Социологи, маркетологи, неангажированные экономисты и другие специалисты к инициативе мэра Сергея Ермакова о возвращении городу исторического названия Симбирск могли бы добавить немало своих аргументов «за».
Во-первых, по вопросам «прибылей» и «убытков» от переименования нужно рассуждать не дилетантам и не на эмоционально-бытовом уровне. Необходимо, прежде всего, обратиться к специалистам, глубоко и объективно изучавшим не только вопросы переименования городов, но и корпораций или хотя бы торговых марок (брендов). А о сокращении некоторых неудобств и затрат тоже можно посоветоваться с исследователями из городов, уже прошедших этап переименования.
Возможно, никакого референдума и не потребуется, если судебным или правительственным постановлением отменить незаконное решение 1924 года о переименовании Симбирска в Ульяновск. Напомню, что оно принималось без всякого референдума и вразрез с волеизъявлением В. И. Ульянова (Ленина).
Что касается мифа о широкой известности города Ульяновска за рубежом, то на самом деле -все это с точностью наоборот. На современных относительно подробных картах мира, выпускаемых на Западе, на месте Ульяновска мы с интересом обнаруживаем надпись «Simbirsk»!
…Из рекламно-маркетинговой практики известно, что несколько даже простых упоминаний какого-либо названия в новостях сильно повышает к нему внимание целевых аудиторий, вызывает дополнительный интерес потенциальных инвесторов, совместных и венчурных предпринимателей, эмигрантов и прочих деловых людей. Сразу учащаются обращения в Интернет за конкретными подробностями и так далее.
Конечно, психологически проще было бы возвращать исконное историческое название городу одновременно с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Самарой… Зато сейчас -дешевле, зная и перенимая их опыт. Возможно, что в связи с организацией «особой портовой зоны» даже прибыльнее. А уж, если, наконец, заработают «социальные лифты», и уменьшится «бегство» капиталов, интеллекта и активно-трудового населения, то возрождение и даже относительное процветание Симбирска станет реальным.
К сведению сомневающихся: в 99% случаев очистить название от чего-либо, бренд от прикипевшего к ним отрицательного имиджа (ассоциаций, образов, стереотипов) практически невозможно, чрезвычайно затратно и продолжительно по времени. А вот раскрутка новых, к примеру, зонтичных брендов: «Симбирия», «Симбирское здоровье», «Родина Обломова» и т. п. может стать сверхприбыльным делом.
В общем, по предварительному подсчету плюсов-минусов и по опыту других городов понятно, что возвращение исторического названия городу будет справедливо и полезно. Тем более что нам сейчас так не хватает дружелюбности, земляческой сопричастности и взаимоподдержки, равноправия и, следовательно, – патриотических чувств к малой родине.