Если бы работа театра-студии «Подиум» под художественным руководством Владимира Степановича Казанджана даже не была отмечена многими творческими достижениями, это симпатичное сотоварищество людей, влюбленных в сцену, заслуживало бы только добрых слов уже за то, что для своих постановок они выбирают образцы высокой, а часто и классической драматургии. В наше время упадка культуры, деградации нравственной жизни общества, всеобщей агрессии пошлого массового искусства такая верность искусству подлинному уже заслуживает самой высокой оценки и всеобщего признания.

Для своей очередной премьеры «Подиум» выбрал «Пять вечеров» Александра Володина – культового, как сейчас принято говорить, драматурга 60-70 годов. Пьеса, по-володински тонко, рассказывает о том, как царившая в прежние времена система часто ломала судьбы людей, но сильные духом всегда оставались свободными людьми. Именно такое прочтение пьесы обеспечило ей богатую сценическую историю не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Владимира Степановича трудно заподозрить в ностальгии по советским временам, но свой спектакль по пьесе большого внутреннего драматического накала он поставил как «лирическую историю в стиле ретро». А так как природа, как известно, не терпит пустоты, в том числе и природа искусства, то место драматизма в спектакле по-хозяйски занял сентиментализм, и мы становимся свидетелями истории двух разлученных судьбой людей, которые сумели пронести через годы свою любовь и в финале все-таки обретают друг друга.

Актеры охотно приняли «правила игры», предложенные режиссером, и успешно справились со своими ролями. Достойно ведут свой дуэт Ольга Троицкая (Тамара Васильевна) и Сергей Борисов (Александр Петрович Ильин), очень интересные образы создали молодые актеры Алексей Алещенко (Слава) и Ирина Коноплянова (Катя). А Светлана Купкина (Зоя) и вообще блеснула актерским мастерством, особенно великолепно проведя свою вторую сцену, в которой она прощается с Ильиным и встречается с Тамарой. Несколько невнятно рисует характер своего героя Сергей Корниенко, но роль Тимофеева в спектакле (в отличие от пьесы) настолько эпизодична и чисто функциональна, что общего впечатления от постановки не портит.

Смещение постановщиком смысловых акцентов пьесы на главную роль в спектакле выводят Тамару, и Ольга Троицкая в полной мере оправдывает задачу, которая на нее возложена, создавая интересный и сложный характер своей героини, который показывает в развитии. Да и согласитесь, при прочих равных условиях женская доля всегда воспринимается зрителями значительно эмоциональнее, чем мужская судьба. А уж мастерства одной из ведущих актрис «Подиума» всегда было не занимать.

Сергей Борисов, создавая образ Ильина, в полной мере использует накопленный за долгие годы сценический опыт, обогащая характер своего героя многими сценическими находками. Честно говоря, давно мечтаю увидеть актера С.Борисова в роли, в которой он не мог бы использовать накопленный ранее опыт и, прежде всего, наработанные годами актерские приемы – например, в Тартюфе, Макбете, Шейлоке или в иных работах подобного класса.

А в целом, подводя итог, можно утверждать, что своей первой премьерой наступившего сезона «Подиум» подарил своим зрителям надежду на новые интересные спектакли.

Анатолий ЕФРЕМОВ