Сколько стоит ученик?

Ульяновские учителя со страхом ждут начала 2005 года. С первого января все школы должны будут перейти на новую систему финансирования, в результате которой ученик станет настоящей ценностью. “Наконец-то!” – хором вскрикнут педагоги и родители школяров. Из родителей не будут высасывать деньги на ремонт школы и прочие нужды, а учителям перестанут задерживать зарплату. Однако новая система так называемого нормативного финансирования в Ульяновске не прижилась с самого начала. Только за последние два месяца его пересматривали уже дважды. Палки в колеса реформе вставляет и непринятый областной дефицитный бюджет.

Выживут ли “школы-крошки”?

– С нового года областной бюджет будет финансировать не школы, а учеников, – поясняет руководитель экономического отдела Управления образования Татьяна Котова. – На школяра придется по 6 429 рублей: зарплата преподавателям, надбавки за проверку тетрадей, покупка учебников, технические средства для школы и коммунальные расходы. Реформа приведет к тому, что среди школ начнется жесткая конкуренция, ведь чем больше детей они смогут привлечь, тем больше получат дотаций.

Самый актуальный вопрос для Ульяновской системы образования – что станет со школами. Для кого новая система будет благом, а кого она попросту погубит.

В сурском поселке Сыреси, в одной из самых крошечных в области школ, сегодня учатся всего пять человек – три третьеклассника и два четвероклашки. Раньше в Сыресях была школа-восьмилетка. Сейчас школа – это один класс: небольшая комната в бывшем здании церкви, которая топится от дровяной печки. На стенах пожелтевшие портреты Менделеева и Лобачевского, в углу скелет, в котором не хватает половины костей, на окнах развешены сушеные грибы и орехи – наглядные пособия по природоведению. На пятерых учеников одна учительница Тамара Викторовна Осипова. Она преподает все предметы – от математики и русского до истории и ОБЖ. Закрыть школу нельзя. В районном отделе образования говорят, что найти транспорт, чтобы возить пятерых детей в райцентр, нереально, а отправлять учеников в соседнее село пешком – пять километров по свекольному полю – издевательство.

– На границе с Сыресями находится село Мордовские Сыреси – это уже соседняя республика, – рассказывает специалист районного отдела образования Светлана Ложкова. – Так что образование наши детки получают уже в Мордовии. Похожая ситуация и в селе Елховка – всего восемь учеников, да и во многих деревнях Ульяновской области. После введения новой системы финансирования часть маленьких сельских школ закроют, дети будут учиться в райцентре или в соседних районах.

Учеба – дорогое удовольствие

Татьяна КОТОВА считает, что новое финансирование избавит школы от многих негативных моментов. Например, родители уже не будут раскошеливаться на ремонт классов или покупку книг, а учителя забудут о задержке зарплаты.

Сколько денег получит школа, будет зависеть и от ее статуса: общеобразовательная – меньше всех, гимназия – чуть больше, “богатеями” окажутся коррекционные школы и индивидуальные преподаватели. В интервью “Ульяновскому меридиану” Татьяна Николаевна привела следующие цифры: в 2005 году на одного ребенка общеобразовательной школы городом заложено 5 585,5 руб./год, селом – 8 440,9 руб./год.

– Деньги будут выделяться из бюджета на определенный срок в виде так называемых субвенций, – поясняет Татьяна КОТОВА. – В идеале всем школам нужно обзавестись банковскими счетами, на которые и будут приходить выделенные суммы. Правда, пока такие счета имеют единицы.

– К нормативной системе финансирования школ я отношусь положительно, – рассказывает директор Майнской средней школы Николай Слепцов (эта школа одна из самых продвинутых в районе. При школе есть два кооператива, курсы вождения и приусадебное хозяйство. – Прим. автора). – При новой системе реформирования директор школы должен быть не только педагогом, но еще и хозяйственником. Меня это устраивает: я буду знать, сколько денег приходит и сколько я смогу потратить. Удивляют только сами нормативы. Считаю, что они крайне низкие.

Об этом же, о нормативах, шла речь и с заведующей городским отделом образования Татьяной Глотовой. По ее мнению, новая система толкает руководителей школ на увеличение наполняемости классов и поиск педагогов с более низкими тарифными разрядами – им нужно меньше платить.

Особое опасение у Глотовой вызывает предстоящий переход на нормативно-бюджетное финансирование городских учреждений:

– Как мы будем получать субвенции с 1 января 2005 года, если область до сих пор не может отдать бюджетникам все долги по зарплате?! Не исключаю, что такой переход только ухудшит материальное положение учителей в плане своевременности выплаты заработанной платы.

Город-село

Еще одним яблоком раздора стали гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением предметов. Поскольку обучение в подобных заведениях более затратное, директора считают, что их финансирование сократится в 1,5-2 раза. Однако в областном Управлении образования нас заверили, что для лицеев и гимназий заложили нормативы выше общеобразовательных. Так, на гимназические классы приходится 6 311,1 рублей, на коррекционные – 13 963,1 руб.

Другие обвинения от директоров школ в адрес областных чиновников сводятся к тому, что на сельского школьника денег планируется выделять гораздо больше, чем на городского. Так, разница в размере предполагаемого норматива финансирования городских и сельских школ составит 2855, 4 рубля в год на одного школьника. Подобную “дискриминацию” в Управлении образования области объясняют просто.

– Действительно, нормативы на деревенских школьников выше, – соглашается Татьяна Котова. – Во-первых, мы доплачиваем 25-процентную надбавку сельским учителям. Во-вторых, сельские школы более затратные из-за своей малокомплектности. К тому же часть учебных заведений оборудована мини-котельными, а многих учеников из отдаленных пунктов приходится подвозить к школе на автобусах.

Впрочем, различия в объемах финансирования, похоже, будут урегулированы. Чиновники предлагают нормативы дифференцировать: речь идет о трех уровнях градации подушевого финансирования.