У Генеральной прокуратуры возникли претензии к особым экономическим зонам в Приморском и Хабаровском краях, в Мурманской области и к ОЭЗ туристического кластера Северного Кавказа. Теперь они могут быть закрыты
РБК ознакомился с итогами проверки работы особых экономических зон, которую проводила Генеральная прокуратура. Ведомство делает вывод о «многочисленных нарушениях законодательства» в деятельности органов власти федерального и регионального уровней, АО «Особые экономические зоны» и иных компаний, осуществляющих управление зонами.
Достоверность материалов, в которых излагаются итоги проверки, подтвердил представитель Генпрокуратуры. Он уточнил, что Генпрокуратура весной проводила проверку исполнения законодательства об особых экономических зонах и недавно представила ее итоги президенту.
В документе говорится, что государство выделило на создание 33 особых экономических зон 179 млрд руб. из бюджетов всех уровней, инвестиции со стороны резидентов составили 177 млрд руб. Полученные средства длительное время не используются, а просто размещаются на депозитах. При этом расходы на оплату труда в управляющих компаниях и выплату поощрений не ставятся в зависимость от достигнутых целей и результатов. Размер премий у сотрудников АО «ОЭЗ» за 2015 год составил 180 млн руб. (треть от фонда оплаты труда), подсчитали в Генпрокуратуре. При этом до сих пор отсутствует единая стратегия их развития, не развивается инфраструктура, не создаются условия для привлечения инвестиций. Сложившаяся ситуация, говорится в отчете, привела к «возникновению оснований» для закрытия десяти зон — на их территории так и не появилось резидентов, говорится в материалах Генпрокуратуры. Речь идет об ОЭЗ в Приморском и Хабаровском краях, Мурманской области, а также семи ОЭЗ, входящих в туристический кластер Северного Кавказа.
Кто под ударом
О том, что число ОЭЗ может быть сокращено, 9 июня сообщил «Коммерсантъ». По данным издания, 27 мая президент Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегии работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ до разработки единых подходов к их созданию и прекращении работы неэффективных ОЭЗ. Поручение последовало вслед за проверками ОЭЗ Генпрокуратурой и Счетной палатой и доклада о неудовлетворительной работе ОЭЗ от главы контрольно-счетного управления администрации президента Константина Чуйченко.
Проверкам ОЭЗ предшествовала встреча Путина с активистами Общероссийского народного фронта (они входят и в рабочую группу Минэкономразвития по ОЭЗ). В ноябре 2015 года активисты ОНФ представили президенту критический доклад об экономических зонах. Как рассказала РБК руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко, в докладе упоминались несколько зон, в том числе те, в которые «не вложено ни копейки», хотя зоны существуют много лет. Например, портовая ОЭЗ «Советская гавань» в Хабаровском крае и туристическая «Ворота Байкала» в Иркутской области. 80% ОЭЗ полностью неэффективны, говорит Муталенко. Самый большой вопрос у ОНФ к туристической ОЭЗ в Бурятии. «В ее рамках построили инфраструктуру на 4 млрд руб., — утверждает она. — Но якорных инвесторов не удалось привлечь. Шли разговоры, чтобы отдать зону в управление региону, но он не потянет такое». Неэффективна, по мнению активистов ОНФ, и портовая зона в Ульяновской области, где не появилось «ни канализации, ни водоснабжения», а также технико-внедренческая ОЭЗ в Зеленограде и туристическая «Долина Алтая». «В целом туристические ОЭЗ самые слабые», — говорит Муталенко.
В соответствии с федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» решение о закрытии той или иной ОЭЗ принимает правительство. Какие зоны могут быть закрыты еще, не решено, говорят РБК два источника в правительстве. «Но выводы можно сделать самостоятельно. В соответствии с законом если в течение трех лет на территории ОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента и не ведется деятельность, соответствующая типу зоны, то такая зона может быть закрыта. Исходя из этого мы будем предлагать правительству принять решение», — говорит чиновник Минэкономразвития. Среди зон, которые могут быть закрыты, обсуждаются в основном туристические, говорит источник в правительстве. Он отмечает, что в целом это решение долго вырабатывалось в правительстве, в частности у вице-премьера Дмитрия Козака. Официальный представитель вице-премьера отказался от комментариев.
