Само время опровергло ту точку зрения, что западноевропейский уклад и путь развития являются единственно прогрессивными. Азия давно и прочно перестала быть синонимом отсталости и дикости. Такие разные и непохожие друг на друга азиатские державы, как Япония, Сингапур, Индия, Корея, Казахстан и, конечно, Китай стали или становятся мировыми лидерами, усиливая своё влияние в геополитике, экономике, культуре. Отрицать или не замечать сегодня влияние азийского элемента, значит спорить со временем и с самой жизнью. Отрицая универсальный прогресс, евразийцы выступали за признание русского культурного своеобразия, в чём оказывались близки славянофилам, народникам, почвенникам. В то же время русское своеобразие евразийцы понимали по-своему, отвергая, в частности, славянскую общность и вообще возможность объяснить историю и выстроить будущее России в связи со славянским вопросом. Те немногие культурно-исторические связи русских со славянскими народами ничего, по мнению евразийцев, не объясняют и ничего не обещают. Славянство – всего лишь одна из составляющих русской культуры, не дающая о ней не то, что всеобъемлющего, но и более или менее внятного представления. Понять русскую культуру, считают евразийцы, можно, обратившись к европейскому и азийскому элементам, то есть смешав в воображении Европу и Азию. Все эти построения могли бы показаться забавными измышлениями, игрой ума или оригинальничанием, если бы сегодня евразийство не заявило о своей актуальности и предельной востребованности. Ни П. Савицкий, ни Н. Трубецкой, ни Л. Карсавин, ни кто иной из основателей евразийского движения не мог, вероятно, представить себе, что идеи, отвергнутые современниками, окажутся насущными, спустя сто лет. Что потомки оценят эти идеи и обратятся к ним за спасением. Евразийцам приходилось оправдываться, что их движение не имеет ничего общего с коммунизмом и что, напротив того, «коммунистический шабаш, – по слову П. Савицкого, – наступил в России как завершение более чем двухсотлетнего периода “европеизации” ». Сами же евразийцы призывали освободиться от влияния романо-германской культуры и вернуться каждому народу к своим национальным истокам. К тому же, впрочем, призывали и большевики, чего евразийцы не могли отрицать и, скрепя сердце, признавали формальное сходство. Указывая при этом на фактические разногласия, евразийцы считали большевиков своими антагонистами. «Большевизм , – писал Н.С. Трубецкой, – есть движение разрушительное, а евразийство – созидательное <…> Большевизм – движение богоборческое, евразийство – движение религиозное, богоутверждающее» . Трубецкой не знал да и не мог знать о том, какое будущее уготовано евразийству. Но в отношении большевизма у него не было сомнений. «Большевизму, как всякому порождению духа отрицания , – считал он, – присуща ловкость в разрушении, но не дана мудрость в творчестве. А потому он должен погибнуть и смениться силой противоположной, богоутверждающей и созидательной» . И несмотря на то, что после 1925 г., когда были написаны эти слова, большевизм претерпел многие метаморфозы, Трубецкой оказался прав. Однако его слова не стоит воспринимать как пророческие. Скорее, это логический вывод из верно понятых исторических процессов и точно сформулированного их видения. Но после 1917 г. положение коренным образом изменилось. Все народы бывшей Российской Империи оказались наделены от Революции равными правами, вплоть до права на самоопределение. У каждого народа появилась своя собственная республика со столицей и границами. Республики эти сложились из кусков вчерашней Империи, в том числе из территорий, что называется «исконно русских». Наделённые в той или иной степени самоуправлением и новым самосознанием, все народы оказались в равном положении. А русский народ перестал быть хозяином и собственником, оказавшись одним из народов Советского Союза. ХХ век ясно обозначил два пути развития или, точнее, два способа существования Российского Государства. Прежде всего, это монархия, единодержавная форма правления, при которой власть принадлежит царю. Применительно к России, царская власть имеет мало общего с абсолютизмом западного типа. Царская власть понималась как служение. «Если смысл истории , – писал В.