Представители власти со всех трибун сообщают, что скоро в платежках появится строка «капитальный ремонт». Однако в юридическом оформлении концепции капитального ремонта многоквартирных домов есть прямой ответ на очень популярный вопрос: «А можно ли не платить?»
Администрация города Ульяновска опубликовала проект постановления о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора, где содержится перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновска, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора. Это постановление должно быть принято в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса: «В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный законом, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора».
Мэрия планирует решить эту задачу «оптом», а не по каждому дому, как указывает Жилищный кодекс. Количество домов с собственниками, чьи средства планируется «варить в общем котле» – 2569.
По тексту проекта следует, что он принимается в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. Обязательность необходимо юридически препарировать.
Статья 178 Жилищного кодекса указывает: региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, его деятельность осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Фонд, согласно статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Статья 26 того же закона устанавливает, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления.
В 179-й статье Жилищного кодекс установлено, что имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других, не запрещенных законом источников.
К сожалению, есть противоречия с другими нормами жилищного кодекса, где определена обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Кто же должен разрешить такую коллизию? Читал ли кто-нибудь законодательство о капремонте? Что же должны делать профессионалы ЖКХ? Рассказывать о том, как важно участвовать в реализации противоречивых норм, или сначала защитить права людей – судебным или законодательным путем?
Чтение законодательства дает ответы.