, что все проблемы решены – изношено электрическое хозяйство, например, по-прежнему недостаточно активны жильцы. Но прогресс, по моему мнению, налицо. За ТСЖ будущее – в этом у меня нет сомнений.