А финансами не обеспечили…
Отдельные проявления реализации Федерального Закона №131 председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин назвал «безобразием». Это произошло во вторник, 11 июля, в областной администрации на совещании, посвященном реформе местного самоуправления.
Никто не спорит, что намерения у разработчиков Федерального Закона №131 были благими: приблизить власть к народу и дать возможность самим жителям решать вопросы местного значения. Соответственно были поделены функции и полномочия между разными уровнями власти. На деле все стало выглядеть сложнее, запутаннее, а иногда и несправедливо. Пока почти все, от Президента до глав муниципальных образований и сельских поселений, говорят о том, что сам закон необходим, но он крайне нуждается в доработке и корректировке.
Как известно, Ульяновская область приступила к реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в числе первых – с 1 января 2006 года, хотя мы могли бы подождать еще год – другой. Аргумент в пользу того, чтобы мы безоглядно бросились в пучину новой реформы, был прост: все равно ее не избежать, и чем быстрее мы станем жить по-новому, тем лучше.
Самая главная проблема при воплощении нового закона в жизнь – у местных бюджетов не хватает средств на выполнение тех задач, которые на них возложены новым законом. Оказывается, в России лишь 2% финансово самодостаточных муниципальных образований. Большинство регионов – дотационные. К ним относится и Ульяновская область, треть бюджета которой • это дотации из федеральной казны. Получается, что Москва предоставила местным властям новые права, но при этом деньгами их не подкрепила. Федеральный бюджет профицитен, а муниципалитеты (а именно в них живут российские люди) задыхаются от безденежья. В этом и заключается главное лукавство новой реформы.
Да, выделено на реализацию ФЗ №131 ничтожно мало, а вот нехватка средств уже составляет 360 миллиардов рублей.
Весьма проблематично развивать самоуправление, если муниципальным образованиям оставили лишь два собственных налоговых источника – земельный налог и налог на имущество физических лиц. Они по своей скудости не покрывают потребностей муниципалитетов и сельских поселений. Отсюда – финансовая зависимость от регионального и федерального бюджетов. Прибавьте к этому постоянный рост тарифов на энергоносители. А без денег разговор, о развитии местного самоуправления превращается в говорильню.
Кроме финансовой поддержки закона №131, Сергей Вадимович высказался за создание в стране особых экономических зон и присоединение отстающих регионов к сильным, чтобы снизить их дотационность. Однако он дал понять, что Ульяновскую область он считает вполне перспективной.
Большая проблема – это подготовка кадров для местного самоуправления. Люди, к примеру, попросту не умеют формировать бюджет своего поселения и эффективно расходовать средства. Уровень квалифицированности сотрудников органов местного самоуправления в сельских районах также невысок, как следствие – большое количество опротестованных прокуратурой принятых на местном уровне решений. На подготовку людей также потребуются значительные деньги, но их нет.
Мэр Ульяновска Сергей Ермаков сообщил собравшимся о положении областного центра в связи с реализацией закона №131. Муниципальное образование «ГородУльяновск» тщательно подготовилось к реформе местного самоуправления, но трудностей и проблем
появилось еще больше, нежели их было до начала 2006 года. Главная из них, как и по всей области, – недофинансирование. Собственные доходы Ульяновска составляют 2,3 миллиарда рублей. Из них 1,7 миллиарда – это зарплаты «бюджетников», а остальные 600 миллионов на все остальное: ремонт жилья, дорог, подготовку к зиме и прочее. То есть, вот тебе, город Ульяновск, 600 миллионов, и – ни в чем себе не отказывай! При этом на территории областного центра налогов собирается около семи миллиардов рублей. Кстати, из-за того, что у нашего города отобрали некоторые налоговые источники (где, спрашивается, логика?), в этом году и без того нищая и дефицитная казна Ульяновска потеряла 370 миллионов рублей доходов. В итоге городской бюджет 2006 года оказался на 73 миллиона меньше, чем казна 2005-го. На этом фоне к Ульяновску присоединили пригородную зону, и по территории он стал в два раза больше. Город должен брать на свой баланс изношенное коммунальное хозяйство, разбитые дороги, все ремонтировать, готовить к зиме. Ульяновску на это никаких средств не дали, хотя необходимо несколько сот миллионов рублей. Вся социальная сфера пригородной зоны автоматически передана Ульяновску, а там масса обанкротившихся предприятий. Суды обычно принимают решения, обязывающие муниципалитет принимать и содержать имущество этих банкротов. Денег на это тоже нет. В 2006 году Ульяновск принял 300 домов, в следующем году возьмет еще 400, как правило, десятилетиями не ремонтировавшихся. Последний пример: войсковая часть в поселке Поливно готова уйти на новое место дислокации. После нее останутся жилье, котельная, сети. Город будет вновь вынужден это хозяйство принять. По мнению Сергея Ермакова, органы местного самоуправления в этих случаях должны иметь судебную защиту. По предварительным подсчетам, на подготовку к зиме в Поливно потребуется около 24 миллионов рублей, иначе люди замерзнут. В целом, сегодня городу для полнокровного существования не хватает четырех миллиардов рублей. И не похоже, что их Ульяновску кто-то даст. А полномочия (читай: ответственность), – пожалуйста!
Туго идет реформа местного самоуправления и в сельских поселениях. Бюджеты сел крайне малы. Кроме того, на местную власть возложили обеспечение пожарной безопасности, паспортно-визовые структуры, функции призыва в армию. Неслучайно число пожаров в сельской местности в последнее время увеличилось. Именно эти факты Сергей Степашин назвал безобразием, ведь всегда вопросами чрезвычайных ситуаций занимались федеральные структуры.
По итогам совещания принята резолюция, в которой были указаны все выявленные недоработки закона №131. С ней будет ознакомлен Президент страны.
Впрочем, совещание завершилось на приятной ноте: аудитору Счетной палаты РФ Сергею Рябухину торжественно присвоили звание «Почетный гражданин города Ульяновска».
Сергей Евсеев