Сотрудники Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» по собственной инициативе продолжают подвижнические традиции российских просветителей.
Начнем с того, что сам по себе этот федеральный государственный историко-мемориальный музей-заповедник в Ульяновске – явление уникальное в масштабе России. Далеко не каждый город может похвастаться тем, что в самом его центре сохранился сгусток старины, а именно – историко-культурный комплекс русского провинциального города середины Х!Х – начала ХХ веков с его зданиями и усадьбами.
15 небольших, но содержательных музеев, «Выставочный зал на Покровской» и Детский музейный центр подробно рассказывают о культуре, быте, образовании, торговле, ремеслах наших предков-симбирян.
Нигде в стране нет комплекса из трех музеев с разными видами образования в Российской империи: национальной чувашской школы, народной школы и классической гимназии. А в Ульяновске есть! Причем ничего подобного музею «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» вы не найдете даже в Республике Чувашия. В заповеднике же живы и стены, и половицы здания, помнящего замечательного просветителя чувашей…
Десятки экскурсоводов всех музеев заповедника готовы поведать о том, как и чем жили горожане прошлой эпохи, какими они были. Но где же толпы любознательных посетителей, жаждущих постигать, впитывать это? Увы, бума интереса не только к этим, но и к другим музеям нашего города не наблюдается. Это, впрочем, общероссийская тенденция и, увы, – общероссийская беда.
Казалось бы, музейщикам в этих условиях остается вспоминать старые добрые советские времена, когда дело обстояло иначе, и ждать, когда начнет набирать обороты туристическая индустрия. Но примерно год назад они решили, что нужно что-то делать, как-то противодействовать историческому беспамятству. Тогда и родился проект «Воспитай патриота», цель которого – воспитывать подрастающее поколение в любви к малой родине, в стремлении работать на благо Отечества.
Александр Зубов, директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», известный в России защитник старины и человек, который жизнь положил на создание музеев в заповеднике, рассуждает следующим образом:
– Почему сейчас встала проблема патриотизма? Историю в школе исключили из числа обязательных предметов. Она теперь по выбору. Но выберут ли ее? Не выберут! Что из этого получится? Вырастут люди, которые знают только, что дважды два четыре, а также – купи-продай. Последствия видны уже сейчас. Недавно, например, я принимал экзамены у студентов-историков выпускного курса. Был свидетелем того, что даже отличники плохо знают историю России. Нужно попробовать повернуть этот негативный процесс вспять.
– Бесценное наследие, которое накоплено в наших музеях, должно работать, и прежде всего, – на подрастающее поколение, – убеждена специалист по связям с общественностью Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ольга Олина.
– У ульяновцев нет особой необходимости для знакомства со стариной ехать в Самару или в Казань. До наших музеев легко добраться на трамвае или маршрутке и получить максимум положительных эмоций и полезной информации.
Проект «Воспитай патриота» достаточно прост. Школьникам с первого по седьмой классы предлагается приобрести абонементы на пять посещений в год разных музеев заповедника. Там их ждут экскурсии, интерактивные занятия, рассчитанные на возраст ребят. На старшеклассников рассчитаны две туристические программы с посещением трех музеев.
Плата за абонемент почти символическая. Сто рублей -вполне по карману родителям городских школьников. Абонементы для сельчан стоят и того меньше – 80 рублей на четыре посещения в год музеев. А дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, опекаемые дети, дети и внуки учителей вообще не платят за все удовольствие ни копейки.
А это действительно удовольствие, да еще и с пользой, – побывать на уроке чистописания в дореволюционной школе, посидеть на деревянной парте и вывести буквы старинным пером, отведать чаю из настоящего, а не электрического самовара, вдохнуть запах дерева в столярной мастерской, познакомиться с ремеслами, что-то смастерить своими руками.
Музейщики признаются, что поначалу не все было гладко.
– В некоторых городских школах, куда мы приходили с предложениями, не сказать, чтобы нас воспринимали совсем в штыки, но долю негатива мы получили, – рассказывает Ольга Олина. – Как это ни странно, но про нас, то есть про заповедник, знали далеко не все.
– Выяснилось, что часть педагогов не были в наших музеях, – продолжает заместитель директора по развитию Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Оксана Соловей. – Мы специально вывозили к нам учителей и директоров. И глаза у них загорались интересом…
Был десант музейщиков и в сельские районы. Любопытно, что люди там оказались более отзывчивыми. Встречали как родных, вспоминали старые добрые времена, традицию посещения музеев. Уже в ноябре прошлого года в музеи заповедника на экскурсии приезжали дети из 28 школ сел Ульяновской области.
Проект «Воспитай патриота» реализуется около года. За это время произошел настоящий прорыв. Сейчас в него активно включились 30 школ, в которых почти все классы имеют абонементы, в 20 школах абонементы есть примерно у трети классов.
Проект получил поддержку и от городской, и от областной власти. Создана региональная образовательная программа «Воспитай патриота». В мае прошлого года старт проекту дал сам губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он провел открытый урок для школьников в музее «Симбирская классическая гимназия».
Уже есть отклики от педагогов. Вот авторитетное мнение заместителя директора по научно-методической работе школы № 62 Светланы Скрыгиной:
– Когда мы узнали об этом проекте, то очень обрадовались. В нем удачно совмещены история и педагогика. Сотрудники Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» приехали к нам с предложениями, какие мероприятия в своих музеях они могут проводить для детей. Мы дали им некоторые советы от себя. Стали выезжать. И учителя, и учащиеся довольны. Решается проблема профориентации. Дети видят горящие глаза экскурсовода, сами загораются. На вопросы – лес рук от желающих ответить, все рвутся в «бой». Знания получают, впечатления потрясающие. Они проникаются атмосферой музеев и мысленно переносятся в другое время. Такой перенос очень для них полезен. Потом уже в школе мы обсуждаем с ними увиденное и услышанное. Воспитательный эффект переоценить невозможно. С транспортом проблема решается просто. У кого-то из родителей своя маршрутка есть, кто-то на автобусе работает. Родители прекрасно понимают, что при их загруженности на работе им некогда самим регулярно вывозить детей в музеи.
Как проект будет развиваться дальше? В заповеднике думают над большей доступностью музеев и, прежде всего, для сельских детей.
Школьников и педагогов будут приглашать на музейные праздники. В первые две недели лета это – «Письмо из будущего» и «Происшествие на Московской». Еще одно мероприятие – «Праздник на Московской» – предполагается сделать общегородским. В перспективе для юных краеведов планируется устроить краеведческую научную конференцию – аналог «Сытинских чтений», рассчитанных на взрослых.
Гражданская позиция сотрудников Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» с их инициативой и реальным делом для пользы общества не может не вызывать похвалы и уважения. Если бы подобным образом действовали многие в нашей стране, за будущее российского государства можно было бы быть спокойным…
Ирина Морозова