25 октября в концертном зале филармонии впервые в Ульяновске выступил известный европейский органист-виртуоз Доменико Северин – профессор Парижской консерватории, главный органист собора Сент-Этьен во французском городе Мо.

Родился он в Италии, окончил Венецианскую консерваторию по классу органа и органной композиции, затем учился во Франции в консерватории в Булонь-Билланкуре у профессора Наджи Хакима.
Сотни концертов в различных странах мира, яркие выступления на международных фестивалях органной музыки поставили Доменико Северина в ряд органистов первой величины. Северин считается специалистом по итальянской органной музыке рубежа XIX-XX веков, блестяще владеет барочным и романтическим репертуаром, а также является автором собственных композиций.

Его исполнение даже известных вещей – всегда событие. Он умеет показать свое понимание музыкального произведения и убедить слушателя задуматься над этим. В концертной программе Доменико Северина мирно уживаются признанные шедевры органной музыки и произведения малоизвестных для нас композиторов прошлого и современности. Так, впервые на сцене Ульяновской филармонии прозвучала танцевальная пьеса эпохи Возрождения из сборника Аттеньяна, погружая слушателей в глубокое прошлое европейской музыки.

Еще одно открытие, которое ждало на концерте, – «Вариации на тему Паганини для педали соло» английского композитора и органиста Джорджа Талбен-Болла. Для непосвященных поясним: педаль – это ножная клавиатура органа, а все, что связано с именем Паганини, означает высшую степень виртуозности в музыкальном исполнительстве.

Когда «Вариации» исполнялись ногами, возникла мысль, что музыкант дал бы фору любому спортсмену в области владения телом, а уж если принять во внимание, какие чувства и мысли он может передать!..

Не будучи знатоком органной музыки, я, тем не менее, был увлечен исполнением Северина. Совершенно разные мотивы порождали многообразные визуальные образы: иногда восточный храм вдруг окружался завоевателями-крестоносцами, нарастала трагедия, которая разрешалась просто и легко, почти мотивом из детской песенки.

Одно из исполненных произведений, «Искупление», открыло мне новый смысл этого слова. Искупление до этого было для меня только жертвой и страданием, выраженное же посредством органа вдруг предстало как некий подарок, как возможность увидеть и постичь свет.

Для тех, кто никогда не был на органном концерте, хотелось бы сказать, что хотя это и не зрелищно внешне, но совсем нескучно. Северин подарил Ульяновску два часа сказки, красивой, большой и, главное, близкой, потому что каждый во время его исполнения сочинял ее для себя сам.

На мой вопрос, почему он выбрал орган, Доменико Северин ответил:

– Это очень большой и многообразный инструмент, который нельзя исчерпать, тем более что каждый орган отличается от другого, поэтому всякий раз делаешь открытие для себя и для слушателей.

Очень хотелось бы пригласить друзей и знакомых на этот концерт, но он, увы, был единственным. Приходите чаще в ульяновский Дом музыки, чтобы не пропустить Чудо.

Павел Половов