В. Зеньковский, – запредельный (подготовка к Царству Божию), то самый процесс истории, хотя и связан с ним, но связан непостижимо для человеческого ума. Царская власть и есть та точка, в которой происходит встреча исторического бытия с волей Божией» . Другими словами, русское самодержавие отражает православное понимание истории. Именно поэтому русский царь представлял один народ и действовал в рамках мировоззрения одного народа. Все другие народы оставались как бы зрителями или сторонними наблюдателями и пассивными участниками вершащейся истории православного государства. Русский царь не может представлять все народы своей Империи. В то же время, монарх, представляющий в России все народы, не может называться русским царём. Такого рода представительство искажает саму суть русского самодержавия, превращая её в президентство, наместничество, посадничество или кому что больше нравится. Царя же в том смысле, как это было в Российской Империи, в сегодняшней России быть не может. Насаждать сегодня монархию с русским православным царём во главе значило бы разжигать ненависть и вражду, готовую и без того вспыхнуть от малейшей искры. На такое способны только люди, утратившие, по слову Н. Трубецкого, «государственное чутьё в угоду шовинистическому самоутверждению» . Естественным следствием такого рода действий станет распад государства на множество областей, поскольку едва ли многие из народов Российской Федерации захотят добровольно отказаться от благоприобретённых за последние сто лет привычек и самосознания. В то время как ревнители самодержавия рискуют остаться во главе с монархом на клочке заболоченной земли. И уже общим местом стало указывать в подобных случаях на исчезновение выхода к морям, недр и значительной части промышленности. А равно и на одновременное появление обиженных, а потому не слишком-то дружелюбных соседей. Именно по этим причинам возрождение в России монархии дореволюционного образца представляется не чем иным, как вредным мечтательством, отдающим сепаратизмом. То же самое относится и к любой разновидности национализма, независимо от того, русский он или какой бы то ни было иной. Национализм в России не просто никогда не станет основой государствостроения, но приведёт неизбежно к обрушению всего государственного здания. Множеству сосуществующих народов России необходимо сохранять равновесие, поддерживая государственное единство. Всякий национализм в России, включая русский, есть плохо прикрытый сепаратизм. И как только где-то аукнется: «Хватит кормить Кавказ!», тотчас на другом конце страны откликнется: «Хватит кормить Москву!» И на этом, пожалуй, история государства Российского может и прекратиться. Об отсутствии государственной или национальной идеи в России также говорилось достаточно много. Зачем существует страна? Чего ради народам, её населяющим, терпеть и «кормить» друг друга? Что общего у русских с эвенками, у чукчей с чеченцами? И вот тут-то идеи евразийства приходятся как нельзя кстати. Британской Империи давно нет. И вот наконец Шотландия задумывается о том, что, собственно, ей делать в одной связке с Англией и Уэльсом. Целый ряд североамериканских штатов не хотят более иметь общую судьбу. Государству следует во время заботиться объяснением принадлежности разных народов одному целому. Евразия – это географическое, историческое и экономическое целое. Народы в ней связаны общностью исторических судеб. При всём уважении к славянофильским идеям, следует признать, что татары для русских гораздо ближе, чем поляки или чехи. Равным образом, и русские для татар по сравнению с турками и арабами. Географическая, историческая и экономическая близость, а главное – общая историческая судьба, общие взлёты и падения, войны, поражения и победы, пролитая вместе кровь – всё это обладает большим весом, нежели близость этнографическая или религиозная. Об этом наглядно свидетельствуют все войны, которые вела Россия и в которых её народы, пёстрые по этническому и религиозному составу, заодно сражались против христианского Запада. Появившееся в 20-е гг. ХХ в. в среде русских эмигрантов, после II Мировой войны евразийство было забыто. Но к концу ХХ в. интерес к нему возродился, хотя по сей день евразийство не стало государственной идеологией или идеологией, скажем, образованного класса. Однако именно евразийские идеи дают ответы на поставленные сегодня временем вопросы. Такого рода непрояснённые вопросы отнюдь не умаляют главного, что есть в евразийстве. А именно: Само собой разумеется, что обращение России в Евразию не будет безболезненным и скорым. Но увидев совершенно очевидные для себя преимущества, стоит противостать любым противникам перехода в евразийство. Тем более что сегодня, в силу всем хорошо известных внешних и внутренних причин, переход этот назрел, а само евразийство, как и некогда раньше, представляется актуальным и в определённом смысле, спасительным. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
иван
Евразийство – очередная химера, возникшая среди растерявшихся интеллигентов после 1917 и подхваченная нынешними умниками. На идее можно построить нечто временное, идея без опоры на народ ничтожна. Пора признать, что Россия – государство русского народа и русской культуры, с которыми сосуществуют другие народы, признающие державаобразующую роль русской культуры, и имеющиее свою не территориальную но культурную автономию.
Жан Миндубаев
Молодец Иван.Честно и прямо. Без всяких ленинских вывертов – да к тому же еще и с территориальным разделением.Любая территориальная автономия чревата смутами. Так я по деревенски думаю.