Козак в ноябре 2015 года заявлял, что те зоны, которыми не захотят управлять регионы, будут ликвидированы. «Что касается в целом эффективности этого института (ОЭЗ), то я его оцениваю на троечку. На сегодня пять зон, которые работают достаточно хорошо. Среди них — Липецкая зона, «Алабуга», Тольяттинская. Многие, к сожалению, не дотягивают», — сказал он тогда (цитата по «РИА Новости»). Как писал «Интерфакс» со ссылкой на чиновника в финансово-экономическом блоке правительства, в бюджете в 2017–2019 годов не будут предусмотрены деньги на строительства ОЭЗ.
Приговор аудиторов
Выводы Генпрокуратуры частично совпадают с результатами проверки Счетной палаты, которая, как уточнил ее представитель, также ранее проверила исполнение законодательства в сфере ОЭЗ по поручению президента по итогам встречи с активом ОНФ. В отчете Счетной палаты, представленном весной этого года, говорится, что с учетом соотношения вложенных средств федерального бюджета, предоставленных ОЭЗ налоговых и таможенных льгот к общему объему инвестиций резидентов и к уплаченным налогам и таможенным платежам (с учетом созданных рабочих мест) на данный момент нельзя назвать эффективными ОЭЗ туристического кластера. Проверялась работа за 2014–2015 годы, при необходимости более ранние периоды.
Среди неэффективных называется портовая ОЭЗ «Советская Гавань» в Хабаровском крае (создана в соответствии с постановлением правительства от 31 декабря 2009 года): по подсчетам Счетной палаты, объем вложенных в создание этой ОЭЗ средств федерального бюджета составил 183,7 млн руб., привлеченные инвестиции отсутствуют. А относительно ОЭЗ в Мурманске, созданной осенью 2010 года, говорится, что за 2014 и 2015 годы (на 1 января 2016 года) не создано ни одного рабочего места.
В Приморском крае была создана туристско-рекреационная ОЭЗ «Остров Русский». АО «ОЭЗ» заключило договор с Институтом региональной политики на разработку концепции развития этой зоны. Стоимость услуг составила 23,6 млн руб. По итогам работы создание экономической зоны было признано нецелесообразным из-за «невысокого рекреационного потенциала острова и его довольно сурового климата», говорится в отчете Счетной палаты. Минэкономразвития в конце 2015 года направило доклад в правительство о повторном рассмотрении вопроса о прекращении существования ОЭЗ на острове Русский.
Ранее, как следует из материалов СП, ОЭЗ «Остров Русский» уже пытались закрыть — в 2014 году. Но на совещании у Козака в январе 2015 года приняли решение о ее развитии без федерального финансирования. Также шла речь о необходимости передачи Министерством обороны земельных участков в собственность администрации Приморского края с обязательством администрации привлечь резидентов на территорию ОЭЗ. «Минобороны России необходимые земельные участки в собственность администрации Приморского края до настоящего времени не переданы, в связи с этим развитие ОЭЗ ТРТ «Остров Русский» невозможно», — говорилось в отчете Счетной палаты.
Официальный представитель АО «ОЭЗ» сообщил РБК, что проверки СП и Генпрокуратуры были, но с вопросами о том, какие зоны могут быть закрыты, переадресовал в Минэкономразвития. Представитель министерства сообщил РБК, что в ведомстве «есть только поручение о разработке единых подходов к ОЭЗ» и что Минэкономразвития ведет работу по совершенствованию института ОЭЗ с учетом замечаний и предложений по результатам проверок. «В настоящее время идет работа с регионами по заключению соглашений по передаче им полномочий по управлению ОЭЗ», — уточнил представитель ведомства.
Урий
Кроме заголовка, в тексте нет про нашу Ульяновскую зону. Ее закрывают или нет? Теперь не будет новостей где обедал и куда съездил Барышников?